Население и трудовые ресурсы Крыма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:06, доклад

Описание работы

Дата образования:
Крымской области – 30 июня 1945 года
В состав Украинской ССР область включена 19 февраля 1954 года
Автономии1 – 12.02.1991 года
Численность населения Крыма на 2008 г. достигла 1.97 млн. чел., что составляет около 4% населения Украины.

Работа содержит 1 файл

НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КРЫМА.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

В легкой промышленности Крыма задействовано 5% от общего количества занятых в промышленности. Легкую промышленность дополняет машиностроение. Если по количеству предприятий и численности занятых легкая промышленность превосходит машиностроение, то по стоимости производимых товаров народного потребления значительно уступает ему.

Предприятия машиностроения выпускают сложную  бытовую технику. В Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи выпускаются телевизоры, магнитолы, радиоприемные устройства, электроосветительная аппаратура, средства связи, микроволновые печи, бытовые электросварочные аппараты и инструменты, диагностическая аппаратура и другая медицинская техника, прогулочные лодки и катера. Недавно появилось автосборочное производство. ЗАО "Крымавтогаз" собирает грузовые и легковые автомобили и микроавтобусы.

Производство  стальной эмалированной посуды осуществляется на металлургическом заводе в Керчи. Это предприятие является одним из ведущих на Украине.

На заводах  бытовой химии и пластмасс  в Симферополе и Краспоперекопске выпускают красители, соду, поваренную соль, моющие средства и др.

Парфюмерно-косметическую  промышленность представляет НПО "Эфирмасло", ежегодно выпускающее до 100 т эфирных масел, которые используются при производстве духов, туалетной воды, шампуней.

Особое место  в структуре отраслей, производящих товары для населения, занимает пищевая промышленность, в которой трудится около 50% общего количества занятых в промышленности Крыма. Среди отраслей пищевой промышленности выделяется плодоовощная и плодоовощеконсервная отрасли. Плодоовощные базы представлены во всех районных центрах и крупных городах. Плодоовощеконсервиая отрасль представлена 70 малыми заводами и цехами, а также семью крупными консервными заводами, два из которых размещены в Симферополе.

Важную роль в экономике Крыма играет винодельческая промышленность. Практически в каждом районе республики, в котором выращивается виноград, имеются заводы или цеха по производству вина и виноматериалов. Всемирную известность имеют такие фирмы, как "Массандра","Новый Свет", "Фонтан", "Коктебель", "Золотая Балка", "Солнечная Долина". В настоящее время производятся большие объемы ликеро-водочных изделий.

Рыбная   промышленность   представлена   рыбзаводами   и   цехами рыбколхозов. Рыболовство осуществляется рыболовецким флотом городов Севастополя и Керчи в водах Мирового океана. Разведением и выловом карпов, карасей и толстолобиков во внутренних водоемах полуострова занимаются рыбколхозы.

Табачная  промышленность представлена крупным  табачно-ферментационным заводом в Симферополе и его цехом в Ялте. Продукция этого завода вывозится на многие другие табачные фабрики и используется для облагораживания других сортов табака. Табачная фабрика в Феодосии производит несколько наименований сигарет и табака.

Предприятия мясной, маслосыродельной, молочной, маслобойно-жировой, мукомольно-крупяной, кондитерской, пивобезалкогольной промышленности не имеют межрайонного значения и размещены по принципу их максимального приближения к потребителю. В последние годы наметилась тенденция развития в этих отраслях малых и крупных частных предприятий, которые успешно конкурируют с государственными.

Рекреационное хозяйство

В Крыму насчитывается  около 800 рекреационных предприятий (здравниц) емкостью более 200 тыс. мест. Это составляет около 40% рекреационного хозяйства Украины. До распада СССР в Крыму ежегодно отдыхало до 8,5 млн чел. В настоящее время это количество сократилось до 2,5-3 млн чел. из-за ослабления традиционных связей, снижения жизненного уровня населения, нестабильной экономической и политической обстановки. Однако Крым по-прежнему остается очень привлекательным для отдыхающих не только из Украины, но многих других стран поскольку рекреационное хозяйство республики опирается на мощную ресурсную базу.

К рекреационным  ресурсам можно отнести: морские  пляжи и море; климат, морской  и горно-лесной воздух; минеральные  воды и лечебные грязи; многочисленные памятники природы и истории.

По своему назначению (функциональной структуре) рекреационные предприятия подразделяются на оздоровительные (дома отдыха, базы отдыха, детские лагеря отдыха и молодежные центры, туристические базы, пансионаты) и профилактические (санатории и пансионаты с лечением). Санатории, расположенные на ЮБК, специализируются, в основном, на лечении взрослого населения, а здравницы Евпатории - на лечении детей.

