Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:08, реферат
Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185–1333) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии: все объекты должны быть разных размеров, ни одна из воображаемых линий, соединяющих предметы, не должна иметь ту же длину, что другая, ни быть параллельной ей.
Мало где в мире садово-парковое искусство достигло такой вдохновенной тонкости, как в Японии. Уже в ранее средневековье японцы — в отличие от европейцев — уделяли созерцанию природы особое внимание и создавали прекрасные сады и парки, которые на языке европейской культуры можно было бы назвать пейзажными. Они осмыслялись, разумеется, в категориях буддийского миропонимания. Центром композиции был остров (скала, павильон), окруженный водами озера — символ буддийского рая посреди океана. Восхитительный пример — знаменитый монастырь Бёдоин в Удзи (близ Киото), где в центре озера распростерла свои крылья легкая деревянная постройка — зал Феникса, скрывающий статую будды Амиды.
Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185–1333) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии: все объекты должны быть разных размеров, ни одна из воображаемых линий, соединяющих предметы, не должна иметь ту же длину, что другая, ни быть параллельной ей.
Теоретики определяют два основных типа сада.
Тип цукияма – создание реального холмистого пейзажа, с обязательным присутствием водоема и горы или скал. Часто воспроизводятся конкретные, узнаваемые природные достопримечательности Японии или Китая (гора Фудзияма и т. п.), но каждый объект имеет и духовно-символическое значение, их взаимодействие раскрывается по мере прогулки по саду. Например, верхний сад монастыря Сайходзи в Киото (создан в 1339 г. — старейший сад этого типа, с его мощными камнями-скалами, символизирует первозданные силы природы; нижний, устланный ковром мхов и пронизанный неярким рассеянным светом, напоминает о внутренней жизни, о жизни души (иероглиф «син», в форме которого сделан пруд).
Хиранива — это небольшой плоский сад, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре. Прославленным воплощением этого типа и символом дзенского сада вообще являются «сухие ландшафтные» сады (каресансуй). В них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников. Условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации. Эти сады были неотъемлемой частью монастырей дзен, наиболее известны сады Рёандзи (кон. XV в.) и Дайсен-ин (1509–1513) в Киото.
Особый тип сада — чайные сады (тянива), распространившиеся с XV–XVI вв. вместе с развитием чайной церемонии. Они очень невелики, это скорее даже не сад, окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику. Она помогает войти в состояние одиночества, постепенного отделения от мирской суеты — целью чайной церемонии, пропитанной духом дзен.
В период Эдо (1603–1868) распространение получают обширные пейзажные парки. Они по-прежнему строятся вокруг пруда с островом в центре, но при этом соединяют черты разных типов, могут включать в себя и чайные сады, и сады камней. Относительно небольшой парк императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) рассчитан не только на неспешные прогулки, но и на созерцание природных «картин», которые фиксируются через окна многочисленных павильонов. Обширный парк другой императорской резиденции, Сюгакуин (1650-е), построен по принципу включения естественного пейзажа в созданный искусственно. Пруд с островами и мостами вырыт на склоне высокой горы, которая, словно театральный задник, видна со многих точек парка и таким образом становится частью его пространства. Подобного рода парки создавались не только для императора, но и для многочисленных знатных феодалов. Три из них признаны красивейшими парками Японии: Кэнрокуэн (1676) в г. Канадзава (префектура Исикава), Коракуэн (1687) в г. Окаяма (префектура Окаяма) и Кайракуэн (1841) в г. Мито (префектура Ибараки).
Парки и сады Японии прекрасны в любую погоду и в любое время года. Они замечательны под пеленой дождя и в легкой дымке тумана, белоснежной зимой и роскошной багряной осенью, но в первую очередь — ранней весной, в период цветения сакуры.
Японцы издревле живут в гармонии с природой. Это отражается на всех сторонах их жизни. Одежда, посуда – все пропитано элементами природы, смысл которых порой понятен только самим японцам.
У каждого сезона
свой признак, свои символы, прочитать
которые безошибочно может
Одним из современных способов отдыха японцев, «отрыва от цивилизации» в наши дни является посещение «онсэн», - горячего источника. В современных условиях, это пожалуй одно из самых прекрасных мест, где можно в полной мере ощутить близость с природой.
Онсэн – это не просто источник в европейском понимании этого слова, который ассоциируется с ваннами, массажем, масками, терапией и прочими услугами, обычно предоставляемыми европейскими фитнес-компексами. Отличительной особенностью японского горячего источника является прежде всего его природное происхождение, на которое и указывает происхождение самого слова «онсэн».
