Автор: p**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты современных миграционных
процессов в РФ
1.1 Понятие и классификация миграции 5
1.2 Современная миграционная ситуация в РФ
8
2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ
2.1 Основные характеристики миграционных потоков 12
2.2 Социальные последствия миграционных процессов
18
3. Государственное управление миграционными
процессами в РФ
3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России 22
3.2 Основные направления деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской Федерации 24
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики
на территории Российской Федерации 30
Заключение 42
Приложения
Разработать
комплекс мер, побуждающих государственные
и частные банки, финансово-инвестиционные
фонды, страховые компании, благотворительные
фонды и производственные предприятия
оказывать переселенцам на льготных условиях
материальную и финансовую помощь на долгий
срок (на возвратной основе в течение 10-25
лет). Например, во Франции государство
воздействовало на все банки, включая
частные, с целью побудить их предоставлять
репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.
2.2
Социальные последствия
миграционных процессов
Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.
Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.8
Анализ
миграционных процессов в России
за последнее десятилетие
Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 – 2002 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).9
В
большинстве регионов России отмечен
рост преступлений, которые требовали
контактов за рубежом и межгосударственного
сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный
оборот оружия, преступления во внешнеэкономической
деятельности и кредитно – финансовой
сфере. Динамика преступности нелегальных
мигрантов за период 2001 – 2002 годов отражена
в таблице.
Годы | Особо тяжкие преступления | Тяжкие | Убийства | Покушения на убийства |
2001 г. | 4439 | 11235 | 567 | 45 |
2002 г. | 3812 | 7608 | 439 | 50 |
По
данным МВД России, в 2002 году по расследованным
уголовным делам было выявлено 29937
человек – иностранных граждан
и лиц без гражданства, совершивших
преступления, против 28650 человек за
2001 год (больше на 4,5 %).Наибольшее число
преступлений на территории России за
2002 год было совершено иностранными гражданами
стран, указанных в следующей таблице.
Страна | Количество совершенных преступлений |
Азербайджан | 3184 |
Армения | 1099 |
Беларусь | 706 |
Вьетнам | 74 |
Грузия | 1669 |
Казахстан | 1033 |
Китай | 386 |
Кыргызстан | 257 |
Литва | 72 |
Молдова | 2122 |
Таджикистан | 1979 |
Туркменистан | 105 |
Узбекистан | 914 |
Украина | 5749 |
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику.10
Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации.
Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.11Основные потоки интеллектуальной миграции идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развития страны.12 Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.13
Подводя
итого вышесказанному, необходимо отметить,
что миграционные потоки в России характеризуются
активным ее вовлечением в международный
и межрегиональный обмен, увеличением
доли семейной миграции и снижением доли
мигрантов трудоспособного возраста,
низкой степенью приживаемости мигрантов,
совпадением ареалов концентрации внешних
и внутренних мигрантов. Все это приводит
к негативным социальным последствиям:
обострению ситуации на рынке жилья, труда,
увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру,
повышению уровня преступности. Такая
ситуация требует разработки и реализации
адекватной миграционной политики, ужесточению
управления и контроля миграционных процессов
государством.