Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:02, реферат
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Содержание
НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Предисловие…………………………………………………………………стр.2
1. Архаический период…………………………………………………стр.3
2. Кто такие индейцы? …………………………………………………стр.6
3. Первые встречи.……………………………………………………...стр.8
4. Три центра культуры………………………………….......................стр.9
5. Племена………………………………………………………………стр.10
6. Союзы………………………………………………………………...стр.11
7. Система резерваций…………………………………………………стр.12
8. Власть индейцев и права индейцев…………………………………стр.13
Заключение………………………………………………………………….стр.14
Соединив
традиционную социальную организацию
с рядом черт политического устройства
английских колоний, индейцы создали специфическое
государственное образование - конфедерацию
криков, названного по имени доминировавшего
в ней народа. В начале 19 века племена Юго-востока
на базе латинской графики изобрели собственную
письменность, ее создателем был индеец-чироки
Секвойя. Третий центр индейских культур
с наиболее высоким уровнем развития -
район расселения ирокезов вблизи Великих
Озер. Народы этого региона вели в основном
подсечное земледельческое хозяйство.
Охота, собирательство и рыболовство у
них играли большую роль, чем у мускогов.
В социальном плане прогресс ирокезов
был действительно велик. Их союз племен
- знаменитая Лига ирокезов, созданная
в начале 17 века - был силой, с которой считались
английские колонизаторы. Большим культурным
своеобразием отличался комплекс североамериканских
прерий и плато. Эту территорию заселяли
племена дакота, ассинибойн, кроу, хидатса,
мандан, айова, омаха, ото. Хотя, как показывают
данные археологии, в отдаленном прошлом
племена прерий были знакомы с земледелием,
в колониальную эпоху, заимствовав у европейцев
огнестрельное оружие и лошадь, индейцы
практически полностью перешли к жизнеобеспечению
охотой на бизона. Становление хозяйственно-культурного
типа конных охотников завершилось в 18
веке. В тот же период важную роль в жизни
населения прерий стало играть коневодство.
Население Калифорнии отличалось особенностями
хозяйства. В большинстве своем оно не
знало земледелия и скотоводства и вело
кочевой образ жизни. Основой существования
жителей этого региона было собирательство
орехов, желудей, кореньев, плодов. В прибрежной
зоне большое значение имело рыболовство,
охота на морского зверя и добыча моллюсков.
5.
Племена.
С конца XV века с прибытием первых европейских путешественников, торговцев, рыбаков в Северной Америки начинается история евро-индейских контактов. Основным содержанием процесса взаимодействий двух цивилизаций стала европейская экспансия в самом широком ее понимании. Если в начале европейцы были представлены точечными фортами и миссиями, охотничьими партиями "лесных бродяг", то к концу XIX века, т. е. спустя четыреста лет, новая евро-американская цивилизация утвердилась на континенте. Аборигенная Америка, наоборот, в территориальном, демографическом, социально-культурном и политическом отношении оказалась маргинальной. "Европеизация" Североамериканского континента не означала простое вытеснение или уничтожение аборигенной цивилизации и утверждение на ее месте как бы заново воспроизведенных обществ и культур стран исхода, хотя, когда на картах Америки появились Новая Англия, Новая Франция, Новая Шотландия, внешне это выглядело именно так. "Европеизация" заключалась прежде всего в том, что в этом гигантском историческом взаимодействии и синтезе именно европейские начала стали безоговорочно господствовать. Над смыслом явления взаимодействия задумывались многие этнологи и историки. Одним из первых попытался его объяснить американский историк Ф. Д. Тернер в своей теории "фронтира" (границы). По его мнению, сущностным содержанием "фронтира" не только как передовой черты поселения, но и некой исторической абстракции, включающей всю сферу взаимодействия двух различных цивилизаций, был процесс американизации европейского поселенца, пересаживание последнего "из железнодорожного вагона в каноэ". Для Тернера столкновение двух миров выглядело довольно упрощенно - как конфликт дикаря с цивилизацией. По мнению канадского историка Г. Инниса, наоборот, суть процесса взаимодействия заключалась в вовлечении Северной Америки в европейскую орбиту, хотя он также признавал, что "бобер, береза и индеец заложили основы Канады". "Фронтир" Иннис представлял себе как арену столкновений между "относительно сложной и более простой цивилизациями". Для историографии и этнологии последних десятилетий этот культурно-стадиальный разрыв между доиндустриальной Европой и доколумбовой Америкой уже не казался столь безоговорочным.