Обычно горячие
источники располагаются в
В некоторых источниках связь с цивилизованным миром является более чем условной. Например в «Аони онсэн», что в префектуре Аомори полностью отсутствует электричество, а помещения освещаются только керосиновыми лампами. Разумеется, что сотовой связи здесь также не существует, а зимой, прибывших в ближайший город Куроиси гостей, возможно доставить сюда только на снегоходах, так как в горах вокруг выпадает более 5-и метров снега. На ужин в гостинице при источнике подают сезонные растения и корнеплоды, собранные в окрестностях, а также рыбу, выловленную несколько часов назад в горном ручье, шум которого, как и свет керосиновой лампы создает особый, средневековый колорит. Все это является отличительной особенностью источника, его изюминкой, его брендом, тем, что ежегодно подталкивает к путешествиям множество туристов из центральных городов страны.
Каждый источник
в Японии зарегистрирован и
Источники бывают разной температуры, разного состава воды, разной концентрации. Многие лечебные источники, так называемые «тодзи но ядо», знамениты своими свойствами не только в Японии, но и за ее пределами. Например, источник Тамагава в префектуре Акита в составе которого есть даже соляная кислота, прославился как место, где можно излечиться от рака и теперь его посещают пациенты со всего мира. Источник настолько активный, что опущенный в него на 12 часов стальной нож разъедается водой наполовину, поэтому окунаться в него рекомендуется не более 3-4 минут.
Однако, большинство японцев ездят на горячие источники исключительно для отдыха, снятия усталости и наслаждения природой. Существуют даже специальные туры – путешествия на пять или шесть источников в различных регионах страны.
Посещение источника – это целый ритуал и здесь существует свой этикет, нарушать который считается весьма дурным тоном. Источник для японцев, - это прежде всего общественное место, где люди уединяются от городского шума и суеты, поэтому громкие разговоры, ныряния и игры с водой здесь недопустимы. Перед тем как войти в общую, большую ванну, - сам источник, необходимо принять душ. Также не принято громко шуметь, плавать и нырять, так как это может мешать другим спокойно наслаждаться близостью с природой.
Путешествие на источники сегодня весьма популярно не только среди японцев, но и среди иностранцев. Многие гостиницы и рёканы специально нанимают иностранный персонал для того, чтобы удовлетворить даже самые сложные пожелания иностранных туристов.
Katsura Imperial Villa / Сад императорской виллы Кацура
Киото – столица Японии
с VIII по XVIII век, считается культурным
центром Страны Восходящего Солнца,
дворцов, садов, музеев и храмов здесь столько, что сами
японцы считают этот город самым большим
музеем своей страны.
Одним из шедевров классической японской
архитектуры считается загородный дворец
Кацура с прилегающим садом. Весь комплекс
занимает площадь 66 тысяч квадратных метров. В
начале XVII века эту территорию приобрел
принц Тосихито, обладавший разнообразными
талантами, в том числе, он рисовал, музицировал,
владел искусством икебана и был большим
почитателем чайной церемонии, поэтому
сад дворца Кацура создавался по типу
Chaniwa (Сад для чайной церемонии), где восприятие
картин пейзажа происходит по мере продвижения
по дорожке. Причем, ритм движения задается
типом мощения: по неровной дорожке движение
происходит быстрее, посетитель невольно
смотрит себе под ноги, чтобы не споткнуться,
а специально выровненные участки позволяют
идти медленнее, разглядывая внимательно
особо красивые уголки сада.
Постройки дворца свободно размещены
вокруг большого пруда. Ансамбль состоит
из трех зданий: старого, среднего и нового,
причем первый этаж каждой постройки окружен
верандой, которая от сада отделяется
раздвижными стенками с наклеенной на
рамы рисовой бумагой, покрытой изысканной
живописью. Пейзажи внутри интерьера и
вокруг дворца созвучны друг другу, таким
образом, граница между жилым пространством
и садом исчезает.
По берегам пруда, с отмелями и насыпными
островами, на некоторые из которых можно
попасть по каменным или деревянным мостикам, расположились
павильоны для чайной церемонии, самый
изящный из них Сёкинтэй («Павильон сосны
и лютни»), предназначался для слушания
шума ветра в ветвях сосен.
Другой своеобразный павильон – Гэппаро
("Павильон лунной волны»), окружен кленами,
начинающими пламенеть осенью, с его бамбуковой
веранды прекрасно видна полная луна,
отражающаяся в глади воды. А маленький
павильон Тёикэн («Домик радости») словно
парит над прудом.
Дворцовый ансамбль и парк Кацура отличается
тем, что архитектура органично связана
с садом, в «картинах» пейзажа явно чувствуется
рука художника-садовника, они величественны,
но соразмерны человеку, не противопоставлены
ему.
Своеобразным и ярким
примером синтеза основных принципов
японского искусства, уходящих корнями
в древние верования японцев
и отражающих философии и мировоззренческие
идеалы синтоизма, буддизма и конфуцианства,
может служить традиционное садово-парковое
искусство. С древнейших времен для
японцев было свойственно преклонение
перед красотой родной природы, которую
они считали божественным творением.
