Особенности формирования и развития Центральной России

Автор: n*********@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Центральная Россия — территория, где сформировался русский народ. И сейчас русских здесь большинство, лишь на востоке в автономных республиках Волго-Вятского района живут марийцы, чуваши, мордва. Центральная Россия — самая густонаселенная часть России. Средняя плотность населения здесь 52 чел/км2. В Центральной России преобладает городское население (70%). На ее территории расположено 430 городов. Важнейшее место среди них занимают города-миллионеры: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика Центральной России.......................................5
Особенности экономико-географического положения районов..................5
Сравнительный анализ природно-ресурсного потенциала...........................8
Глава 2.Характеристика структуры хозяйства...................................................11
2.1 Территориальная структура хозяйства, внутренние различия...................11
2.2 Оценка хозяйственного комплекса районов................................................15
2.3 Инвестирование Центральной России..........................................................32
Глава 3. Внешнеэкономические связи и перспективы развития......................39
3.1 Внешнеэкономические связи районов..........................................................39
3.2 Основные проблемы и перспективы развития районов..............................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................45

Работа содержит 1 файл

регионолистика.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

      На  Северо-Западе развито хлопчатобумажное производство, шелковое, шерстяное, трикотажное производство, льняная, швейная промышленность. На Великолукском и Псковском льняных комбинатах создано производство грубых джутовых тканей. Обувные фабрики сосредоточены главным образом в Санкт-Петербурге («Скороход»).

      Легкая  промышленность ВВЭР опирается на местную  сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное – в Кировской (Слободское). Предприятия  по производству пеньки, шпагата размещены  в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей – в Н. Новгороде.

      В ЦЧЭР развиты кожевенно-обувная, трикотажная, швейная промышленность, использующая в основном привозное сырье.

      В районах развита разнообразная  пищевая промышленность: маслобойная, мясная, кондитерская, хлебопекарная, молочная макаронных и др.

      Для ЦЧЭР пищевая промышленность является отраслью специализации. Пищевая промышленность дает более 1/3 всей промышленной продукции  в районе, используя богатые и  разнообразные ресурсы местного сельскохозяйственного сырья. Главной отраслью пищевой индустрии района является свеклосахарная. Здесь работает около 50 крупных современных свеклосахарных заводов, выпускающих более половины сахара-песка в России. Наибольшее развитие свеклосахарная промышленность получила в Воронежской, Белгородской и Курской областях. Важна мукомольно-крупяная промышленность с ее высокой концентрацией в крупнейших железнодорожных узлах — Воронеже и Курске; маслобойная с наибольшим ее развитием в Воронежской области, где в основном сеется подсолнечник; крахмалопаточная и спиртовая отрасли, развивающиеся во всех областях и использующие зерно и картофель. Новыми отраслями пищевой промышленности становятся маслосыродельная и мясная.  

      Отраслевая  структура сельского хозяйства.

      Природные условия ЦЭР в основном благоприятны для сельского хозяйства. Сельхозугодья  занимают почти половину территории района. Развитие сельского хозяйства  связано с обеспечением населения  продуктами питания, только льноводство  имеет межрайонное значение. В растениеводстве их зерновых преобладают рожь, овес, ячмень, пшеница и гречиха распространены в южных областях. Основные технические культуры – лен-долгунец, высеваемый почти во всех областях, но особенно в Тверской, Костромской, Ярославской областях, и сахарная свекла, выращиваемая в Орловской, Тульской, Рязанской, Брянской областях. Животноводство представлено молочно-мясным направлением в Тверской, Брянской, Смоленской и Рязанской областях, свиноводство – в Орловской, Московской, Тульской, Брянской областях.[10]

      Северо-Западный район, занимая 1,1% территории России, производит 3,3% продукции сельского хозяйства  страны. В структуре сельскохозяйственного  производства на долю животноводства приходится почти 60% товарной продукции. Преобладает молочное и молочно-мясное направления — скотоводство и свиноводство. Развитию животноводства способствует устойчивая кормовая база, представленная наличием естественных пастбищ и сенокосов.

      В земледелии из зерновых культур преобладают  посевы озимой ржи, овса, ячменя, валовой сбор зерна составляет 159,7 тыс. т. (2000г.). Значительные площади заняты картофелем, льном-долгунцом. На долю Северо-Западного района приходятся 14,2 % валового сбора льноволокна страны. Льноводство получило развитие в Псковской и Новгородской областях.

      АПК ВВЭР располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6% валовой продукции  сельского хозяйства России. Регион специализируется на молочно-мясном животноводстве, зерновом растениеводстве, картофеле- и льноводстве, производстве технических культур.

      Среди зерновых преобладают озимая и яровая пшеница, рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом.

      Животноводство  широко представлено в районе. Оно  развивается на базе естественных кормовых угодий и посевов кормовых культур. В Заволжье и в пригородах преобладает молочно-мясное направление, в Правобережье – мясомолочное в сочетании со свиноводством.

      ЦЧЭР  относится к основным сельскохозяйственным районам страны. В районе производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, 50% сахарной свеклы России. Из зерновых культур – озимая пшеница, озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза. Главные производственные культуры — озимая пшеница и рожь. В Курской области преобладают посевы ржи, в остальных — пшеницы. Обширные площади занимают просо и гречиха.

        Важнейшей технической культурой  страны в целом и района  в отдельности является сахарная  свекла. Для выращивания этой  культуры район располагает весьма  благоприятными почвенно-климатическими условиями. На выращивании ее специализируются многие хозяйства района, особенно в Курской, Липецкой, Белгородской, Воронежской областях. Вторая по значению техническая культура ЦЧЭР — подсолнечник. Основные посевы подсолнечника размещаются в Воронежской, значительные — в Белгородской и на юге Тамбовской областей. Из других технических культур выращиваются: в Курской области конопля, в Тамбовской и Липецкой — конопля и махорка, в Воронежской и Белгородской — эфиромасличные (анис и кориандр).

