Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:31, курсовая работа
Уровень развития материальной культуры аборигенов, достигнутый к началу европейской колонизации Австралии, был достаточно высоким для того, чтобы они могли существовать в самых суровых природных условиях континента. Они приспособились к окружающей среде, научились добывать пищу и мастерить орудия труда. На первый взгляд может показаться, что именно успехи в обеспечении своих материальных потребностей сделали возможным их выживание. И все же за этим стоит нечто большее, чем способность обеспечить себя всем жизненно необходимым. Одна из главных причин их выживания заключалась в тщательно организованной социальной жизни.
Общественный порядок поддерживается санкциями, которые применяются, чтобы обеспечить соблюдение общепринятых моральных, этических и религиозных кодексов. Санкции могут быть положительными или отрицательными. К первым относятся: предписания, строго внушаемые детям с раннего детства; рассказы, повествующие о социально пагубных и вредных эмоциях и поступках; внебрачные половые связи для разнообразия в половых сношениях без ущерба для института брака — одалживание жен; соблюдение требований вознаграждается обрядовым и светским главенством. Вторые включают в себя такое сильное оружие, как осмеяние, контроль мужчин над женщинами, нарушающими обязанности, страх перед сверхъестественным наказанием за нарушение табу или священных законов, страх перед колдовством, которое считается законным средством наказания, угроза быть изувеченным или убитым за нарушение общепринятых норм поведения и угроза не просто быть убитым, а угроза лишиться права на обычные погребальные обряды.
Разрешение конфликтов происходит с помощью совета племени (этот способ является главным), а также путем церемонии умиротворения, которую правильнее охарактеризовать как «суд испытанием», или «урегулирование единоборством». Кажется вполне ясным, что осуществление заслуженного возмездия, санкционированного обществом и проведенного публично с целью восстановить общественный порядок, носит законный характер.
Австралийские аборигены имеют искусство, которое не отделено четкой границей от других областей деятельности. Хотя ни в одном из языков австралийских аборигенов нет специального термина, соответствующего понятию «искусство», для живописи, рисования, резьбы по дереву и камню, как и для пения, рассказа или сказки и церемониальных представ- лений (танцев и т. п.), существуют определенные названия. Их искусство неразрывно связано с тотемизмом, особенно ярко это проявляется во время исполнения традиционных священных обрядов — корробори, представляющих собой синтез ритуальных танцев, пантомимы, живописи на теле и пластики. В этом случае аборигены разрисовывают свое тело с необычайной фантазией. Преобладают коричневые, желтые и красные цвета, немало также и белых точек и черточек. Чтобы достичь еще большего пластического эффекта, аборигены иногда приклеивают к телу пушистые белые и красные перья птиц, из пучков перьев попугаев делают бороды, а на шею вешают большие шары из гусиного пуха.
Во время исполнения корробори танцующие изображают кенгуру, змей, ящериц, рыб и множество других племенных тотемов. Слышны удары в барабан, раздаются крики, которыми сопровождаются быстрые движения тел участников обряда. Их характер зависит от мечтаний, грез или сновидений каждого из танцоров — танец передает племени сообщение о давно прошедшем «времени Сновидений», когда великий дух спустился с неба на землю и создал мир. Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.
Изобразительное
искусство аборигенов в большинстве
областей Австралии носит
Смерть почти
у всех групп австралийских аборигенов
связана с определенными
Какими бы ни были представления о потустороннем мире и загробной жизни, смерть всегда воспринимается как печальное событие. если умерший не маленький ребенок, который еще не стал полноценным членом общества, смерть — это не только семейное горе. Она оказывает воздействие на всех соплеменников, и стоянку, где умер человек, всегда покидают. Когда кто-то умирает, родственники окружают его или наблюдают за ним с некоторого расстояния. Они либо молчат, либо изредка переговариваются, не оставляя умирающего до последнего его вздоха.
