Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 14:35, курсовая работа
Российская Федерация является государством, регионы которого имеют различные природно-климатические характеристики, которые в свою очередь являются определяющим фактором их социально-экономической дифференциации. На это накладывается еще и социокультурная дифференциация, проявляющаяся в различиях мировоззрений и менталитета населения регионов. Совокупность этих факторов привела к тому, что на территории России сформировались достаточно обособленные, как территориально, так и психологически, сообщества.
В то же время, каждое из таких существующих сообществ, институализированных в виде субъектов Федерации, претендует на экономическую самостоятельность. Но в силу того, что подобная административно-территориальная единица не является самодостаточной в социально-экономическом плане, а также из-за произошедшего в результате распада Советского Союза нарушения и, местами, полного разрыва хозяйственных связей на территории России, возникла необходимость восстановления этих связей в рамках единого экономического пространства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………………………..…7
1.1 История создания ассоциаций………………………………………..7
1.2 Правовые основы деятельности ассоциаций………………………..13
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций……………………………………………….19
2.2 Организационная структура межрегиональных альянсов…….…...22
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ………………………………………...26
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций……………26
3. 2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..36
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Омский государственный
Факультет географический
Кафедра социально-экономической географии и туризма
Курсовая работа
Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации
Специальность География
Выполнил: студент
42 группы
Налобина Юлия Николаевна
_____________________
(подпись)
Научный руководитель:
Жигалова Лариса Дмитриевна,
к.г.н., доцент
Оценка __________
"___" ________________2012 г.
_________________________
(подпись)
Омск. 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ОСНОВЫ
И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………
1.1 История создания ассоциаций………………………………………..7
1.2 Правовые основы деятельности ассоциаций………………………..13
ГЛАВА II. УСТРОЙСТВО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АЛЬЯНСОВ
2.1 Участники ассоциаций…………………………
2.2 Организационная структура межрегиональных альянсов…….…...22
ГЛАВА III. ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
3.1 Приоритетные направления деятельности ассоциаций……………26
3. 2 Проблемы развития межрегиональных ассоциаций………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..36
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация
является государством, регионы которого
имеют различные природно-
В то же время, каждое из
таких существующих сообществ, институализированных
в виде субъектов Федерации, претендует на экономическую самостоятельность.
Но в силу того, что подобная административно-
Опыт радикальных социально-
В настоящее время на территории Российской Федерации появилось несколько форм межрегионального сотрудничества: союзы городов, ассоциации территорий, объединенные по различным признакам, и др. В качестве одной из таких форм в настоящий момент выступают межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
На основании существующих нормативных документов, тем или иным образом затрагивающих вопросы деятельности межрегиональных ассоциаций, можно предположить, что эти структуры имеют потенциал стать важными элементами политики, направленной на восстановление единого экономического пространства страны.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных региональной политике, обнаруживается недостаток исследований относящихся непосредственно к межрегиональным ассоциациям экономического взаимодействия. А имеющиеся не дают полное представление о роли и месте этих образований в современной региональной политике, об общих основаниях межрегиональнй интеграции и ее последствиях для экономического и политического развития страны. Анализ имеющейся литературы говорит о том, что вопрос внутригосударственной экономической интеграции территориальных единиц является отражением специфики российской политико-экономической системы и пока не вызывает интерес у зарубежных исследователей. В самой же России исследования по этой проблематике только начинаются, поэтому основу исследования составляют источники: нормативные акты федеральных и региональных органов власти, регламентирующие деятельность межрегиональных ассоциаций; публикации в периодической печати, отражающие мнения экономистов и политических деятелей относительно межрегиональных ассоциаций. Важными источниками информации по изучаемой проблеме стали официальные сайты органов государственной власти РФ, субъектов РФ и самих ассоциаций. К материалам, полученным с помощь электронных баз данных в сети Интернет, относятся и внутренние документы межрегиональных ассоциаций: уставы, положения, планы дальнейшего развития ассоциаций, отчеты о работе за определенное время.
Предметом исследования курсовой работы является одна из форм межрегиональной экономической интеграции как важная часть реализации экономических интересов субъектов Российской Федерации.
Целью исследования является изучение межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора современной региональной политики, их роли и места в реализации экономических интересов регионов.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить историю создания межрегиональных ассоциаций.
2. Исследовать их цели и структуру, а также сопоставить соответствие целям и задачам, предусмотренным концепцией региональной политики.
3. Изучить основные механизмы реализации экономических интересов регионов посредством межрегиональной интеграции.
4. На основании исследования определить эффективность данной формы межрегиональной интеграции в реализации экономических интересов субъектов РФ.
