Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики, которые в свою очередь являются определяющим фактором их социально-экономической дифференциации. На это накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений и менталитета населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества.
В то же время, каждое из таких существующих сообществ, институализированных в виде субъектов Федерации, претендует на экономическую самостоятельность. Но в силу того, что подобная административно-территориальная единица не является самодостаточной в социально-экономическом плане, а также из-за произошедшего в результате распада Советского Союза нарушения и, местами, полного разрыва хозяйственных связей на территории России, возникла необходимость восстановления этих связей в рамках единого экономического пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………………………..…7
1.1 История создания ассоциаций………………………………………..7
1.2 Правовые основы деятельности ассоциаций………………………..13
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций……………………………………………….19
2.2 Организационная структура межрегиональных альянсов…….…...22
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ………………………………………...26
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций……………26
3. 2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Затем в 1991 году последовало  образование союза территорий, объединяющий непосредственно Северо-Запад и  Север России. Первоначально в  Ассоциацию «Северо-Запад» входили  Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, г. Санкт-Петербург и республики Коми, Карелия и Ненецкий АО. Ассоциация создавалась при ведущей роли Санкт-Петербурга, во многом по инициативе мэра города А.Собчака. Во многом цели и задачи Ассоциации предопределило геополитическое положение этого региона: важнейшие морские торговые порты Российской Федерации находятся на территориях этих субъектов федерации.

В июне 1991 года в Самаре, при непосредственном участии Б.Ельцина, прошло организационное заседание  представителей республик и областей Поволжья по проблемам экономического взаимодействия. Итогом явилось решение об образовании ассоциации, утвержденное Распоряжением Б.Ельцина от 10 июня 1991 г. «Об образовании ассоциации «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона РСФСР». В состав ассоциации на добровольной основе вошли семь областей и четыре республики Поволжья: Астраханская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия.

В октябре 1991г. в Воронеже областные Советы и исполнительные комитеты областей, традиционно относящиеся  к Черноземью, и одна из областей, входящая в Центральный Российский экономический регион, подписали  учредительный договор о создании Ассоциации «Черноземье». Ассоциация была образована согласно к тому времени уже вышедшему Указу Президента РСФСР «Об организации ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РСФСР и мерах по созданию условий для их ускоренного развития». В состав «Черноземья» вошли Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области.

Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и  областей Северного Кавказа учреждена  в марте 1992 года руководителями исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации Северного Кавказа на основании Указа № 194 от 11.11.1991 г. Президента РСФСР «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы». Учредителями Ассоциации явились Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

В соответствии с Федеральным  законом № 211-ФЗ от 17.12.1999 г. Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа в 2001 году была преобразована в Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ».

Ассоциация территорий Дальнего Востока  и Забайкалья (АДВЗ) приступила к работе в январе 1994 г. Новая ассоциация заменила Дальневосточную ассоциацию экономического взаимодействия (ДВАЭВ), которая была учреждена Советами народных депутатов региона Соглашением от 11.08.1990г., и включающую Республику Саха, Хабаровский и Приморский края, Амурскую, Сахалинскую, Камчатскую, Магаданскую области, Еврейскую автономную область. После подписания Договора о сотрудничестве и утверждения Устава в неё вошли Бурятия, Читинская область, Чукотский и Корякский автономные округа. Это образование носило больше политический характер, но дальнейшее развитие экономического кризиса показало, что основную роль в работе ассоциаций должен играть экономический фактор. Решение о реорганизации было принято в июле 1993 г.

Межрегиональные ассоциации создавались в большой мере как противовес центру, как способ отстаивания своих интересов на федеральном уровне. Вполне очевидно, что отдельные области, не представляющие собой значительной политической силы поодиночке, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает каждой вошедшей в объединение территории реализацию своих целей. До 1993 г. ассоциации регионов РФ существовали как общественные организации, созданные для выработки и реализации региональных программ комплексного социально-экономического развития регионов, не имевшие собственного юридического статуса. В Министерстве юстиции ассоциации были зарегистрированы в конце 1993 г. – начале 1994 г.

С созданием федеральных  округов на территории Центрального федерального округа РФ оказались две ассоциации – “Черноземье” и “Центральная Россия”. В целях выработки согласованной политики в Центральном федеральном округе решением Советов ассоциаций “Черноземье” и “Центральная Россия” от 8.06.2001 г. создана Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа “Центрально-Черноземная” путем реорганизации в форме слияния двух вышеназванных ассоциаций. Таким образом, в настоящее время существует 7 региональных альянсов.

