Парки Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185–1333) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии: все объекты должны быть разных размеров, ни одна из воображаемых линий, соединяющих предметы, не должна иметь ту же длину, что другая, ни быть параллельной ей.

Работа содержит 1 файл

парки понии.docx

— 6.50 Мб (Скачать)

Встречаются на следующее  утро после любования сакурой  двое:

– Ну как тебе вчерашняя  вечерняя сакура?

– Сакура? Ой, а вверх-то я  так и не посмотрел…

Вдоль мест цветения сакуры предприимчивые торговцы ставят палатки  и продают всякие разности с пылу с жару, причем далеко не дешево. На мангалах жарят маленькие шашлычки из курицы – якитори, а на железных горячих столиках все – от жареной лапши и блинов с наполнителем из капусты до мяса и морепродуктов. Цены кусаются. Русского человека удивила бы картофелина, поджаренная на горячей плите, за пять долларов или небольшой кальмар на палочке за семь. Но на улице праздник и торговля идут бойко.

Праздник проходит, и больше всего поражает, что наутро под  деревьями – идеальная чистота. Конечно же, не только от того, что  все уносят мусор с собой либо выбрасывают в специально отведенные для этого места, но и благодаря  труду уборщиц, рано утром прочесывающих  место вчерашнего празднования. Любование  сакурой длится чуть больше недели, после чего брезентовые подстилки  сворачивают и убирают до следующего года.

Кому-то сидение на голой  земле за холодной закуской из принесенных  с собой пластиковых коробочек  и выпивкой в толпе таких же любителей сакуры может показаться странным, но в этом проявляется  и характер японцев: и близость к  природе, и первобытный коллективизм, и неприхотливость, и отсутствие стремления выделиться. Будете в Японии в это время – непременно присоединяйтесь  к этому традиционному празднику.

Все сады в Японии призваны вызывать у человека иллюзию  пространства и погружать его  в идеальный мир, далёкий от нашего бренного и несовершенного мира, но в этой совокупности выделяли несколько  типов, каждый из которых имел свой способ достижения иллюзии пространства и своё предназначение.

Исторически сложились  следующие типы садов:

дворцовые;

храмовые;

сады чайной церемонии;

сады у жилого дома .

Каждый из этих садов мог быть плоским или  сочетать плоскую поверхность с  возвышенностью, большим по площади  или совсем маленьким. Самыми большими по объему являются парковые сады, пришедшие, как водится, из Китая в VI—VII вв. До нашего времени они практически не сохранились из-за многочисленных войн и стихийных бедствий. В качестве примера такого сада можно привести Парк божественных статуй в Киото: в таких парковых садах проводились состязания музыкантов и слагались стихи, а также придворные катались на лодках и участвовали в банкетах – разумеется, всё это происходило с участием императорской семьи. Как правило парковые сады устраивались на равнине рядом с естественным водоёмом, иногда частью садов становились и прилегающие рисовые поля. После того, как в Японию проник буддизм, вид парковых садов несколько изменился, чему изрядно способствовали приезжавшие мастера из Индии и Китая. Обязательными элементами стали горбатые мостики и каменные насыпи, напоминающие буддийскую триаду: крупный камень, средний и маленький рядом.

В период Хэйан (IX-XII вв.) появляются дворцовые сады с их утончённостью, изысканными формами. Эти сады использовались для развлечения знати, придворных праздников, а также для размышления и отдыха, и по площади занимали подчас довольно значительные территории, по которой было интересно и удобно гулять. В основе дворцового сада лежат озеро и остров, поэтому сад обустроен таким образом, чтобы его можно было созерцать как из дома, так и с воды. Обязательными элементами дворцовых садов являлись те же мосты, светильники, ограды, скамейки и ворота, также имелись пагоды, арочные мостики и композиции из естественного камня – всё это должно было расположить посетителя к созерцательности и размышлениям.

Появление садов  при монастырях тесно связано  с положением дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало эстетичности восприятия, выработке  поэтическо-метафорического способа  мышления. Сады должны были располагать  к созерцанию и вызывать эмоциональный  отклик. Основным принципом в создании сада было гармоническое равновесие всех его элементов. Этот принцип  можно сформулировать как отрицание  равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового  размера, в их размещении недопустима  симметрия.

Сады при храмах создавались по принципу монохромной  картины, все элементы которой соответствовали  одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались  сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной.

Главной целью и  задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно  обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также  стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались  по саду, проникаясь меланхолическим  настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.

Происхождение чайного  сада тесно связано с чайной церемонией, появившейся как светское действие в XVI в. Возникло понятие «тядо» — путь чая, путь единения людей в процессе отвлечения от мирской суеты. Чайный сад (тянива) составлял единый ансамбль с чайным домом, его устройство должно было производить впечатление естественной жизни природы в ее сезонном ритме. Чайный сад — дорожка из камней неправильной формы, положенных среди мхов. Дорожка петляла среди кустов, деревьев и приводила к источнику воды, где совершалось омовение рук. Чайный сад отгораживал дом от окружающего мира, а прогулка по нему должна была вызвать в душе посетителя ощущение безмятежного покоя. Убранство сада, согласно канонам, должно было напоминать уголок первозданной природы.