Американский
антрополог Н. Лури, например, писала: "
На самом деле в европейском мешке с подарками
было мало чего, что индейцы не смогли
бы соотнести со своим опытом ... Несмотря
на ружья и большие корабли, европейцы
не могли обеспечить свою жизнь на земле,
которая по индейским стандартам могла
прокормить очень большое население".
6. Союзы.
Небольшие индейские племена и кланы вряд ли могли оказать серьезное сопротивление хорошо вооруженным и решительным колонистам, но объединившись, они представляли собой часто довольно могущественную силу. В 1675 году король Филип, вождь племени вампаноаг, объединил соседние племена для борьбы с пилигримами. В течение года они вели кровавые битвы. Но даже его 20 000 союзников мало что могли сделать против многочисленных колонистов и их пушек. К 1700 году от племен, которые некогда приветствовали пилигримов, остались жалкие крохи.
Ирокезы, которые населяли район ниже озер Эри и Онтарио на территории нынешних штатов Нью-Йорк и Пенсильвания, оказались более удачливыми в своем сопротивлении белым. В 1570 году пять племен объединились и образовали самую демократическую нацию своего времени, «Но Сауни» или Лигу ирокезов. Лигой управлял совет, куда входили 50 представителей от каждого из пяти племен — членов лиги. Совет занимался вопросами, общими для всех племен, но не имел права вмешиваться в то, как свободные и равноправные племена организовывали свою повседневную жизнь.
Ни одному из племен не разрешалось самостоятельно вступать в войну. Совет принимал законы, направленные на борьбу с такими преступлениями, как убийство.
Бенджамин Франклин и другие американские лидеры той эпохи знали об этой Лиге. И, может быть, они именно ее имели ввиду, когда для вновь образованных Соединенных Штатов предложили федеральное правительство. Федеральное правительство объединило 13 колоний в качестве свободных и равных штатов. В 17 и 18 веках Лига была сильным государством. Она торговала с Англией мехами. Она выступала на стороне Англии в войне против Франции за господство в Америке, которая длилась с 1754 по 1763 год. Возможно, что без поддержки Лиги ирокезов англичане эту войне не выиграли бы. В этом случае у Северной Америки была бы совершенно другая история.
Лига
оставалась сильной вплоть до американской
революции. А затем, впервые за все
время своего существования, совет
не смог принять единогласного решения
по вопросу о том, на чьей стороне выступать.
Племена, входящие в Лигу, самостоятельно
приняли решения; некоторые выступали
на стороне англичан, другие поддерживали
колонистов, третьи сохраняли нейтралитет.
В результате с ирокезами воевали все.
Потери были велики, И Лига так и не оправилась
от них.
7. Система резерваций.
К 1890 году почти весь Запад, от прерий до Тихого океана, был заселен скотоводами, фермерами и городскими жителями. Теперь уже не было ни границ, ни гор, за пределами которых индейцы могли жить спокойно. Большинство были обречены оставаться в резервациях. Правительство обещало сохранить оставшиеся индейские земли. Оно обещало также припасы и продукты питания. Но слабость управления, недостаточное снабжение припасами, некомпетентность и нечестность правительственных чиновников — все это принесло резервациям множество страданий. В племенах распространились различные болезни, некоторое время казалось, что индейцы действительно стали вымирающей расой.
Кое-кто знал о тяжелых условиях жизни в резервациях. Писательница Хелен Хант Джексон однажды слышала речь вождя по имени Сидящий Медведь. Он говорил о страданиях изгнанных из прерий индейцев. Его слова побудили ее в 1885 году выпустить книгу «Столетие бесчестия». Ее книга и ее деятельность помогли привлечь внимание всей страны к положению индейцев. Многие считали, что индейцам, для того чтобы выжить, необходимо перенять образ жизни белых. В резервациях индейцам запрещалось исповедовать свою собственную религию. Детей отправляли в школы-интернаты подальше от семьи.
Согласно
Генеральному акту о распределении, принятому
в 1887 году, каждому индейцу отводилось
160 акров для занятия сельским хозяйством.
Но частная собственность не в состоянии
была сотворить чудо. У многих индейцев
вовсе не было желания заниматься фермерством.
