Машиностроение мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

По масштабам производства, машиностроение – главная отрасль в структуре промышленности. Темпы развития машиностроения опережают темпы развития других отраслей промышленности, главным образом, за счет выпуска продукции новейшими отраслями и в первую очередь электронной прмышленностью. НТП связан прежде всего с машиностроением.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Машиностроение, как отрасль промышленности………………4
1.1 Классификация машиностроения……………………………………4
1.2 Сырьевые ресурсы отрасли…………………………………………...5
1.3 Размещение отрасли…………………………………………………...6
1.4 Структура отрасли………………………………………………….....6
Глава 2. Отрасли машиностроение по странам мира……………………10
2.1Общее машиностроение……………………………………………10
2.2Транспортное машиностроение……………………………………11
2.3Электронная промышленность и электротехническая промышленность…………………………………………………………….20
Глава 3. Регионы машиностроения мира……………………………25
3.1Североамериканский регион…………………………………………25
3.2 Западноевропейский регион…………………………………………26
3.3 Регион стран АТР……………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Машиностроение.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Географический  факультет 
 
 

Машиностроение  мира 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

студентки 23 группы

Виноградовой Татьяны

Научный руководитель – 

Савченко  Г.Н. 
 
 
 
 
 

Тверь, 2007 год

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

 Глава 1. Машиностроение, как отрасль промышленности………………4

1.1 Классификация машиностроения……………………………………4

1.2 Сырьевые ресурсы отрасли…………………………………………...5

1.3 Размещение отрасли…………………………………………………...6

1.4 Структура отрасли………………………………………………….....6

 Глава 2. Отрасли машиностроение по странам мира……………………10

   2.1Общее машиностроение……………………………………………10

   2.2Транспортное машиностроение……………………………………11

   2.3Электронная промышленность и электротехническая промышленность…………………………………………………………….20

  Глава 3.  Регионы машиностроения мира……………………………25

  3.1Североамериканский регион…………………………………………25

  3.2 Западноевропейский регион…………………………………………26

  3.3 Регион стран АТР……………………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     По масштабам производства, машиностроение – главная отрасль в структуре промышленности. Темпы развития машиностроения опережают темпы развития других отраслей промышленности, главным образом, за счет выпуска продукции новейшими отраслями и в первую очередь электронной прмышленностью. НТП связан прежде всего с машиностроением.

     Основная часть производства продукции машиностроения сосредоточена в промышленноразвитых странах, хотя бурный рост машиностроения отмечается и в развивающихся странах, в том числе в «новых индустриальных» странах (НИС). Доля развивающихся стран в производстве продукции машиностроения мира составляет не более 15%. В последних велика доля сборочного производства, детали и узлы поступают из развитых стран, т. е. Для них характерна незавершенность структуры производства, кроме того, эти страны жестко зависят от иностранного капитала.

      Развитые  страны являются главными производителями  сложной наукоемкой продукции. Особенно существенные сдвиги в машиностроении развитых стран произошли в результате внедрения гибких производственных систем роботизации производства. Гибкая автоматизация обеспечивает резкое сокращение потребности в рабочей силе, особенно трудоемких сборочных операциях, позволяет выпускать малосерийную продукцию, повышает эффективность производства. 

  Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами. 
 
 

Глава 1. Машиностроение, как отрасль промышленности.

      Машиностроение  – наиболее крупная комплексная  отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли  машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

    К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

    В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.). ( Мировая Экономика, 2005г)

1.1 Классификации  машиностроения.

   Машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять: тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство  оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей  географии не имеют.

    В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

    Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

1.2 Сырьевые ресурсы отрасли

    Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

    Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли .( Малкова И.В., 2005г)

    Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

1.3 Размещение отрасли

    Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами, и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

1.4 Структура отрасли

В отраслевой структуре принято выделять три главные группы: общее машиностроение (35-37% от общего объема производства), транспортное машиностроение (33-35%), электронная и электротехническая промышленность (30-31%). В поледние годы доля транспортного машиностроения снижается, оперижающими темпами развивается электронная отрасль, незначительно возрастает доля общего машиностроения. Общее машиностроение включает выпуск всех видов производственного оборудования станкостроение, сельско-хозяйственное машиностроение. Ведущей отраслью является станкостроение, а главным направлением – переход к производству станков-полуавтоматов и автоматов

с применением  ЭВМ, внедрение гибких производственных систем.     Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве. Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам. Относительно недавно в структуре общего машиностроения  появилась новая отрасль – производство экологического оборудования, которое выпускается в высокоразвитых странах.

    Весьма  ограничен круг производителей продукции тяжелого машиностроения. В прошлом вся номенклатура тяжелого оборудования производилась только в США, Японии, Германии и в какой-то мере Великобритании. Все остальные страны по сути производят только ограниченную номенклатуру изделий, которые имеют спрос на мировом рынке, и вынуждены больше ввозить изделий тяжелого машиностроения, чем вывозить. К первой группе постепенно начал подтягиваться Китай, но эта отрасль ни по количеству, ни по качеству продукции не удовлетворяет внутренний спрос. Хотя Китай уже появился на рынках с маломощной и несложной техникой, он все же прежде всего является импортером продукции тяжелого машиностроения.

  Остальные же поставщики продукции выделяются на мировом рынке только отдельными изделиями: например, Швеция поставляет оборудование бумажной промышленности, так же, как и Финляндия; Австрия — оборудование для металлургических заводов. Известно машиностроение Швейцарии, Бельгии, Нидерландов. Только у Франции и Италии номенклатура продукции тяжелого машиностроения более широка, но тем не менее полностью они свой рынок не удовлетворяют. В целом крупнейший экспортер продукции общего машиностроения — Германия, второе место — у США и только третье место у Японии. (Социально-экономическая география мира, 2001г)

      В транспортном машиностроении выделяются автомобиле- , судо-, авиастроение, производство подвижного состава для железнодорожного транспорта и др. Очень долгое время  лидировало судостроение. В настоящее время на первое место в структуре этой отрасли выдвинулось автомобилестроение, на второе место – авиастроение, производство подвижного железнодорожного состава резко сократилось в развитых странах и растет в развивающихся.

Электронная прмышленность мира развивается исключительно быстрыми темпами, сегодня невозможно даже представить существование практически любой отрасли промышленности без использования электронного оборудования.

      Продукция электронной промышленности подразделяется на две основные группы: оборудование, устройство и аппаратура производственного, управленческого научно-исследовательского, военного назначения и бытовые приборы. К первой группе относятся ЭВМ, контрольно-измерительные приборы, радарное оборудование, навигационные и аэронавигационные аппараты и оборудование, аппаратура для радиовещания и телевидения, связи и т.д. В структуре производства преобладает продукция промышленного и военного назначения (до 60%), около четверти производства составляют электронные компоненты, и лишь оставшаяся часть приходится на бытовую электронику. В развитых странах преобладает производство первой группы электронного оборудования, производство бытовой электроники активно осваивается в развивающихся странах, особенно в «новых индустриальных» странах Азии.

Для продукции  электронной промышленности характерен очень короткий жизненный цикл, постоянная смена их типов, растущие требования рынка на все более сложную апппаратуру. Это одна из наиболее отраслей прмышленности, тебующая капиталовложений. (Социально-экономическая география мира, 2001г)

    Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

Информация о работе Машиностроение мира