Культурный ландшафт

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Ландшафт антропогенный – сложный термин, состоящий из двух слов: ландшафт и антропогенный (от греч. anthropos – человек, genes – рожденный), т.е. ландшафты, свойства которых обусловлены человеческой деятельностью.
Под воздействием человеческой деятельности формируются ландшафты, которые, хотя и сохраняют естественный характер и подчиняются природным закономерностям, несут и «антропогенное» содержание в виде культурных растений, измененных свойств почвы, измененного режима подземных и поверхностных вод и т.п.

Содержание

1 Как соотносятся понятия антропогенный ландшафт и культурный ландшафт 3
2 Основные геоэкологические требования, предъявляемые к культурному ландшафту 5
3 Культурный ландшафт – регулированная природно-хозяйственная система. «Мягкое» и «жесткое» управление 7
4 Принцип природно-хозяйственной адаптивности в ландшафтном планировании 11
5 Геоэкологическая интерпретация закона необходимого разнообразия 12
6 Экологический каркас культурного ландшафта 15
7 Функциональное зонирование и функциональная поляризация 16
8 Культурный ландшафт как исторический и духовный феномен 18
9 Культурный ландшафт – «эстафета» поколений 20
10 Классификация антропогенных ландшафтов 21

Работа содержит 1 файл

Культурный ландшафт реферат.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Не только в пространстве, но и во времени культурный ланд­шафт должен быть адаптирован к особенностям местной природы. Важно во-время, в соответствии с сезонными (подсезонными) и погодными условиями: а) произвести сев сельскохозяйственных культур, их подкормку и защиту от сорной растительности и вре­дителей; б) организовать сенокос на лугах, чтобы не потерять кор­мовые достоинства трав; в) начать и завершить отопительный се­зон в городах и т. п.

Принцип природно-хозяйственной адаптивности предпола­гает поиск таких технологий природопользования, которые позво­ляют сделать производство в культурном ландшафте малоотход­ным или почти безотходным. Технологические меры оптимизации культурного ландшафта очень разнообразны и определяются их социально-экономическими функциями. К ним можно отнести:

а)  биологические системы земледелия, внедряемые в после­дние годы в качестве альтернативных современному химизирован­ному сельскохозяйственному производству и позволяющие отка­заться от применения в растениеводстве ядохимикатов;

б) внедрение в энергетику солнечных, геотермальных, вет­ровых, приливных электростанций, использующих возобновляемые естественные источники энергии;

в) включение в состав городского транспорта средств пере­движения на электротяге (включая электромобиль) и параллельное вытеснение с городских улиц двигателей внутреннего сгорания, загрязняющих воздушный бассейн выхлопными газами.

Многие из подобных технологических мер составляют суть геоники (термин Т. В. Звонковой), цель которой- структурное и функциональное сближение культурных ландшафтов с природны­ми геосистемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Геоэкологическая интерпретация закона необходимого разнообразия

 

Один из важных законов ландшафтного проектирования -закон необходимого разнообразия природно-хозяйственных геосистем. По сути, он повторяет общий системный закон, согласно ко­торому существование и функционирование любой системы воз­можно лишь тогда, когда в ее составе участвуют и взаимодейству­ют неоднородные, но взаимодополняющие элементы. Ненарушен­ный естественный ландшафт всегда отвечает этому закону.

Упрощение структуры ландшафта, которое часто происхо­дит в процессе его хозяйственного освоения, далеко не безобидно. Оно нередко влечет за собой дестабилизацию антропогенных лан­дшафтов под воздействием ускоренной эрозии, дефляции и других разрушительных процессов. Разумеется, человеку проще иметь дело с относительно однородным ландшафтом, в хозяйственном исполь­зовании которого можно применять стандартные приемы. Однако в реальности такие ландшафты крайне редки. Они всегда морфо­логически дифференцированы, и с этим приходится считаться. Морфологическая структура ландшафта – сильный фактор стаби­лизации геосистемы, который должен быть использован и в куль­турном ландшафте.

Еще в конце XIX века В. В. Докучаев, закладывая основы учения о культурных сельскохозяйственных ландшафтах, говорил о необходимости соблюдения на сельскохозяйственных землях "норм, определяющих относительные площади пашни, лугов, леса и вод", которые, "конечно, должны быть соображены с.местными климатическими, грунтовыми и почвенными условиями, а равно и с характером господствующей сельскохозяйственной культуры" [13, с. 220]. Таким образом он выдвигал два основных требования: не­обходимое разнообразие угодий и приспособленность сельскохо­зяйственного использования земель к местным природным усло­виям. Для южного Нечерноземья Центра России приемлемым при­нято считать такое соотношение типов земель: пахотные земли -40%; луговые пастбища и сенокосы – 25-30%; леса – 30%; земли населенных пунктов, промышленности и транспорта – 5%.

