Машиностроение мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:30, реферат

Описание работы

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень
научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку
обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –
предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и
оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации
производства и расширение ее масштабов.

Содержание

Введение с.3
Определение отрасли, ее значение с.4
Сырьевые ресурсы отрасли с.5
3. Размещение отрасли с.5
Структура отрасли с.5
Мировое машиностроение в начала 21 века с.6
Автомобилестроение мира с.6
Железнодорожное машиностроение мира с.7
Судостроение мира с.7
Авиационная промышленность с.7
Электротехническая промышленность с.8
Станкостроение мира с.8
Сельскохозяйственное машиностроение мира с.8
Группировка стран по уровню развития машиностроения с.12
Распределение продукции машиностроения с.12
Заключение с.13
Список использованной литературы с.14

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)

Факультет экономический

Кафедра финансы и кредит 

РЕФЕРАТ

по «Экономической и социальной географии мира»

Тема: Машиностроение мира

 

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                      

                   

                            Выполнила студентка

                                                                                                  2 курса, группа №23

                Рагимова  Л. А 

                Научный руководитель

                Доцент  Ахметов М. Г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2011 год

Содержание 

      Введение                                                                                              с.3

  1. Определение отрасли, ее значение                                              с.4
  2. Сырьевые ресурсы отрасли                                                     с.5

    3.   Размещение отрасли                                                                 с.5

  1. Структура отрасли                                                                 с.5
  2. Мировое машиностроение в начала 21 века                                с.6
  3. Автомобилестроение мира                                                           с.6
  4. Железнодорожное машиностроение мира                                  с.7
  5. Судостроение мира                                                                        с.7
  6. Авиационная промышленность                                                    с.7
  7. Электротехническая промышленность                                        с.8
  8. Станкостроение мира                                                                     с.8
  9. Сельскохозяйственное машиностроение мира                            с.8
  10. Группировка стран по уровню развития машиностроения        с.12
  11. Распределение продукции машиностроения                               с.12

            Заключение                                                                                             с.13                 

            Список использованной литературы                                                   с.14         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень

научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку

обеспечивает  все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население –

предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и

оборудования. Для  нее особенно характерно углубление специализации

производства  и расширение ее масштабов.

  К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую»

металлургию –  производство стали и проката, как  в литейных цехах

машиностроительных  предприятий, так и на отдельных  специализированных

предприятиях  по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций

для машиностроения.

  Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям

технологического  процесса на заготовку; механическую обработку  и сборку.

  По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять

тяжелое, общее  и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается

большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью  и

энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных

изделий. Для  общего машиностроения характерны средние  нормы потребления

металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство

оборудования  для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее

машиностроение  довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии

не имеют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Определение отрасли, ее значение

    Машиностроение  – наиболее крупная комплексная  отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

    К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

    В указанной структуре отрасли  наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

    Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

    По  металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.

    В машиностроении имеется хронологическая  классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

    Большое значение приобретают в наше время  новые формы сотрудничества между  странами.

    Значение  машиностроительного комплекса  трудно переоценить. Важнейшая его  задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

    2. Сырьевые ресурсы отрасли

    Основным  конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.

    Однако  в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

    Непосредственно к машиностроению относятся следующие  проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката. 

3. Размещение отрасли

    Размещение  машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность. 

4. Структура отрасли

    Высшие  этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта  группа новейших отраслей включает электронную  и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

    Автостроение  является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.

    Автомобильная промышленность включает предприятия  по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

    Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.

    Сельскохозяйственное  машиностроение включает предприятия  по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

    Тракторное  машиностроение включает предприятия  по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам. 

5. Мировое машиностроение в начале 21 века

    Машиностроение  занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу  занятых, так и по стоимости продукции.

    Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны.

    В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай  и новые индустриальные страны Азии.

Информация о работе Машиностроение мира