С телом покойников поступают по-разному: закапывают в землю, помещают на специальной погребальной платформе или на дереве, высушивают или мумифицируют, кремируют, помещают в полый ствол дерева, которое можно было бы назвать гробом. Различные типы погребальных обрядов, практикующихся у австралийских аборигенов, свидетельствуют о вере в загробную жизнь, вернее, о вере в продолжение жизни после смерти. Смерть рассматривают как временный период, после чего человек переходит в другую жизнь, похожую на ту, которую он вел на земле. Нередко аборигены считают, что в человеке живет не один дух, а несколько, и все они продолжают существовать после его смерти. Один дух умершего, или одна часть его духовной сущности, может бродить где-то поблизости и доставлять неприятности живым, другая — отправиться в Страну мертвых, третья — вселиться в женщину и родиться вновь в виде ребенка, четвертая — приобщиться к Миру сновидений и великим мифическим предкам. Этот переход в другую жизнь, в другой мир как бы олицетворяется символической смертью и последующим возрождением, представляющими религиозную сущность обрядов инициации. Это как бы подготовка к настоящей, физической смерти и к последующему духовному перерождению. Смысл человеческого существования аборигены видят не в одном только коротком периоде земной жизни человека. Они считают жизнь и мир вечными: все повторяется в неизменной, раз и навсегда установленной последовательности.
Приход европейцев коренным образом изменил традиционную жизнь аборигенов почти во всех ее сферах: на сегодня ни одному сообществу аборигенов не удалось сохранить свою целостность и независимость. Аборигены ждали, что к ним будут относиться так же, как они сами относились бы к европейцам, окажись те на их месте, но вскоре они познали разочарование: им потребовалось совсем немного времени, чтобы понять, что у них совершенно иные представления о ценностях, чем у пришельцев.
В религиозной, политической, идеологической и экономической сферах деятельности — почти во всем проявилась полная несовместимость аборигенов и европейцев, и в настоящее время признание этой несовместимости лежит в основе государственной политики, полной односторонней ассимиляции как в отдельных штатах, так и в Австралийском Союзе в целом. Культура аборигенов не ориентирована на материальное благосостояние, они концентрировали свое внимание на отношениях между людьми и на отношениях человека к окружающей природе. Вторжение европейцев привело к тому, что одних аборигенов загнали в резервации, у других же коренным образом изменился культурный облик в силу привычки жить на подачки европейцев и развития проституции. Однако традиционная жизнь полностью не угасла, хотя за образец аборигены взяли европейский образ жизни.
Австралийские аборигены - коренное население Австралии, названное так от латинского "ab origene" - "от начала". Аборигены Австралии - самая древняя и одна из наименее изученных из живущих на Земле цивилизаций, о происхождении которой существует не одна гипотеза1.
В то время как
историки, археологи и прочие ученые,
исследующие проблему происхождения
аборигенов, по сей день так и не пришли
к единому мнению и не могут ответить на
вопрос ни откуда изначально появились
аборигены, ни как давно они проживают
в Австралии, сами же аборигены не имеют
сомнений на этот счет и их традиции, уходящие
корнями глубоко в прошлое, являются тому
живым подтверждением. Выращенные на этих
традициях, аборигены верят, что они произошли
из Земли, на которой живут с созидательных
времен - Эры Сновидений2. Эра Сновидений положила
начало существованию аборигенов, их наследию
и культуре, а драматические события, произошедшие
в то время, реструктурировали окружающую
среду и поменяли образ жизни ее обитателей.
Живых существ - участников тех событий
- аборигены и считают своими первопредками
и на вопрос о своем происхождении отвечают
коротко: "Эта страна всегда была наша".
Прежде чем погрузиться во все многообразие идей и событий, ассоциируемых с Эрой Сновидений, следует разобраться с самим философским понятием "Эра Сновидений". Различные аборигенские языки, а в Австралии насчитывается около 200 языков и 600 диалектов3, как правило имеют собственный термин для обозначения того созидательного времени. Например, населяющие северо-запад Австралии аборигены, Ngarinyan используют слово Ungud, Aranda - Aldjerinya, Pitjantjatjara - Tjukurpa, в то время как в окрестностях города. Broome используется термин Bugari, а весь северо-восток един во мнении, что это Wongar. Наиболее близкий русский эквивалент этого единого, но по-разному называемого понятия, - Эра Сновидений4 - однако, используя этот вновь введенный термин, надо принимать во внимание всю глубину и богатство аборигенской концепции этого понятия и не упрощать его до простого ухода от реальности или визуализации во сне накопленных за некоторое время образов, порождаемую недремлющими участками головного мозга.