Докучаевские идеи перекликаются с известными положени­ями современной теории управления, согласно которой управляю­щая система тогда способна справиться с возложенной на нее зада­чей, когда ей придается организация, адекватная по разнообразию структуре управляемого объекта. В кибернетике это положение получило название закона необходимого разнообразия. Примени­тельно к ландшафтному проектированию закон интерпретируется следующим образом: антропогенный ландшафт тем лучше подда­ется управлению, чем ближе его территориальная и временная организация приспособлена к морфологии и динамике природного ландшафта.

Согласно требованиям указанного закона, структура куль­турного ландшафта включает не только производственные, но и экологические геосистемы. Наличие экологического каркаса (эко­логической инфраструктуры) обязательно для культурного ланд­шафта. Экологический каркас — это совокупность естественных и искусственных геосистем, выполняющих функцию защиты окру­жающей среды и "мягкого" управления ландшафтом. Экологичес­кий каркас предназначен для поддержания оптимального функци­онирования, динамической устойчивости ландшафта и создания в нем благоприятной среды обитания. Обычными элементами эко­логического каркаса в сельскохозяйственных, городских, рекреа­ционных ландшафтах являются разного рода зеленые насаждения и водоемы.

 


6 Экологический каркас культурного ландшафта

 

Экологический каркас — это совокупность естественных и искусственных геосистем, выполняющих функцию защиты окру­жающей среды и "мягкого" управления ландшафтом. Экологичес­кий каркас предназначен для поддержания оптимального функци­онирования, динамической устойчивости ландшафта и создания в нем благоприятной среды обитания. Обычными элементами эко­логического каркаса в сельскохозяйственных, городских, рекреа­ционных ландшафтах являются разного рода зеленые насаждения и водоемы.

       Экологический каркас культурного ландшафта должен быть целостным, т. е. представлять единую сеть соединенных друг с другом звеньев  –  экологических ниш и экологических коридоров. Тем самым в нем создаются благоприятные условия для поселе­ния, размножения и миграции полезных представителей орнито­фауны, териофауны, насекомых, обеспечивающих существование биоценоза.

       Так же как и прочие структурные элементы культурного лан­дшафта, его экологический каркас должен быть удачно вписан в морфологию местного ландшафта. Шаблоны здесь нежелательны. Можно лишь сформулировать общее правило: все переходные (экотонные) зоны, возникающие на контактах разнородных элемен­тов ландшафта, необходимо отводить под земли экологического каркаса. В сельскохозяйственных ландшафтах к ним относятся рубежи разного рода угодий, подверженные деструктивным про­цессам: крутосклоновые, прибровочные, прирусловые позиции; в городских ландшафтах  –  сочленения промышленных, селитебных и рекреационных зон и т. п.

      

 

 

 

 

7 Функциональное зонирование и функциональная поляризация

 

       Культурный ландшафт всегда функционально зонирован. Под функциональным зонированием хозяйственно освоенного ландшаф­тного пространства понимается его членение на геосистемы, предназначенные для выполнения определенных социально-эконо­мических функций. О функциональном зонировании сельскохозяй­ственного ландшафта известно со времен В. В. Докучаева. Для со­временного городского ландшафта характерны следующие типы функциональных зон: селитебная (жилая), административно-куль­турная, промышленная, рекреационная (парки, лесопарки, скверы, пляжи и т. п.), лечебно-оздоровительная (детские сады, родильные дома, поликлиники, больницы, дома для престарелых), транспорт­ная, коммунально-складская. В планировке города важно решить проблему соотношения застроенных земель и открытых водно-зеленых пространств, игра­ющих роль экологического каркаса. Согласно современным требо­ваниям городского проектирования, доля земель экологического каркаса в городском ландшафте в оптимуме должна достигать 30 – 40%.

       В национальных парках функциональное зонирование явля­ется обязательным условием организации территории. Выделяют­ся зоны четырех основных типов:

       а) заповедная, в пределах которой запрещаются все виды хозяйственной деятельности, предназначенная исключительно для научных исследований;

       б) регулируемого рекреационного использования (осмотр природных, исторических, архитектурных достопримечательнос­тей со строго локализованными и жестко нормированными антро­погенными нагрузками);

       в) культурно-бытового обслуживания посетителей (гостинич­ные комплексы, кемпинги, рестораны);

       г) хозяйственно-административная (хозяйственные постройки, поселки сотрудников службы управления, мониторинга, научных лабораторий и др.); по периметру национального парка создается буферная зона, в пределах которой обычно находятся хозяйственно-административные объекты парка.