      Обширные  площади заняты картофелем и овощами, выращиваемыми повсюду. Картофель используется здесь не только в качестве пищевого продукта, но идет на корм скоту и для переработки на крахмал и спирт. Во всех областях ЦЧЭР большое развитие получило садоводство. По площади садово-ягодных насаждений район занимает в России 3-е место.

        Животноводство     представлено     в     ЦЧЭР     скотоводством  молочно-мясного    направления,    свиноводством    и    птицеводством.    По  производству мяса   и   молока   на   душу   населения   район   значительно превосходит средне российские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный   рынок.    

      Транспортный  комплекс. 

      Северно-Западный район располагает развитой транспортной системой. Наиболее важен морской  транспорт в развитии России со странами Балтии, Европы и Америки. Перспективы развития морского транспорта связаны с расширением портов в Санкт-Петербурге, Выборге и Высоцке и строительством новых в устье р. Луги и вблизи г. Ломоносова. Сложившиеся Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединили Северо-Запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.

      Основная  перевозка грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный вид транспорта. Крупным железнодорожным узлом  выступает Санкт-Петербург. Железнодорожные магистрали обеспечивают устойчивые связи района не только с европейскими районами страны и Уралом, Калининградом,  но и странами ближнего и дальнего зарубежья. В районе развит автотранспорт. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в районе в 5 раз превышает средние показатели по стране.

      ВВЭР  располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный  транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех. Через территорию района проходят магистральные железнодорожные линии Москва – Н. Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Н. Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики.

      Во  внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный  транспорт, в том числе современная  шоссейная магистраль Москва – Н. Новгород.

      Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска до Нижнего Новгорода, по которым поступает поволжская и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

      Транспортный  комплекс ЦЭР выделяется высоким  уровнем развития и огромными  масштабами перевозок грузов и пассажиров. Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее — Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям железные дороги связывают район со всеми частями страны.

      В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми  центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва – Минск — Брест, Москва — Киев, Москва — Симферополь, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Н. Новгород. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

      В пределах Центрального района имеется  несколько речных портов. Самые большие  из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят  грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Астрахань и Ростов-на-Дону.

      Москва  — один из самых крупных авиационных  узлов мира. Функции аэропортов с  регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково.

      Велика  в районе роль трубопроводного транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Его территорию пересекают два нефтепровода (на Ярославль, далее на Кириши в Прибалтику и на Рязань и Москву).

      Транспорт ЦЧЭР имеет свои особенности. Хотя существует развитая сеть железных и грунтовых дорог, здесь мало автодорог с твердым покрытием, особенно соединяющих сахарные заводы со свекловичными плантациями, что осложняет перевозки сахарной свеклы в осеннюю пору.

      Общая конфигурация дорог — сетчатая, сложившаяся в основном еще до революции 1917 г. и дополненная позднее. Основные межрайонные экономические связи осуществляются по магистралям меридионального направления. Дороги почти полностью электрифицированы.[11] 

      2.3 Инвестирование Центральной России 

      Преобладание  промышленности в структуре региональной экономики является характерной  особенностью развития Центральной России. Это связано, прежде всего, с исторически сложившейся специализацией регионов. Значительная часть их предприятий и организаций — бывшие гиганты советской индустрии, многие из них имеют статус регионообразующих, и любые нештатные ситуации приводят к ухудшению местных показателей экономического роста. Упорно заниматься производственным сектором заставляет и отсутствие возможности развивать добывающие виды индустрии, и менее выгодное по сравнению с южными регионами географическое положение, не позволяющее добиться таких же успехов в сельском хозяйстве. [12]

      Во  всех регионах ЦР за период с 2000 по 2006 год наблюдался рост промышленного производства. В целом его объём в фактических ценах увеличился втрое, в сопоставимых — на 62 %, при среднем ожидаемом по России уровне прироста 29 %. В 2006 году сохранилась тенденция роста промышленного производства, увеличились инвестиции в основной капитал и доходы в бюджеты регионов. Продолжилось интенсивное строительство жилья, заметно активизировался розничный товарооборот.

      В связи с увеличением тарифов  на услуги ЖКХ рост инфляции в округе в 2006 году составил 110,5 %. В большинстве регионов ЦР выпуск сельхозпродукции снизился или балансирует на нулевой отметке.[12]

      В ряде регионов осуществляются мероприятия, направленные на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Они предполагают привлечение инвесторов и интеграцию хозяйств с перерабатывающими предприятиями. Кроме того, ведётся большая работа по налаживанию межотраслевой кооперации и созданию холдинговых компаний, способных развивать агропромышленные объединения. 

      Вообще, исходя из динамики индекса промышленного производства как основы российской экономики, выделены три временных периода ее развития:

      1) первый период – с 1990 по 1993 гг. – период резкого спада  промышленного производства;

      2) второй период – с 1994 по 1998 гг. – период замедления спада  промышленного производства;

      3) третий период – с 1999 г. по настоящее время – период экономической стабилизации, характеризуемый началом роста промышленного производства.[12]

      Статистические  исследования показали, что динамика изменения объема удельных инвестиций в основной капитал в 1999-2006 гг. по РФ и Центральной России, а также по большинству его регионов, подчиняется экспоненциальному тренду. В качестве примера на рис. 1 представлены результаты аппроксимации экспоненциальной моделью эмпирических данных по двум регионам – Тамбовской и Смоленской областям. 

Информация о работе Особенности формирования и развития Центральной России