Организация регионального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучить особенности организации регионального управления.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
* изучить основы регионального управления;
* раскрыть принципы и методы регионального управления;
* рассмотреть систему органов управления субъектами РФ;
* определить приоритетные сферы регионального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Особенности организации регионального управления
1.1 Основы регионального управления……………………………….. 4
1.2 Принципы и методы регионального управления…………………. 5
1.3 Региональные интересы в управлении…………………………….. 7
1.4 Система органов управления субъектами РФ……………………... 8
1.5 Приоритетные сферы управления………………………………….. 10
2 Организация регионального управления на примере Вологодской области……………………………………………………………….
12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы……………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

контр по рег упр.doc

— 104.00 Кб (Скачать)
       
    1. Система органов управления субъектами РФ

       Президент Российской Федерации, Правительство  Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являясь органами общей компетенции, учитывают федеральные и региональные интересы в осуществлении межотраслевого и отраслевого управления. Президент Российской Федерации, соблюдая Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, вправе решать различные вопросы по организации и руководству всеми отраслями и сферами управления. И хотя его полномочия в этой области не конкретизированы, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

       Важная  роль по руководству отраслями и сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству Российской Федерации. Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности правительства Российской Федерации достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого самоуправления; принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства. Председателю Правительства России по отдельным вопросам подчинены главы администраций субъектов Российской Федерации, на него возложен контроль над осуществлением полномочий главы администрации регионов в целях обеспечения полномочий федеральных органов исполнительной власти на всей территории Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

       Органы  исполнительной власти общей компетенции  субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляю с учетом:

  • взаимоотношений региона и Федерации;
  • взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления;
  • обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

       Органы  исполнительной власти общей компетенции  любого уровня осуществляют свои полномочия также и в зависимости от их характера непосредственно и через подчиненные органы, призванные руководить порученными им отраслями и сферами.

       Таким образом, система регионального  управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов  осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Решение вопроса формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности. 

       
    1. Приоритетные  сферы управления

       В зависимости от специфических особенностей региона (численного, национального  и демографического состава населения, климата, географического положения, удаленности от центра и т.д.) наоборот приоритетных направлений, на которых сосредотачиваются основные управленческие усилия, может быть различным. Между тем есть сферы управления, которые одинаково важны для всех субъектов Федерации. Среди них выделяют управление:

    • политической жизнью;
    • сферой материального производства;
    • финансово-кредитным комплексом;
    • потребительским рынком;
    • социально-бюджетным комплексом;
    • использованием природных ресурсов;
    • общественной безопасностью;
    • информационной средой.

       Важнейшие ориентиры в области рационального  сочетания общегосударственных  и региональных интересов в деятельности государственных органов, определяющие общие контуры региональной политики, ее цели и задачи, представлены в  Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации №803 от 3 июня 1996 года. В нем под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти (федеральных и региональных) по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

       Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственной  субъекта Федерации, а финансовую – бюджет субъекта Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Организация регионального управления на примере Вологодской области

       Согласно  Устава Вологодской области, устанавливающего статус области, принципы организации  и деятельности органов государственной  власти области, Правительство области, возглавляемое Губернатором области, и органы исполнительной государственной власти области составляют систему исполнительной власти Вологодской области.

       Правительство области и органы исполнительной государственной власти области организуют и осуществляют управление областью.

       Правительство области разрабатывает для представления  Губернатором области в Законодательном  Собрании области, проекты областного бюджета и программ социально-экономического развития области, а также обеспечивает их исполнение.

       Правительство области и органы исполнительной государственной власти области, представляя  интересы населения области, берут  на себя решение существующих проблем, а также заботятся о перспективном  гармоничном развитии региона.

       Цель деятельности Правительства области и органов исполнительной государственной власти области: обеспечение достойной жизни вологжан.

       Основные  полномочия Правительства области:

       Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

       Правительство области:

  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • разрабатывает для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, в составе материалов, представляемых с проектом областного бюджета, - проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, отчетов об их исполнении, а также проекты областных программ социально-экономического развития;
  • обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет о его исполнении, включая отчет (информацию) о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором области в Законодательное Собрание области;
  • формирует органы исполнительной государственной власти области - утверждает положения о них, структуру и штатную численность;
  • разрабатывает, реализует финансовую, инвестиционную, ценовую политику в области, способствует развитию предпринимательства, содействует укреплению и развитию банковской и кредитной системы;
  • управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обращаться в суд;
  • решает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

       Заключение

       Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно - экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности.

       С учетом региональных интересов формируется  и активизируется цели принципы и  методы регионального управления.

       Система регионального управления функционирует  на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженные обычно в правовых формах.

       Формирование  и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

       Важная  роль по руководству отраслями и  сферами управления в общероссийском масштабе отводится Правительству  Российской Федерации. Организационное и юридическое обеспечение региональных интересов в деятельности правительства Российской Федерации достигается благодаря тому, что оно объединяет и направляет деятельность федеральных органов межотраслевого и отраслевого самоуправления; принимает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории государства.

       Органы  исполнительной власти общей компетенции  субъектов Федерации осуществляют координирующую деятельность непосредственно, а также через подчиненные им органы отраслевого и межотраслевого управления. Свою деятельность по осуществлению регионального управления эти органы осуществляю с учетом:

  • взаимоотношений региона и Федерации;
  • взаимоотношений региональных органов и органов местного самоуправления;
  • обеспечения комплексного развития региона как единой системы.

       На  примере Вологодской области, можно  сказать, что Правительство области и органы исполнительной государственной власти области организуют и осуществляют управление областью.

       Правительство области разрабатывает для представления  Губернатором области в Законодательном  Собрании области, проекты областного бюджета и программ социально-экономического развития области, а также обеспечивает их исполнение.

       Правительство области и органы исполнительной государственной власти области, представляя интересы населения области, берут на себя решение существующих проблем, а также заботятся о перспективном гармоничном развитии региона.

       Таким образом, система регионального  управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность региона, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д. Решение вопроса формирования системы органов регионального управления субъектов Федерации требует выделения приоритетных для конкретного субъекта сфер деятельности.

       Список  использованной литературы:

  1. Гаврилов А.И. / Региональная экономика и управление: учеб. Пособие для вузов. – М.: Юнити Дана, 2002. – 239 с.
  2. Нестеров П.М., Нестеров А.П. / Региональная экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.
  3. Основы региональной экономики: учебное пособие / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. – 2-е изд., – М.: КНОРУС, 2009. – 336 с.
  4. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общей ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 616 с.
  5. Региональная экономика и управление учеб. пособие / Коваленко Е.Г. [и др.]:– СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
  6. Региональная экономика России: учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 584 с.: ил.
  7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 666с
  8. Рылов В. П. Региональная экономика и управление: учеб. пособие.- Омск: Омск. Гос. техн. Ун-т, 2005.- 248 с.
  9. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с.2

Информация о работе Организация регионального управления