Хотя в различных по социально-экономическому назначению антропогенных ландшафтах функциональное зонирование специ­фично, при его планировании желательно следовать правилу фун­кциональной поляризации.   Функциональная поляризация  –  одно из важных, свойств культурного ландшафта. Она реализуется пу­тем максимально возможного пространственного разобщения эко­логически опасных промышленно-энергетических и транспортных зон, с одной стороны, и средообразующих — селитебных, рекреа­ционных, лечебно-оздоровительных  –  с другой. Цель поляризации: предотвращение или ослабление загрязняющего воздействия про­изводственных объектов на смежные территории жилых и рекреационно-оздоровительных комплексов. Защитный эффект функци­ональной поляризации возрастает при разделении названных про­тивостоящих функциональных зон буферными зонами экологичес­кого каркаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Культурный ландшафт как исторический и духовный феномен

 

Геоэкологическим анализом изучение антропогенных ланд­шафтов не исчерпывается. Наряду с ним применяется этно-исто-рический и культурологический подходы. Они издавна были ха­рактерны для географии, особенно французской и российской школ (Видаль деля Блаш, Ж. Брюн, А. Деманжон, Э. де Мартонн, В. В. Докучаев, Л. С. Берг, В. П. Семенов-Тян-Шанский, Ю. Г. Саушкин, Р. М. Кабо и др.). В последние годы историко-культуролО-гическая концепция антропогенного ландшафта получила новый импульс развития в связи с происходящей в наше время гумани­зацией ландшафтоведения [23]. Согласно этой концепции, осво­енные человеком ландшафты во многом представляют собой про­дукт истории населяющих их народов, их материальной и ду­ховной культуры. При этом антропогенный ландшафт рассматривается как своего рода отражение, отпечаток преобразующего его социума. Установлена закономерность: каково общество, его культура, менталитет и исторические судьбы, таков и ландшафт, им созданный. Ландшафт – лицо страны, лицо нации. Как по со­стоянию и убранству квартиры или дома можно судить о хозяевах, так по антропогенному ландшафту – о культуре, трудовых навы­ках и традициях его социума. Если архитектура старинных городов расценивается как история, запечатленная в камне, то антро­погенный ландшафт в не меньшей мере читается как историчес­кая летопись.

Очевидно, при классификации антропогенных ландшафтов дол­жны учитывагся не только их природная и производственная подсис­темы, но вместе с тем и социокультурная. Есть основания говорить о национальных ландшафтах: испанских и французских, немецких и польских, финских и карельских, израильских и палестинских.' Не­смотря на географическое соседство и сходство природных условий, им свойственна ярко выраженная этнокультурная специфика.

При пересечении границы России и стран Балтии бросаются в глаза поразительные различия в облике сельских ландшафтов и провинциальных городов названных стран. И это, несмотря на пол­ное сходство природных условий. Ухоженный западноевропейский ландшафт Балтии невозможно спутать с северо-западным россий­ским, лишенным европейского лоска.

В полупустыне северного Прикаспия рубеж России и Казах­стана отмечен не пограничными столбами, а резкой сменой сельс­кого ландшафта. В волгоградском Заволжье его распаханность до­стигает 50-70%, тогда как в Западном Казахстане – не превышает 20%. Русские переселенцы в начале XX века привнесли в эти арид­ные края культуру земледелия; местные казахи – продолжают при­держиваться традиционного пастбищного животноводства.

Казалось бы еще в средние века завершилась реконкиста в Испании. Страна избавилась от иноземного гнета. Но до сих пор испанские ландшафты юга Пиренейского полуострова сохраняют своеобразный мавританский облик и дух. Прошедшие столетия не смогли стереть отпечаток арабской средневековой культуры с ант­ропогенных ландшафтов Андалусии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Культурный ландшафт – «эстафета» поколений

 

Культурный национальный ландшафт – "эстафета" поколений. С ним от эпохи к эпохе передаются накопленные веками материальные и духовные богатства нации. Одновременно куль­турная ландшафтная среда растит и формирует свой будущий со­циум. Люди строят и оберегают родные этнические ландшафты, а ландшафты духовно созидают и воспитывают людей. В системе "социум – ландшафт" существует прямая и обратная духовная связь. А. М. Горький, повидавший на своем веку множество российских и западноевропейских ландшафтов, писал по этому поводу: "Чело­век Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии до мощных Силезских фабрик — вся земля Европы тесно покрыта грандиозны­ми воплощениями организованной воли людей... Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценно­сти человека, уважения к его труду и чувство своей личной значи­тельности как наследника чудес труда и творчества предков"

Информация о работе Культурный ландшафт