Методологическую основу курсовой работы составляет политико-правовой, структурный и системный методы исследования процессов общественного развития. Помимо этого, методологический инструментарий включает в себя принципы конкретного анализа, ориентирующегося на комплексное изучение исследуемого вопроса в процессе функционирования и развития общества, федеративной и региональной систем.
В своей работе я использовала:
-«Большая Волга»
-«Сибирское соглашение»
-«Север-Запад»
-«Северный Кавказ»
-«Большой Урал»
- Российские Федерации Дальнего Востока и Забайкалья
6) Учебные пособия: Алехин Э.В., Гаврилов А.И., Климов В.,
Попаренко В., Степанов М.В.
7) Пресса: «Независимая газета», «Известия»
8) Интернет - источники
ГЛАВА I. ОСНОВЫ И ИСТОКИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1 История создания ассоциаций
Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ как форма межрегионального сотрудничества начали образовываться с 1990 г. как реакция на разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Советского Союза. Возникшие при этом необходимость складывания не только новых отношений между федеральным, региональным и местным уровнями власти и потребность в налаживании хозяйственных связей, взаимных гарантиях в экономических отношениях между регионами, в отстаивании своих групповых интересов перед лицом Центра и их продвижении, и, наконец, информационном обмене между территориями, координации действий обусловили образование межрегиональных ассоциаций. Ставшее реальным развитие горизонтальных отношений между регионами привело к созданию восьми территориальных альянсов.
Были созданы:
- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-запада Российской Федерации (“Северо-Запад”);
- Межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центральной России (“Центральная Россия”);
- Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации (“Черноземье”);
- Ассоциация “Большая Волга” по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации;
- Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа (“Северный Кавказ”);
- Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона (“Большой Урал”);
- Ассоциация экономического взаимодействия территорий Сибири России (“Сибирское соглашение”)
- Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Процесс их оформления прошел достаточно быстро. Менее чем за год - к началу 1992 г. - региональные ассоциации объединяли уже все российские территории. Пик формирования ассоциаций пришелся на лето-осень 1991 г.
Ослабление контроля Центра над периферией и изменение сложившегося положения дел в экономике первыми ощутили отдаленные и промышленно развитые районы России. Уже в сентябре 1990 г. в г. Челябинске руководителями областей и республик Урала подписано соглашение «О принципах экономических отношений республик и областей Уральского экономического региона на период перехода к рыночной экономике», где подтверждено намерение сохранить единое экономическое пространство. А в июне 1991 г. руководителями органов государственной власти Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей был подписан Учредительный договор о создании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР. В том же месяце (9 июня) председатель Верховного Совета РСФСР Б.Ельцин подписывает Распоряжение «Об образовании ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР».1 В сентябре 1991 г. на первом заседании ассоциации, проходившем в г.Екатеринбурге, к ней примкнули Башкирская ССР, Удмуртская республика и Тюменская область.
Процесс формирования территориального союза регионов Сибири проходил подобным же образом. Объективная потребность в принятии экстренных и неординарных мер для смягчения негативного влияния накопившихся в хозяйственном комплексе деформаций и снижения социальной напряженности подвигла руководителей краев и областей Сибири к объединению.
Инициативу взяли на
себя Советы народных депутатов и
их исполнительные комитеты. Летом
и осенью 1990 года в ходе ряда встреч
и совещаний были определены основные
контуры интегрированной
Первые совещания проходят еще до выхода санкционирующего работу ассоциации распоряжения Б.Ельцина. Уже первое заседание Совета ассоциации показало настроенность участников ассоциации на практическую работу. При обсуждении плана первоочередных совместных действий вносились предложения по организации производства и обмена товарами народного потребления, выпуску строительных материалов, помощи селу и другие вопросы. В первые месяцы существования «Сибирское соглашение» активно участвует в государственном строительстве (разработка проекта Конституции РФ) и обосновании принципов экономических отношений в Российской Федерации на период перехода к рыночной экономике.
Летом 1991 года Новосибирск рабочим визитом посетил Б. Н. Ельцин, уже избранный Президентом Российской Федерации, но еще не принесший присягу и не вступивший в должность. Он подписал основополагающее для ассоциации распоряжение «Вопросы деятельности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». А вскоре Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление «Об организации Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», ставшее юридической основой объединения вплоть до принятия уставных документов.
Межрегиональное объединение областей Центральной России оформилось примерно в тоже время. Ассоциация «Центральная Россия» образована 15 декабря 1990 года администрациями 11 областей экономического региона. В состав Ассоциации изначально вошли Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва. В 1993 г. к ним присоединилась Калининградская область. Основной задачей нового объединения была названа гармонизация интересов регионов без создания новых властных структур при попытке поиска нового режима распределения власти.
Информация о работе Межрегиональные экономические ассоциации Российской Федерации