Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:33, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить особенности организации регионального управления.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
* изучить основы регионального управления;
* раскрыть принципы и методы регионального управления;
* рассмотреть систему органов управления субъектами РФ;
* определить приоритетные сферы регионального управления.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Особенности организации регионального управления
1.1 Основы регионального управления……………………………….. 4
1.2 Принципы и методы регионального управления…………………. 5
1.3 Региональные интересы в управлении…………………………….. 7
1.4 Система органов управления субъектами РФ……………………... 8
1.5 Приоритетные сферы управления………………………………….. 10
2 Организация регионального управления на примере Вологодской области……………………………………………………………….
12
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список использованной литературы……………………………………. 16
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Вологодский государственный технический университет"
(ВоГТУ)
Кафедра
менеджмента
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Региональная экономика и управление»
на
тему «Организация
регионального управления»
2011/
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Особенности организации регионального управления | |
1.1 | Основы регионального управления……………………………….. | 4 |
1.2 | Принципы и
методы регионального управления……………… |
5 |
1.3 | Региональные интересы в управлении…………………………….. | 7 |
1.4 | Система органов управления субъектами РФ……………………... | 8 |
1.5 | Приоритетные
сферы управления…………………………………. |
10 |
2 | Организация регионального
управления на примере Вологодской
области…………………………………………………………… |
12 |
Заключение…………………………………………………… |
14 | |
Список использованной литературы……………………………………. | 16 |
Введение
В
условиях становления и развития
рыночных отношений для научного
обоснования радикальных
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.
Поэтому
знания о стране складываются из глубоких
и всесторонних знаний всех ее регионов.
Особенно важную роль играет региональная
экономика в научном
Цель контрольной работы – изучить особенности организации регионального управления.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации как региональное звено единой системы федеративного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные проблемы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.
Под
региональным управлением понимают
государственное управление, которое
осуществляется органами государственной
власти субъектов РФ в административно-
Главной
целью регионального управления
является повышение удовлетворения
социально-экономических
С
учетом региональных интересов формируются
и активизируются цели, принципы и
методы регионального управления.
Содержание регионального управления как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики.
К основным принципам регионального управления относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
В региональном управлении применяются свои специфические методы управления, представляющие собой совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления, эти методы делятся на организационные, экономические и социально-психологические.
Организационные
методы управления представляют
собой систему воздействия на организационные
отношения для достижения конкретных
целей. К ним следует отнести организационно-
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Их можно осуществить при помощи финансово-ценовых рычагов, составления прогнозов, создания экономических стимулов, утверждения прогрессивных форм организации труда.
Социально-
Многообразие региональных проблем, зависящих от различных особенностей регионов, предполагает разработку конкретных общегосударственных и региональных мер, обеспечивающих рост регионального социально-экономического развития. Все это также влияет на систему органов управления, на их структуру, состав функций и полномочия.
Управление в границах территорий субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах общегосударственного управления, имея свою организационно-правовую самостоятельность и значение. Если общегосударственное управление увязывать с региональными интересами, то оно также является региональным в том смысле, что распространяется на территории либо всех субъектов Российской Федерации, либо конкретного региона. Это означает, что те или иные региональные проблемы должны решаться и решаются на уровне общегосударственного управления.
Учет
региональных интересов в деятельности
органов управления разных уровней, укрепление
самостоятельности регионов являются
базовыми принципами построения системы
государственного управления в целом.
Между тем необоснованное увлечение использованием
этих принципов в реальной деятельности
органов управления разных уровней может
привести к развитию симптомов таких явлений,
как региональная автаркизация – это
стремление отдельных регионов (прежде
всего экономически развитых) приобрести
экономическую, а затем, как правило, политическую
независимость. В основе этого лежит идеология
экономического сепаратизма, проявляющегося
в том, что региональные власти, не считаясь
с требованиями федерального законодательства,
игнорируют законодательно установленный
налоговый, финансовый, лицензионный,
экспортно-импортный механизмы. Региональный
монополизм – это попытки решения внерыночными
методами проблемы кризисного социально-экономического
положения в регионе. Среди таких методов
могут быть запреты на межрегиональное
перемещение товарных масс или капиталов,
которые искусственно продуцируют монопольное
положение отдельных региональных производителей.