Как правило, при  японском доме устраивался небольшой  сад, который как бы расширял границы  дома. Пространство этого сада строилось  с таким расчетом, чтобы зритель  мог чувствовать себя окруженным природой: с разных точек зрения открывались новые перспективы, каждое растение и каждый камень занимали свое точно найденное место. Основным принципом создания сада у жилого дома была гармония всех элементов. Но при этом они не должны быть одинакового размера, а в их размещении, как уже упоминалось, не должно быть симметрии.

В создании сада у  жилого дома важную роль играет вода. Несколько  водоемов могут соединяться водопадами или мостиками из толстых прямых досок, а также крупных камней, положенных на дно ручья. Как правило, в саду у жилого дома сажались лиственные и хвойные растения: сосна, вишня, слива, бамбук, камелия, азалия, клен, жимолость.

Если Вы хотите создать японский сад у себя на участке, то помните, что лучше будет, если сад будет иметь замкнутые  контуры, например, располагаться между  стеной и забором – это будет  соответствовать традиции, во-первых, и не будет вступать в противоречие с окружающей местностью. Также не следует забывать, что сочетание  тёмных и светлых поверхностей (да и контраст) является одним из основополагающих принципов создания японского сада. В любом случае, какой бы сад  Вы не создали, он поможет Вам приблизиться к природе и поразмышлять в  спокойной обстановке.

Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского  национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать  каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель  постепенно уходит от внешнего мира и  погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.

Формирование и становление  японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и  в течение всего столь долгого  срока развивалось в пейзажном  стилевом направлении. В настоящее  время садовое искусство в  Японии находится на высочайшем уровне развития и всё это благодаря характеру природы страны. Горы, холмы, водопады и отмели – всё это дополняет вдохновение японцев – окруженные настолько разнообразными пейзажами жители погружаются в мир фантазий, что выражается впоследствии в создании всё новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется вместе с культурой, главенствующей на том или ином историческом промежутке, но всегда соответствует требованиям религии.

В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.

1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только  позаимствовалось из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с соблюдением китайских традиций.

Сады по общей своей  конструкции состоят из двух элементов  – гор и воды. В то же время  японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п.

2. период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.

3. во времена правления  сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки – композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.

4. XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана – существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада, в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий.

Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

Садовое искусство продолжает развиваться и совершенствоваться и теперь. Умение создавать сады передаётся из поколение в поколение, одновременно сохраняя черты древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной культурой. Этому искусству любой японец может обучиться в специализированных школах и курсах.

Тысячелетняя история  японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой  все сады подразделяются на: - храмовые; - дворцовые; - сады у жилых домов; - сады для чайной церемонии.

Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени  сложности: - «син» - полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.; - «со» - неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии; - «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.

Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа  с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной  тропинки.

Очень часто восприятие фиксируется  на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность  такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и  для настоящих ценителей искусства  такой сад является настоящей  сокровищницей передачи мыслей и  чувств автора.

После «открытия» Японии такие  искусства как икебана или  бонсай стали с удовольствием перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать огромное значение на современный дизайн, к примеру, интерьера. Теперь человек, желающий приобщиться к культуре Востока и Японии в частности может посетить хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.

Культуру садоводства  Япония позаимствовала у Китая ещё  в VI веке и прошедшие годы успели оставить свой отпечаток в виде проявившихся различий. В частности, в Китае сады разбивались для свободного времяпрепровождения, в Японии же – для совершенствования духа и созерцания. В Китае сады занимали значительную территорию и больше походили на парки, в Японии в силу островного положения и малого количества свободного места сады стали миниатюризироваться. В последнее время эта тенденции становится ещё более актуальное в силу всё большего прироста населения, когда не каждая семья может позволить себе разбить садик перед домом. Но столь стеснённые условия не мешают японцам заиметь собственный зелёный уголок – всё большей популярностью пользуются напольные или настольные садики.

Искусство создания японского  сада требует определённых знаний, умений и, конечно же, вкуса, и оно  под силу лишь тем, кто полон любви  к окружающей природе.

 Сад камней

В привычном понимании сад - это  место, где растут деревья, кустарники, цветы, где можно отдохнуть от городского шума, насладиться видом  зелени и воды. 
Но известный японский Сад камней в Киото не похож ни на европейские сады, ни даже на японские садики, в которых наряду с камнями обязательно есть всевозможные водоемы и причудливой формы растения. В Саде камней вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды.  
Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. Однако это место неизменно притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Японский сад стал излюбленным стилем малого сада. Это не случайно: японский сад невелик по площади, но его образ не исчерпывается театрализованным миниатюрным садиком с фонариками, мостиками и зонтиками. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. В Европе и тем более в средней полосе России нельзя использовать бананы, пальмы и орхидеи, растущие в Токио, но вполне можно заимствовать некоторые приемы оформления, например, мощение дорожек в виде имитации волн на песчаном или гравийном покрытии или символических каменных композиций. Основной принцип японского сада - ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация.  
Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и романтизму.  
Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но образы этой природы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий - все это в условной форме рассказывает о замысле автора.  
Японский сад компонуется главным образом из вечнозеленых деревьев, где зонтичная сосна - одна из ведущих пород. Виртуозное использование камней различных оттенков и форм создает в садах необычайное разнообразие. Порой несколько камней и горсть песка или покрытый мхом камень с далеких гор, или осколок скалы с морского берега символизируют величие природы. Вода вводится в сад в виде озера, пруда, ручья или водопада, обогащая его композицию. Но японский сад может существовать и без воды.

Информация о работе Парки Японии