Также надо учитывать различие в толковании времени как такового. Так, для среднестатистического жителя нашей планеты время линейно и представляется в виде отрезка с началом, окончанием, датами и т.д., что упрощает и Эру Сновидений до некоего календарного периода. Для историков время циклично и представляет собой цепь в определенной последовательности повторяемых событий. Трактовка времени аборигенами тонка и не однозначна и, потому, может лишь условно быть смоделирована в виде серии эллипсов, каждый из которых возвращается в начальную точку. Таким образом, с одной стороны, Эра Сновидений занимает достойное место в прошлом как созидательное время, давшее жизнь на Земле, а с другой - живущие ныне люди напрямую связаны с Эрой посредством своих представлений и все поколения заново переживают события Эры Сновидений в своей повседневной и ритуальной деятельности и считают все живущее ныне лишь воплощением жившего в Эру. Аборигены, в отличии от, например, израильтян или жителей Самоа, не акцентируют внимание на генеалогии семьи, зато придают огромное значение связи с первопредками из Эры Сновидений, которую нельзя было бы проследить придерживайся аборигены иного представления о времени.
Несмотря на то, что Эра Сновидений является временем создания, это не предполагает, что все создавалось из ничего. Некая бесформенная субстанция уже существовала и ее духи выходили из Земли или воды, принимали множество форм и обличий и передвигались по Земле. Некоторые из этих форм носили человеческий характер, а некоторые представляли собой и человека и животное или птицу или растение одновременно. Поэтому-то во многих аборигенских сказаниях встречаются такие персонажи как Мужчина-Кенгуру, Ворона-Женщина, Фиговое дерево-Мужчина и т.д.; однако, в отличие от Кентавра, эти создания внешне не были двояки, зато были наделены лучшими качествами обоих форм.
Появившись, первопредки медленно продвигались по пустынной земле и создавали на ней жизнь, давая названия всему. Они произносили свои имена Солнцу и, таким образом, возникали в бытии: "Я - Медовый Муравей, Я - Змей!". Во время своих кочевий тотемические предки охотились, собирали еду, сражались, проводили церемонии, пели, танцевали и делали все прочее, свойственное современному аборигену. Первопредки создавали горы, водоемы, скалы и оставляли свои впечатления о жизни в стихотворных строках. Именно благодаря их деяниям современный мир таков, какой он есть.
Аборигены верят, что отдельно стоящая гора может быть гордо стоящим первопредком, оглядывающим окрестности, а скалистая гряда - след, оставленный деятельностью первопредка. Деревья также представляют собой либо тела первопредков, либо предмет, который они использовали во время своего путешествия, а песчаные дюны символизируют путь следования Мужчины-Кенгуру. Во всем живет дух прадедов и, потому, отношение к окружающей среде у аборигенов трепетное. В конце своего путешествия существа-прародители ушли в землю (по некоторым легендам - на небо), где они спят по сей день. Они дали людям систему ценностей и законы, которые стали неотъемлемой частью современной жизни аборигенов.
Традиционное искусство аборигенов Австралии дарит нам уникальную возможность глубокого проникновения в культуру древнейшей из дошедших до нас цивилизации. В то время как Европейская цивилизация отмечает начало третьего тысячелетия своего существования, австралийские аборигены отмечают (по меньшей мере) начало пятидесятого. Археологические исследования свидетельствуют, что наскальные рисунки, к примеру, в Арнем-Ленд на севере Австралии имеют возраст 50 000 лет, а наскальным гравюрам в южной Австралии по крайней мере 30 000 лет - что древнее наскальных рисунков Альтамира и Ласко времен Палеолита, обнаруженных в Европе5. Аборигены обладают развитой и многогранной культурой, которая и формирует их деликатный и в то же время динамичный и насыщенный образ жизни.
Информация о работе Культура и традиции аборигенов Австралии