1.2 Правовые  основы деятельности ассоциаций

В соответствии со ст. 121 Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» коммерческие организации в целях координации  их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих  имущественных интересов могут объединяться и создавать объединения юридических лиц в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации также  могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы (п. 2 ст. 121 ГК). Следует заметить, что, согласно п. 4 ст. 50 ГК, допускается создание объединений юридических лиц, в которые бы входили одновременно как коммерческие организации, так и некоммерческие.

Таким образом, ассоциации представляют собой некоммерческие юридические лица, создаваемые на добровольной основе2

Особенностями ассоциаций является то, что они создаются с целью  координации деятельности участников, а также представления и защиты интересов их членов. Следовательно, ассоциация обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит от воли её участников. Именно поэтому исключается возможность непосредственного осуществления объединением деятельности, не предусмотренной его учредительными документами. Ассоциация не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но может создавать для этой цели хозяйственные общества. Доходы от такой деятельности ассоциация не может распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды данного объединения юридических лиц.

Деятельность ассоциаций, помимо ГК и Федерального закона «О некоммерческих организациях», регламентируется рядом специальных нормативных актов.

Межрегиональные ассоциации полностью  легитимированы в государственно-правовой практике РФ. Основные начала их организации  и деятельности закреплены Указом Президента РФ от 11 ноября 1991 г. "Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев, областей в осуществлении радикальной экономической реформы" и в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления".

Но основным нормативным актом, регламентирующим деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, является Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ.

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации - это некоммерческая организация, учредителями которой являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и которая создается на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.3

Основными целями и задачами ассоциаций, согласно ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации  и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", являются:

·          обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах социально-экономического развития на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;

·          подготовка предложений по вопросам рационального использования экономических потенциалов субъектов Российской Федерации;

·          стабилизация экономического положения и социальная защита населения;

·          совершенствование методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений;

·          достижение устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации в условиях рыночных отношений и создание базы для повышения уровня жизни населения;

·          представление интересов членов ассоциации;

·          обеспечение взаимодействия субъектов Российской Федерации по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;

·          участие в установленном порядке в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;

·          оптимальное размещение производительных сил;

·          развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;

·          содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между субъектами Российской Федерации;

·          подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам;

·          подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

·          подготовка предложений по вопросам реализации региональных инвестиционных программ и проектов;

·          изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров;

·          создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;

·          подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых входят в ассоциацию.

Создание ассоциаций осуществляется по решению учредителей, которыми могут выступать органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредительными документами  ассоциаций являются учредительный  договор, заключенный ее учредителями, и утвержденный ими устав. В уставе ассоциации должны быть определены:

1) наименование ассоциации;

2) место нахождения  исполнительного органа ассоциации;

3) предмет и цели  деятельности ассоциации;

4) права и обязанности  членов ассоциации;

5) структура ассоциации, состав, компетенция, порядок формирования  руководящих, исполнительных и  контрольно-ревизионных органов,  порядок принятия ими решений, сроки их полномочий;

6) условия и порядок  приема в члены ассоциации  и выхода из нее;

7) порядок внесения  изменений в устав ассоциации;

8) источники формирования  имущества ассоциации;

9) порядок реорганизации  и ликвидации ассоциации;

10) порядок использования имущества ассоциации в случае ее ликвидации.

В учредительных документах могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности ассоциации и не противоречащие федеральным  законам Российской Федерации. Учредительные  документы ассоциаций, их изменения подлежат опубликованию в органах печати субъектов Российской Федерации, органы государственной власти которых являются членами ассоциации.4

Имущество ассоциаций состоит  из средств, источниками которых  являются денежные и материальные взносы их учредителей и другие установленные федеральным законом источники. Суммы ежегодных целевых взносов учредителей ассоциации утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В 2000 году Указом Президента РФ Россия территориально была разделена  на семь округов. Роль ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ была определена Президентом РФ в пункте 6 Указа  Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 года в "Положении  о Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" – функция полномочного представителя развивает совместные с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.

Вывод:

После развала СССР, с 1990г. Стали создаваться межрегиональные ассоциации, отношение между регионами привело к созданию(образованию восьми территориальных альянсов):

    • Севро-Запад
    • Центральная Россия
    • Черноземье
    • Большая Волга
    • Северный Кавказ
    • Большой Урал
    • Сибирское соглашение
    • Дальний Восток и Забайкалье

Информация о работе Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации