Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:02, реферат
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Содержание
НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Предисловие…………………………………………………………………стр.2
1. Архаический период…………………………………………………стр.3
2. Кто такие индейцы? …………………………………………………стр.6
3. Первые встречи.……………………………………………………...стр.8
4. Три центра культуры………………………………….......................стр.9
5. Племена………………………………………………………………стр.10
6. Союзы………………………………………………………………...стр.11
7. Система резерваций…………………………………………………стр.12
8. Власть индейцев и права индейцев…………………………………стр.13
Заключение………………………………………………………………….стр.14
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Ярославской области
Профессиональный
лицей № 7
Доклад
По предмету: География
тема:
«Коренные жители Северной
Америки».
Преподаватель:
Е.И. Курицына
Выполнила
учащаяся 3 курса
Ярославль
2010 г.
Содержание
НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Предисловие…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Америка
Это часть света, расположенная в западном полушарии. Ее омывают Атлантический и Тихий океаны. В нее входит два материка — Северная Америка и Южная Америка, которые соединяет Панамский перешеек. Коренные жители обоих материков — индейцы, но их в Америке осталось немного. Индейцы погибали во время вооруженных стычек, когда европейцы завоевывали и осваивали материк, от болезней, привезенных завоевателями, от жестокой эксплуатации.
Сегодняшние американцы — потомки завоевателей, переселенцев из Европы. Говорят они в основном на английском, французском, испанском и португальском языках. Красива и разнообразна природа Северной Америки. На Крайнем Севере, у берегов Ледовитого океана, — тундра. Над ней полыхают полярные сияния. Южнее начинаются густые леса. Осенью особенно великолепны знаменитые на весь мир кленовые леса Канады. На юге материка, в степях Мексики (здесь их называют прериями), путешественника поражают заросли кактусов. А севернее, в США, в горах Калифорнии и Южного Орегона высятся секвойи — большие и очень древние деревья. Леса, где растут редкие породы деревьев, объявлены заповедниками или национальными парками. Одна из достопримечательностей природы Северной Америки — цепь Великих озер. Пять гигантских чаш, соединенных друг с другом, образуют пресноводное море. Они связаны каналом и рекой Святого Лаврентия с океаном. Озеро Верхнее — самое большое на Земле (если не считать соленого Каспия). На реке Ниагаре между двумя озерами Эри и Онтарио находится самый большой в мире Ниагарский водопад. Река Миссисипи вместе с притоком Миссури —одна из величайших рек мира. А на западе Соединенных Штатов Америки, там, где протекает река Колорадо, находится национальный парк — Большой каньон. Эту гигантскую уступчатую расщелину глубиной более 2 км создали за долгие века воды реки и другие природные явления. Они разрушали и размывали горные породы, придавая скалам и впадинам причудливые формы. При закате или восходе солнца громадные скалы напоминают то старинные замки, то причудливых, фантастических животных. Большой каньон прорезает труднодоступные Скалистые горы — часть величественного горного массива Кордильер, протянувшегося от северных районов материка до самой южной его части. В горах есть действующие и потухшие вулканы. На высоких хребтах, особенно на севере, лежат вечные снега и ледники.
В
настоящей работе будет описана
история Северной Америки и коренных
жителей населявших ее до XVII века.
НАСЕЛЕНИЕ
СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ С
ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
Задолго до прибытия бледнолицых обе Америки были заселены людьми с красноватым отливом кожи. Около 20 тысяч лет назад, до образования Берингова пролива, разделившего Азию и Америку, Аляска и Сибирь были связаны между собой полоской суши. По этому перешейку в Америку перешли древние племена из Северо-Восточной Азии, первые выходцы из Старого Света, не подозревавшие, что им выпала честь открытия нового континента. Выходцы из Азии устремлялись все дальше на юг, расселяясь по территории обеих Америк.
До
прихода европейцев в Центральной
Америке успели сложиться могущественные
индейские государства ацтеков (на территории
современной Мексики) и инков (в Перу),
а еще ранее на полуострове Юкатан и на
территории современной Гватемалы процветала
загадочная цивилизация майя, таинственным
образом исчезнувшая около 900 года н. э.
Однако на территории, занимаемой ныне
США, никаких индейских государств не
было, а аборигены находились на стадии
первобытнообщинного строя. Большинство
североамериканских индейцев промышляли
охотой, ловлей рыбы и сбором даров природы.
Племена, жившие в долинах рек Огайо и
Миссисипи, занимались земледелием. Они
находились на уровне, который цивилизация
Старого Света имела за 1500 лет до н. э.,
т. е. в своем культурном развитии отставали
от Европы примерно на три тысячелетия.
1.
Архаический период.
Накопленные археологической наукой знания позволяют ныне проследить последовательную смену прогрессивно развивавшихся на территории Северной Америки индейских обществ на протяжении почти одиннадцати тысячелетий. Археологи установили сосуществование на территории континента двух древнейших палеоиндейских культурных традиций: 1) культуры охотников на крупную дичь с центром в степной зоне и 2) неспециализированных охотников-собирателей культуры Кордильер на тихоокеанском северо-западе. Они просуществовали до VIII тысячелетия до н. э. И стали основой для всех последующих локально дифференцированных культур, складывавшихся на больших пространствах лесной зоны, на востоке, на плато, в Большом бассейне и северо-западе материка. В истории индейского населения на территории восточной лесной зоны материка, к востоку от степей, археологи прослеживают три последовательных периода: Архаический период, период вудленда и период культуры Миссисипи. Архаический период (VIII-I тысячелетия до н.э.), сменивший культуру палеоиндейцев - охотников на крупную дичь, характеризуется как период неспециализированного присваивающего хозяйства, эффективно использующего многообразные естественные богатства лесов и водоемов умеренного климата. Охота, рыболовство, собирание дикорастущих злаков и плодов допускали в значительной степени оседлую жизнь, а вместе с нею развитие таких ремесел, как обработка дерева, изготовление каменных сосудов, костяных изделий и украшений. Погребальный инвентарь этого периода говорит о развитии культа умерших и позволяет допустить наличие зачатков социальной дифференциации к концу его. На западе материка в этот же период на основе древних культур Кордильер возникают локально специализированные культуры. На территории большого Бассейна, Юго-запада, Нижней Калифорнии складывается тип культуры "полупустынь", в которой главное значение приобрело собирание диких злаков и плодов. На северо-западе складываются культуры приморских рыболовов, охотников, собирателей (Тихоокеанское побережье) и речных рыболовов, лесных охотников и собирателей (плато). В Калифорнии развиваются культуры собирателей, рыболовов и охотников Приморья и речных долин. На протяжении I тысячелетия до н. э. Архаические культуры лесной зоны Северной Америки сменяются культурами вудленда, варианты которой имели место и в степной зоне и на северо-востоке материка. Культуры вудленда были продолжением развития культурных традиций предшествующего периода, но к охоте, собирательству и рыболовству добавляется земледелие, появляется керамика. Новой чертой этой культурной традиции было сооружение могильных курганов. Инвентарь захоронений свидетельствовал о развитии социальной дифференциации. На основе различий в соотношении значения земледелия с охотой - рыболовством - собирательством складывались региональные различия в индейских культурах этого периода. Историю культур вудленда археологи делят на два этапа: первый этап могильных курганов (I тысячелетие до н. э. - III н. э.), их строители называют народом Адена, и второй этап могильных курганов (III-VII вв. Н. э.), так называемый хоупвеллский. Хоупвеллские культуры представляли собой расцвет культурных традиций вудленда. Характерные их признаки: укрепленные земляными насыпями большие поселения, развитие ремесел - обработка меди, серебра, метеоритного железа - и прикладного искусства (художественная керамика, глиняные и каменные скульптуры); большие могильные курганы и сложный погребальный обряд, отражавший наличие социальной дифференциации. Влияние хоупвельцев сказывалось на формировании культур степной зоны и востока материка. Культуры вудлэнда просуществовали в степях до X века нашей эры, а на северо-востоке вплоть до открытия материка европейцами. В конце VII века до н. э. Культурный центр концентрируется в долине среднего и нижнего течения реки Миссисипи и на побережье Мексиканского залива. Период VII-XV вв. н. э. Характеризуется развитием на реке Миссисипи так называемой культуры Миссисипи. Это преимущественно земледельческая культура. Памятниками этой культуры являются оседлые поселения: большие, часто укрепленные города; усеченные курганы, служившие платформами для сооружений храмового или дворцового типа. Появляются новые формы орнаментики керамических изделий, высокохудожественная резьба по дереву, художественные изделия из раковин и металла, искусная обработка камня. Все это говорит о высоких культурных достижениях индейцев ко времени открытия Нового Света. Здесь индейское общество того периода переживало эпоху перехода в классовое общество. Благодаря археологическим исследованиям можно проследить, как развивались археологически устанавливаемые индейские культуры "кочиз", "могольон", "хохокам" и "анасази". Кочиз была первой земледельческой культурой. Их гончарные изделия были примитивны. Жилищем служили пещеры. Культура могольон развивалась на юго-востоке Аризоны и в южной части Нью-Мексико. Создатели ее жили небольшими деревнями и также занимались земледелием. Намного позже на юго-западе Аризоны начала развиваться культура хохокам. Создатели этой культуры развили самую совершенную ирригационную систему земледелия Северной Америки того времени. У них появился хлопчатник, и развелось ткачество хлопчатобумажных тканей. Большого художественного совершенства достигли они в расписной керамике, в лепке глиняных статуэток; возводили из глины и камня наземные многокомнатные общинные дома-селения, которые испанские конкистадоры называли "пуэбло". Подземные жилища своих предшественников индейцы хохокам превратили в святилища - "кива". Культура анасази была наиболее развитой земледельческой культурой Северной Америки и развивалась в северной части юго-западного региона. Историю культуры анасази археологи делят на два периода: "развитых пуэбло" (VII-X вв. н. э.) и "великих пуэбло" (X-XIII вв. н. э.). В этот период индейцы возводили огромные многоэтажные и многокомнатные жилища под естественными отвесными стенами песчаника или туфа, либо в глубоких каньонах рек, или прямо в скалах. Они группировались главным образом в каньонах рек Колородо и Сан-Хуан. К концу XII века индейцы покинули эти свои большие города- селения и стали строить дома-селения на плоских возвышенностях - месах. Возможно, это было связано с появлением здесь полчищ воинственных атапаскских племен - апачей и навахов, а также с имевшими место в XIII веке переселениями ацтеков. Археологические исследования показали, что индейское население Северной Америки ко времени открытия и колонизации материка европейцами прошло большой и сложный путь исторического развития. Хозяйственная деятельность аборигенов Северной Америки была многообразной.
Ко
времени открытия материка на его
территории сложилось шесть хозяйственно-
После
открытия Нового Света, в XVII-XVIII веках,
в степной зоне материка сложился новый,
седьмой хозяйственно-культурный тип
- коневодов и верховых охотников на бизонов
(каманчи, дакоты). К открытию Северной
Америки были отмечены большие различия
в уровне социально-экономического развития
различных групп аборигенов. Большинство
из них находилось на различных стадиях
первобытнообщинного строя, индейцы юго-востока,
юго-запада и северо-запада достигли переходного
этапа от доклассового общества к обществу
классовому. Ко времени колонизации на
территории будущих Соединенных Штатов
Америки были расселены до 400 индейских
племен, общей численностью около2-3 млн.
человек, говоривших на 200 различных языках.
2. Кто такие индейцы?
В 1492 году итальянский мореплаватель Христофор Колумб отплыл из Испании в поисках морского пути в Азию. Колумб надеялся добраться до сокровищ, которыми славился азиатский континент — специй, шелков и золота. Полтора месяца спустя после отплытия его моряки увидели землю.
Полагая, что он высадился в Индиях, группе островов, расположенных к востоку от азиатского побережья, он назвал людей, которых увидел на первом острове, индейцами — los indios. Конечно, Колумб вовсе не добрался до Индии. Он высадился в Новом Свете (на американском континенте). Но название индейцы — Indians — так и закрепилось в английском языке.
Колумб использовал только одно название, но индейцы составляли множество разных народов. Индейцы, жившие к северу от Мексики, там, где сейчас территория Соединенных Штатов и Канады, говорили более чем на 300 языках (примерно от 50 до 100 этих языков имеют употребление и сейчас). Они были разбросаны по всему континенту, живя небольшими кланами или группами, которые именовались племенами. Для них континент вовсе не был новым. Их предки жили здесь примерно 30 000 лет.
Ученые предполагают, что эти народы впервые попали в Северную Америку во время последнего ледникового периода. В то время большая часть водных пространств была покрыта ледниками, занимавшими значительную территорию земного шара. По мере того как понижался уровень моря, обнажалась полоса земли там, где сейчас Берингов пролив. Возможно, что человек пришел сюда по этому перешейку из Сибири на Аляску, преследуя крупную дичь.
Со временем количество этих народностей увеличилось, они приспособились к различным окружающим условиям и распространились от далеких северных побережий Аляски и Канады до самого края Южной Америки.
Некоторые группы, такие как мирные племена пуэбло на юго-западе Америки, жили в оживленных городах. Они жили в многоэтажных зданиях, построенных из саманного кирпича (глина и солома). Они выращивали кукурузу, тыкву и бобы.
Их соседи, апачи, жили небольшими группами. Они охотились, занимались земледелием, выращивая растения, орехи и коренья. После того как испанцы завезли лошадей, они стали жить набегами на запасы продовольствия и товаров, принадлежавшие их оседлым соседям — белым и индейцам.