Японцы поклонялись горным вершинам,
живописным скалам и причудливо рассыпанным
камням, могучим старинным деревьям,
водоемам и водопадам.
Считалось, что самые красивые участки
природного ландшафта являются жилищем
духов и богов — коми. Первые искусственно
созданные японские сады относятся к VI—VII
вв.; они представляли собой миниатюрную
имитацию морского побережья (пруд с разбросанными
по нему островками и скалами). В период
Нара стали популярны сады в китайском
(корейском) стиле с причудливыми ноздреватыми
скалами, каменными фонтанами и мостиками.
Во времена Хэйан форма прудов при дворцовых
парках стада более прихотливой, устраивались
многочисленные протоки между строениями,
водопады, ручейки, павильончики для рыбной
ловли. Обширные площадки между главными
строениями и прудом засыпались белым
песком и служили местом проведения различных
церемоний. Развитие мистического буддизма
амидаистского направления отразилось
и на архитектуре дворцовых садов в стиле
синдэн, служивших как бы земным отражением
красот «Чистой Земли» будды Амиды. Позже,
в период Камакура, эта тема развивалась
и совершенствовалась; крупные пейзажные
сады (называемые цукияма) устраивались
и при буддийских храмах, и при резиденциях
крупных аристократов. «Золотым веком»
садов называют период Мурома, когда в
садовом искусстве стали применяться
принципы дзэнской эстетики и композиции.
В 1339 г. Мусоо Сосэки (1275—1351), один из крупнейших
мастеров дзэн, превратил храм Сайходзи
в дзэнский монастырь и создал при нем
знаменитый сад с 10 различными видами
(принцип дзюккёо, «10 миров»). Тогда же
стали появляться малые сады-харинива;
к ним относятся так называемые «сады
камней» (карэсансуй, буквально — «сухой
поток камней») и «сады мхов» и при других
крупнейших дзэнских монастырях (Тэнрюдзи,
Рёндзи, Тоофукудзи, Дайсэнин и др.). Строго
продуманная композиция этих небольших
по площади садов, превращала их ограниченное
пространство в миниатюрную модель Вселенной,
вызывая у созерцателей множество философских
раздумий, ассоциаций и переживаний, связанных
с ощущением чистоты, спокойствия и безмолвия,
составляющих сокровенную, непроявленную
суть бытия. Одним из принципов построения
таких садов (да и дзэнского искусства
в целом) была пустота в дзэнском ее понимании.
Пустота — это не просто отсутствие материальных
предметов, а строго организованное пространство,
насыщенное внутренней энергией и гармонией.
Такая пустота — это трансцедентальный
творческий принцип, это пространство,
в котором обитают существа высшего порядка,
это — то, откуда возникает мир явленный.
В этой связи шедевром дзэнской архитектуры
может служить сад и знаменитый «Золотой
павильон» («Кинкакудзи») при монастыре
Рокуондзи в Киото, возведенный при третьем
сегуне* Асикага— Ёсимицу (1358—1408).
«Золотым» этот павильон прозвали потому,
что стены его снаружи были покрыты тонкой
золотой фольгой; это небольшое здание
оставляло ощущение неземной красоты.
В 1950 г. один молодой монах сошел с ума
от вида этой красоты, ставшей для него
наваждением, и, не в силах этого выносить,
он сжег прекрасное здание дотла. Этому
сюжету был посвящен роман «Золотой храм»
известного японского писателя Юкио Мисима.
Павильон был полностью восстановлен
в 1956 г.
\
Последние полвека про японцев говорят, будто они живут в далеком-далеком будущем. Лет эдак на 200-300 впереди всех прочих землян. Соседи по глобусу уже привыкли, что любое новое японское изобретение - от говорящих роботов до квадратных арбузов - это что-то вроде "привета из XXIII века". Тем удивительнее, что расписание, по которому живет Страна восходящего солнца, остается неизменным с древних самурайских времен. Например, каждую весну вся Япония срывается с насиженных мест, чтобы полюбоваться цветением знаменитой сакуры, а осенью - багрянцем кленовых лесов. И как в далекой древности снобы-японцы уверены, что живут в самой лучшей стране на свете. Иначе стало бы солнце вставать утром именно над ней?
Киото, Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism
←→
Киото, Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism
←
Киото, Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism
←
Киото, Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism
←
Киото, Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism
←
Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism Organiz
←
Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism Organiz
←
мммммм
Япония, Азия
Фото: Japan National Tourism Organiz
←
м
Сады и парки Японии ярко отражают
все стороны японского
Формирование и становление
японского сада длилось на протяжении
почти полутора тысяч лет и
в течение всего столь долгого
срока развивалось в пейзажном
стилевом направлении. В настоящее
время садовое искусство в
Японии находится на высочайшем уровне
развития и всё это благодаря
характеру природы страны. Горы,
холмы, водопады и отмели – всё
это дополняет вдохновение
В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.
1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое
искусство только-только