Организация регионального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучить особенности организации регионального управления.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
* изучить основы регионального управления;
* раскрыть принципы и методы регионального управления;
* рассмотреть систему органов управления субъектами РФ;
* определить приоритетные сферы регионального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Особенности организации регионального управления
1.1 Основы регионального управления……………………………….. 4
1.2 Принципы и методы регионального управления…………………. 5
1.3 Региональные интересы в управлении…………………………….. 7
1.4 Система органов управления субъектами РФ……………………... 8
1.5 Приоритетные сферы управления………………………………….. 10
2 Организация регионального управления на примере Вологодской области……………………………………………………………….
12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы……………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

контр по рег упр.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

"Вологодский государственный технический университет"

(ВоГТУ)   

Кафедра менеджмента     
 
 
 
 
 

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

на  тему «Организация регионального управления»    
 
 

                                          Выполнил студент: Комиссарова О.П.

                                          Группа:    ЗЭГУ-51

                                          Шифр: 0707302606

                                          Дом. адрес:   г. Вологда, ул.

                                          Планерная 18-196, 160023

                                          Проверил:               
 
 

2011/

Оглавление

    Введение…………………………………………………………………… 3
    1. Особенности организации  регионального управления  
    1.1 Основы регионального  управления……………………………….. 4
    1.2 Принципы и  методы регионального управления…………………. 5
    1.3 Региональные  интересы в управлении…………………………….. 7
    1.4 Система органов  управления субъектами РФ……………………... 8
    1.5 Приоритетные  сферы управления………………………………….. 10
    2 Организация регионального  управления на примере Вологодской  области……………………………………………………………….  
    12
    Заключение……………………………………………………………….. 14
    Список использованной литературы……………………………………. 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических  реформ большое значение приобретает  региональная экономика - область научных  знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

       В настоящее время основная хозяйственная  деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать  межрегиональные связи и связи  с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

       Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков.

       Цель  контрольной работы – изучить особенности организации регионального управления.

       В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:

  • изучить основы регионального управления;
  • раскрыть принципы и методы регионального управления;
  • рассмотреть систему органов управления субъектами РФ;
  • определить приоритетные сферы регионального управления.
 
 
 
       
  1. Особенности организации регионального  управления
    1. Основы регионального управления

       В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

       Под региональным управлением понимают государственное управление, которое  осуществляется органами государственной  власти субъектов РФ в административно-территориальных  границах всеми подведомственными  отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отождествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т.е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения. Такое понимание территориального управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного самоуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в административных границах субъектов Российской Федерации.

       Главной целью регионального управления является повышение удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяйственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффективность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно региональная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым региональным интересам относятся:

  • соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;
  • наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
  • потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда, интеллекта;
  • наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
  • природоресурсный и экологический потенциал региона;
  • стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.

       С учетом региональных интересов формируются  и активизируются цели, принципы и  методы регионального управления. 

       
    1. Принципы  и методы регионального  управления

       Содержание  регионального управления как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.

       К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

       Суть  принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

       Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

       Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

       Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

       Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

       В региональном управлении применяются  свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия  управляющего субъекта  на объект управления, эти методы делятся на организационные, экономические и социально-психологические.

       Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. К ним следует отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия.

       Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения прогрессивных форм организации труда.

       Социально-психологические  методы управления представляют собой способы воздействия, основанные на использовании социально-психологических факторов, к которым можно отнести черты характера госслужащего, его способности, темперамент и т.д. 

       
    1. Региональные  интересы в управлении

       Многообразие  региональных проблем, зависящих от различных особенностей регионов, предполагает разработку конкретных общегосударственных и региональных мер, обеспечивающих рост регионального социально-экономического развития. Все это также влияет на систему органов управления, на их структуру, состав функций и полномочия.

       Управление  в границах территорий субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах общегосударственного управления, имея свою организационно-правовую самостоятельность и значение. Если общегосударственное управление увязывать с региональными интересами, то оно также является региональным в том смысле, что распространяется на территории либо всех субъектов Российской Федерации, либо конкретного региона. Это означает, что те или иные региональные проблемы должны решаться и решаются на уровне общегосударственного управления.

       Учет  региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности регионов являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Между тем необоснованное увлечение использованием этих принципов в реальной деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию симптомов таких явлений, как региональная автаркизация – это стремление отдельных регионов (прежде всего экономически развитых) приобрести экономическую, а затем, как правило, политическую независимость. В основе этого лежит идеология экономического сепаратизма, проявляющегося в том, что региональные власти, не считаясь с требованиями федерального законодательства, игнорируют законодательно установленный налоговый, финансовый, лицензионный, экспортно-импортный механизмы. Региональный монополизм – это попытки решения внерыночными методами проблемы кризисного социально-экономического положения в регионе. Среди таких методов могут быть запреты на межрегиональное перемещение товарных масс или капиталов, которые искусственно продуцируют монопольное положение отдельных региональных производителей. 

Информация о работе Организация регионального управления