В
восточных лесах
Ирокезы были хорошими воинами. Они окружали свои селения деревянным частоколом, чтобы защититься от набегов соседей. Они сражались во славу племени и во славу каждого отдельного воина.
Индейцы, жившие на северном побережье Тихого океана, занимались ловлей океанской рыбы и другой живности. Такие племена как гайды жили в больших дощатых домах, у дверей стояли искусно вырезанные столбы, поддерживавшие вход. Они назывались «тотемными столбами», и вырезанные на них фигурки олицетворяли историю семьи, проживающей в этом доме.
Многие индейцы были искусными ремесленниками. Они изготовляли керамику, корзины, делали резьбу по дереву, ткали ткани из хлопка и растительных волокон. Они путешествовали в небольших лодках или пешком, а колеса так и не изобрели. Некоторые, как равнинные индейцы, использовали собак, запрягая их в нагруженные повозки. Другие, например, виннипеги со Среднего Запада, изобрели сложнейший календарь, в котором были учтены движение солнца и луны.
Как
ни различны были эти племена, все
они подверглись серьезному влиянию
со стороны белого пришельца с его огнестрельным
оружием, металлическими кастрюлями, лошадьми,
колесным транспортом, и к тому же со всеми
его болезнями, к которым у индейцев не
было иммунитета. Прибытие европейцев
навсегда изменило образ жизни индейцев.
3. Первые встречи.
Вслед за Колумбом в Новый Свет очень скоро хлынули другие европейцы. Испанские поселенцы прибыли в Северную Америку в начале 16 века. Они поселились там, где сейчас Флорида и Калифорния, а также в юго-западных районах континента. Они рассылали миссионеров, которые несли «индейцам» христианство и «цивилизацию» — сельское хозяйство, ремесло и т.д., и они заставляли индейцев работать на своих полях, в шахтах, в жилищах. Другие европейцы, например, французы и голландцы, приехали в Новый Свет в поисках наживы. Одних соблазнили богатые рыбой воды Атлантического побережья; других интересовала торговля с индейцами. Они выменивали ружья, железные инструменты, виски и бусы на шкурки бобра и других животных.
Чаще
всего, однако, европейцы приезжали
с намерением построить дом, они хотели
заниматься сельским хозяйством. А для
этого нужна была земля. Вначале индейцы
были рады поделиться с европейцами землей
и продуктами питания. Американский праздник
«День благодарения» как раз отмечает
эту щедрость индейцев. Первыми стали
праздновать его пилигримы, группа английских
поселенцев, прибывших в Америку в 1620 году.
Они благодарили судьбу за то, что они
выжили после первого года в тяжелых и
диких условиях. Но если бы не индейцы,
не было бы никакого благодарения. Пилигримы
приехали на берега Массачусетса в ноябре
и смогли пережить эту первую зиму с помощью
индейцев племени вампаонг и племени пекамид,
которые делились с ними зерном и показывали
им рыбные места. Позднее они давали английским
поселенцам семена для посева и показывали
им, как сажать и выращивать их на американской
почве.
4.
Три центра культуры.
К началу европейской колонизации Северной Америки коренные обитатели континента заселяли практически всю нынешнюю территорию Соединенных Штатов. В колониальный период картина размещения индейцев в пределах современных границ США выглядела следующим образом. Большая часть жила на востоке страны. Особой плотностью населения выделялся район Великих озер и Новой Англии, где жили многочисленные племена ирокезов. Высокая плотность коренного населения была характерна и для юго-восточного побережья Атлантики, и примыкающих к нему районов, ограниченных с запада рекой Миссисипи. Там обитали ючи, кусабо, поухата, нантикок, говорившие на алгонкинских языках. Еще в доколониальный период сложились и особые культурно-хозяйственные комплексы индейского населения. Наиболее высокой ступени развития достиг район бассейнов рек Литл-Колорадо и Рио-Гранде. Жившие там племена пуэбло и пима создали высокую самобытную культуру, основанную на половинном земледелии. Вплоть до настоящего времени в этом регионе можно увидеть остатки грандиозных оросительных систем, созданных индейцами, и их поселений, состоявших из двух- и трехэтажных домов из сырцового кирпича. Второй центр высокоразвитой индейской культуры располагался на обширной территории от левобережья Миссисипи до Атлантического океана. Его жители - крики, чироки, чокто, натчез, чикасо - вели комплексное хозяйство, основным элементом которого было мотыжное земледелие. Оно достигло высокого уровня, о чем свидетельствуют тщательно разработанные приемы удобрения полей, окучивания растений. Земледелие дополнялось сезонной охотой и собирательством. Жители этого ареала проявили удивительную способность к творческому заимствованию компонентов культуры белых колонистов.