Территориальную структуру сети здравниц формируют  Южный и Юго-Восточный берег Крыма (здесь размещено 64% всех мест рекреационных предприятий), Западный (33%), Восточный берег (около 1%) и глубинные территории (около 2%).

Рекреационные ресурсы Крыма используются с  разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно они используются на южном и юго-восточном побережье, а также в окрестностях городов Евпатории и Саки.

Здравницы Черноморского, Раздольненского и Красноперекопского районов представлены временными постройками, как правило, ведомственной принадлежности.

Еще более  слабо развито рекреационное хозяйство на Восточном побережье. Здесь на площади 900 кв. км (включая Арабатскую стрелку)

размещено здравниц всего  на 10 000 мест.

Практически не используются ландшафтные ресурсы  глубинных (горно-предгорных) территорий. В Крыму 98% здравниц "прижаты" к узкой трехкилометровой прибрежной полосе. В горно-предгорном Крыму плотность здравниц составляет 1 место на 1 кв. км. Это преимущественно молодежно-детские лагеря, находящиеся в получасовой или часовой транспортной доступности от моря, а также туристические базы в Горном Крыму. Глубинные территории обладают необходимыми условиями и ресурсами для их рекреационного освоения. К факторам рекреационного освоения этих ■ территорий относятся: живописность ландшафтов долил Горного Крыма; минеральные воды; инфраструктурная освоенность долин (сложившиеся транспортные сети, линии электропередач, водопроводные сети, газопровод ); возможность создания по долинам скоростных видов транспорта; меньшие затраты на строительство здравниц по сравнению с побережьем, которое отличается более сложными гидрологическими и сейсмическими условиями; наличие функционально свободных земельных ресурсов и дефицита их на побережье для рекреационного строительства.

Особое место  в рекреационном хозяйстве занимает туризм. Крым обладает необычайно большими возможностями для развития самых разнообразных видов туризма. Мягкий климат позволяет заниматься туризмом круглый год. В то же время обилие снега на горных территориях способствует появлению несвойственных для Крыма чисто зимних видов туризма — лыжному и горнолыжному. Особенно привлекательны для туристов пейзажные ресурсы, которыми богата Главная гряда Крымских гор..Это великолепные панорамы: ущелья, водопады, причудливые формы, созданные выветриванием. Безусловно» очень важным для развития познавательного туризма являются исторические памятники. Это античные города Херсонес и Пантикапей, "пещерные города" Чуфут-Кале, Мангуп, Эски-Кермен, укрепленные пункты генуэзских владений: Солдайя (Судак), Кафа (Феодосия), Чембало ( Балаклава) и многое другое. Сочетание гор и моря позволяют значительную часть туристических маршрутов заканчивать отдыхом на берегу моря.

В Крыму получил  развитие как регламентированный (плановый) туризм, так и самодеятельный. Плановых туристов обслуживают туристические предприятия (гостиницы, базы), расположенные в горном Крыму и на побережье.

Из видов  самодеятельного туризма получили особенное развитие пешеходный, спелеотуризм и спортивное скалолазание.

Ряд туристических  предприятий ориентирован на обслуживание иностранных туристов. В основном они приезжают из стран Восточной Европы. В последние годы усиливается поток туристов из США, Германии и Финляндии. К наиболее посещаемым иностранцами городам относятся Ялта, Симферополь, Бахчисарай.

Дальнейшее  развитие иностранного туризма сдерживается слабой материально-технической базой по приему и обслуживанию туристов. Сдерживает поток иностранных туристов и сложившаяся в Крыму экономическая и политическая нестабильность.

В целях повышения  экономической эффективности туризма в Крыму необходимо расширить перечень предоставляемых услуг, географию сети туристических предприятий и маршрутов, более широко использовать такие формы туризма, как семейный, научный, деловой.  Не менееактуальной для Крыма является проблема сезонности туристических предприятий и маршрутов.

Транспортная система

Развитие  хозяйства, состав, направление и  география экономических связей Крыма во многом определяются уровнем  развития транспортной системы, включая и конфигурацию дорожно-транспортной сети. В составе транспортной сети сегодня насчитывается 6,7 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием; 0,7 тыс. км железных дорог, из которых 0,3 тыс. км электрифицировано. Протяженность магистральных газопроводов составляет более 0,6 тыс. км.

