Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:30, реферат
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень
научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку
обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –
предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и
оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации
производства и расширение ее масштабов.
Введение с.3
Определение отрасли, ее значение с.4
Сырьевые ресурсы отрасли с.5
3. Размещение отрасли с.5
Структура отрасли с.5
Мировое машиностроение в начала 21 века с.6
Автомобилестроение мира с.6
Железнодорожное машиностроение мира с.7
Судостроение мира с.7
Авиационная промышленность с.7
Электротехническая промышленность с.8
Станкостроение мира с.8
Сельскохозяйственное машиностроение мира с.8
Группировка стран по уровню развития машиностроения с.12
Распределение продукции машиностроения с.12
Заключение с.13
Список использованной литературы с.14
В
странах «Большой восьмерки» и в
Китае развиты все виды машиностроения.
Небольшие страны Западной Европы специализируются
на точном машиностроении, новые индустриальные
страны – на трудоемких отраслях машиностроения,
а во многих развивающихся странах Африки,
Юго-Западной Азии и Центральной Африки
машиностроение практически отсутствует.
6. Автомобилестроение мира
В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые. Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей.
Крупнейшие компании-производители (на 2010 год):
В начале 2010-х в следствие мирового финансового кризиса в мировом автомобилестроении началась уверенная смена стран-лидеров, в особенности в отношении ранее первенствовавшего американского автопрома, представленного Большой тройкой. Причём, на собственном рынке Большая тройка впервые была потеснена ещё в начале 1980-х японским автопромом, представленным компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д., а в конце 20 века на мировом рынке активно развернулись и европейские автопроизводители, включая концерны Volkswagen Group, Daimler, BMW, Renault, PSA Peugeot Citroën, FIAT и т. д.
Суммарный
объем производства автомобилей в мире
за 2009 год составил 61,7 млн (-12,8 % к 2008 году).
В 2010 году мировой автопром начал выходить
из рецессии, так продажи возросли
предварительно до 68,5–70 млн. автомобилей
против 51,3 млн. в 2009-м. В 2011 мировые продажи
могут достигнуть уровня в 75–85 млн. автомобилей.
7. Железнодорожное машиностроение мира.
Железнодорожное
машиностроение развито в США, Японии,
Франции, Германии, Чехии, Польше, России,
на Украине, в Китае и Индии.
8. Судостроение мира
Странами – лидерами по производству судов являются:
Япония, Южная Корея, Германия
Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине.
Крупнейшими
центрами судостроения в мире являются
Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург,
Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай,
Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан,
Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.
9. Авиационная промышленность
Авиационная
промышленность, ориентируясь на научную
базу и высококвалифицированные кадры,
получила развитие только в экономически
развитых странах. Крупнейшими производителями
авиационной техники являются США (Хьюстон,
Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция
(Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и
Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия
(Турин).
10. Электротехническая промышленность
Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай.
По производству телевизоров (130 млн. шт.) в 2010 году мировыми лидерами являются:
Китай (25 млн. шт.)
Южная Корея (16 млн. шт.)
Япония (15 млн. шт.)
По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются:
Китай (свыше 50 млн. шт.)
Малайзия (более 20 млн. шт.)
Сингапур (20 млн. шт.)
По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:
Китай (почти 400 млн. шт.)
Япония (около 300 млн. шт.)
Швейцария (25 млн. шт.)
По
производству стиральных машин выделяется
Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров
– США и Япония, промышленных роботов
– США, Германия и Япония.
11. Станкостроение мира
Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются:
Япония (200 тыс. шт.)
Китай (150 тыс. шт.)
А
далее плотной группой следуют
Германия, США, Италия, и Швейцария,
производящие примерно по 100 тыс. станков.
12. Сельскохозяйственное машиностроение мира.
Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются:
Япония (150 тыс. шт.)
Индия (100 тыс. шт.)
США (около 100 тыс. шт.)
Лидирующее
положение Японии объясняется ее
специализацией на производстве мини-тракторов,
а в остальных странах мира, как правило,
производят средние и мощные тракторы.
Таблица 7
13.
Группировка стран по
уровню развития машиностроения
на 2010 год
Страны с высокоразвитым машиностроением | Страны со среднеразвитым машиностроением | Страны со слаборазвитым машиностроением | Страны, где машиностроение отсутствует | ||||
США | Бразилия | Монголия | Саудовская Аравия | ||||
Канада | Китай | Иран | Ливия | ||||
Германия | Австралия | Перу | Мадагаскар | ||||
Россия | Индия | Куба | Сомали | ||||
Франция | Аргентина | Албания | Исландия | ||||
Швеция | Мексика | Индонезия | Лаос | ||||
Италия | ЮАР | Алжир | Ботсвана | ||||
Япония | Корея | Египет | Конго | ||||
Великобритания | Испания | Чили | Панама | ||||
Швейцария | Португалия | Ирак | Коста-Рика | ||||
Австрия | Ирландия | Турция | Гаити | ||||
Голландия | Дания | Заир | Тунис | ||||
Бельгия | Норвегия | Нигерия | Судан | ||||
Польша | Финляндия | Вьетнам | Свазиленд | ||||
Румыния | Греция | Таиланд | Непал |
14. Распределение продукции машиностроения
Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.
Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:
Япония Þ США
США Þ Западная Европа
Машиностроительный
комплекс России, Украины и других
стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает
преимущественно на внутренний рынок,
а это зачастую приводит к производству
продукции низкого качества.
Заключение
Современное
машиностроение является одной из важнейших
основ материальной и духовной сфер человеческого
общества, значение которой выходит далеко
за рамки промышленной отрасли.
Список литературы
География промышленности России. – М.; просвещение, 2010 год
Готовимся к экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА-ПРЕСС»,
2010год
Учебник (Экономическая и социальная география мира). - М.; просвещение,
География (3-х томник). – В.П. Максаковский.
География мирового хозяйства. – М.; 2010. Стр. 114.