Земли, которые им отводились, зачастую
были неплодородными. После того как каждый
индеец получил свой собственный клочок
земли, правительство продало оставшиеся
индейские земли белым поселенцам. Результат
оказался катастрофическим: к 1934 году
площадь земель, принадлежащих индейцам,
сократилась с 138 миллионов акров (56 миллионов
гектаров) до 48 миллионов (19 миллионов
гектаров).
8. Власть индейцев и права индейцев
В то время как темнокожие американцы протестовали против нарушения их гражданских прав, индейцы тоже обратились к американскому народу с протестом. В середине 1960-х годов они стали призывать к созданию движения «Власть индейцев» по аналогии с движением «Власть темнокожих». В 1972 году движение американских индейцев (ДАИ) и другие группы борцов за права индейцев отправились в Вашингтон с маршем протеста, который получил название «Тропа нарушенных договоров».
В 1973 году внимание американцев вновь обратилось к местечку Вундед Ни в штате Южная Дакота. ДАИ на 71 день заняло деревушку в этой местности. Члены ДАИ требовали возвращения земель, отобранных у индейцев в нарушение договоров.
Индейцы и сегодня продолжают бороться за свои права, правда, уже не так воинственно, как это было в начале 70-х годов. Такие книги, как «Схорони мое сердце в Вундед Ни», написанная Ди Браун, и «Кастер умер за ваши грехи», автором которой является индеец из племени сиу Вайн Делориа, один из наиболее известных индейских писателей, помогли привлечь внимание американской публики к проблемам индейцев. Многие индейцы объединились для борьбы за свои права на политической арене. Такие группы, как Национальная ассоциация племенных вождей, Национальный конгресс американских индейцев и Национальный совет индейской молодежи наблюдают за интересами индейцев в Вашингтоне.
В последнее время многие племена ведут борьбу за права индейцев в суде. Они подали иск на возвращение земель, отнятых у их предков. В 1972 году два племени, пенобскот и пассамакводи из штата Мэн, подали иск на возвращение 12,5 миллионов акров земли (5 миллионов гектаров) — что составляет 58 процентов всей территории штата — и на возмещение 25 миллиардов долларов убытков. В 1980 году эти племена достигли соглашения с федеральным правительством о сумме в 81,5 миллиона долларов и вложили эти деньги от имени племен в ряд прибыльных предприятий, которыми управляют члены этих племен.
Сиу
в Южной Дакоте подали иск на возвращение
Черных холмов, отобранных у них
в 1877 году. Они получили 122,5 миллиона
долларов. Но многие не хотят соглашаться
на эти условия и продолжают вести борьбу
именно за возвращение земли, которая
для них священна.
Заключение
История коренных американцев — или американских индейцев — уникальна, трагична и в то же время полна оптимизма. Она уникальна, поскольку индейцы были коренными жителями американского континента и пережили все стадии его заселения европейцами, начиная с первых колоний в 17 веке и кончая завершением освоения западных границ к концу 19 столетия. Она трагична, ибо конфликт между индейцами и белым населением является повторением опыта других народов мира, традиции которых пришли в столкновение с расширявшимся индустриализованным обществом. Эта история в то же время полна оптимизма, потому что коренные американцы, хотя их и лишили в 19 веке большей части их исконных земель, выжили, им удалось утвердиться в своих политических и экономических правах, они сохранили свое национальное самосознание и культуру вопреки нашествию современной цивилизации.
Доколумбовская Америка представляла собой изолированную экологическую систему, болезненно отреагировавшую на вторжение извне. Американские индейцы оказались беззащитными перед завезенными европейцами инфекционными болезнями, а бактерии, сорняки и сельскохозяйственные вредители, случайно попавшие в Новый Свет вместе с сознательно завезенными туда из Европы полезными растениями и животными, вызывали острейшие экологические катастрофы, губительные не только для растительного и животного мира, но и для коренных жителей. Биологическое ослабление индейцев облегчало задачу политического завоевания принадлежащих им территорий. Однако индейцы погибали и от менее серьезных инфекций — например, ветрянки или кори, так как их организмы не имели иммунитета против этих неведомых в их мире болезней. Этот биологический фактор объясняет, почему европейцы не встретили должного сопротивления и относительно легко подчинили себе Новый Свет.
Названия некоторых племен остались увековеченными на карте Америки: топонимы Иллинойс, Северная и Южная Дакота, Массачусетс, Айова, Алабама, Канзас и многие другие — индейского происхождения. Сохранились и некоторые индейские языки.