В настоящее время в составе транспорта Крыма главным в перевозке грузов и пассажиров является автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 90% внутрирегиональных перевозок. Значительна роль троллейбусных сообщений. Общая длина односторонней троллейбусной линии составила в городах и на междугородных сообщениях более 420 км. Некоторые дороги проложены в трудных инженерно- геологических условиях.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее положение  в перевозке сырья, топлива, строительных материалов и других массовых грузов, а также пассажиров в межрегиональном обмене. Крымское отделение Приднепровской железной дороги относится к числу наиболее грузонапряженных магистралей. Развернутая эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет более 1 тыс. км.

Ведущие транспортные узлы - Севастополь, Феодосия, Керчь и  Евпатория — осуществляют перевалку  грузов с морского транспорта на автомобильный, железнодорожный и наоборот.

Самым традиционным видом транспорта Крыма, обеспечивающим как внутрирегиональные, так и межгосударственные перевозки, является морской. Основу экспортно-импортного грузооборота портов региона составляют зерно, машины, оборудование, продукция химической промышленности и другие массовые грузы, на долю которых приходится более 2/3 экспортных товаров. В импорте первенствуют машины и оборудование, консервы, чай и другие продукты питания.

Морские транспортные перевозки Крыма осуществляются через следующие главные морские порты: Севастополь, Керчь, Феодосию, Ялту, Евпаторию. Керчь, самый большой грузовой порт в Крыму, имеет хорошо отлаженные связи с железнодорожным транспортом и перевалку грузов на автомобили. Перевозка населения и автомобильного транспорта от Порта Крым в Порт Кавказ (Россия), осуществляется паромом. Севастополь является ведущим рыбным портом, базой рыболовецкого флота и рыбопереработки. Феодосия, по сравнению с другими портами Крыма, имеет свои специфические черты. Прежде всего, это крупный транспортный узел, сочетающий работу порта и железнодорожных станций Айвазовская и Феодосия. Перевалка грузов с борта судна осуществляется прямо в вагоны или на автомашины, минуя склады, что снижает затраты на хранение грузов и экономические потери в целом. Ялта среди других портов региона выделяется обслуживанием круизных туристов. В отличие от других портов основу деятельности составляет перевозка пассажиров, а также перевалка грузов только на автомобильный

 

транспорт. Евпатория - порт, выполняющий транспортные функции  для всего западного побережья. Основу грузопотока составляют строительные материалы, твердое топливо, зерно и другие грузы.

Достаточно  хорошо развит воздушный транспорт. Симферополь не только крупный узел воздушных линий региона, но и один из крупнейших аэропортов Украины.

В составе  транспортной системы важное место  принадлежит трубопроводной сети газового хозяйства. Общая протяженность газопроводов более 800 км. В 1975 году крымская газопроводная система соединилась с межрайонной газопроводной сетью Украины, что обеспечило бесперебойное снабжение потребителей природным газом. В настоящее время проложен газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения "Штормовое", находящегося на шельфе, к Глебовскому газохранилищу, а также проложены газопроводы на Керчь и Феодосию.

Транспорт оказывает  исключительно важное влияние на географию и интенсивность экономических связей, которые характеризуются такими показателями, как объем, состав и структура перевозимых грузов, а также транспортный баланс внутри- и межрайонных перевозок. В настоящее время около 80% общего объема работы транспорта направлено на обеспечение межрайонных перевозок.

В прибытии грузов (ввозе) преобладает нефть и продукты ее переработки, черные металлы, лес и лесоматериалы, каменный уголь. В межрайонном отправлении (вывозе) господствует продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности: зерно, вино и виноматериалы, табак, фрукты. Далее следуют флюсовые известняки, строительные материалы, продукция химической промышленности. Вывозится также такой уникальный продукт, как рекреационный эффект.

Наиболее  тесные связи Крым имеет с Донбассом и Приднепровьем, а также с территориями Азово- Черноморского региона. Ведущую роль в межрайонном грузообмене играет железнодорожный транспорт.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ  РАЗЛИЧИЯ

Под влиянием природных и социально-экономических  условий сформировались 8 экономических микрорайонов.

Экономический микрорайон — это территория со сложившейся, под влиянием крупного населенного пункта и других факторов, специализацией, определяющей ее место на уровне внутриобластного разделения труда.

Центральный экономический микрорайон расположен в центральной части Крымского предгорья. В состав микрорайона входят Симферопольский, Бахчисарайский и Белогорский административные районы. Районоформирующий центр - г. Симферополь. На территории микрорайона пересекаются основные транспортные магистрали. В микрорайоне проживает 26% населения Крыма. Две трети его жителей -горожане.

Информация о работе Население и трудовые ресурсы Крыма