Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:04, реферат
Изучение особенностей форм государственного устройства чрезвычайно актуально на сегодняшний момент. Интеграция Европы, вопросы вокруг интеграции России и Белоруссии, деинтеграция на Балканах, формальный статус СНГ и другие вопросы побуждают обратиться к теоретическому исследованию проблем государственного устройства.
Как известно, исторически сложилось три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федера
Введение
3
1.
Характеристика конфедерации
4
2.
СНГ как конфедерация
8
Заключение
19
Список использованных источников
Содержание
Введение |
3 | |
1. |
Характеристика конфедерации |
4 |
2. |
СНГ как конфедерация |
8 |
Заключение |
19 | |
Список использованных источников |
21 | |
Введение
Изучение особенностей форм государственного устройства чрезвычайно актуально на сегодняшний момент. Интеграция Европы, вопросы вокруг интеграции России и Белоруссии, деинтеграция на Балканах, формальный статус СНГ и другие вопросы побуждают обратиться к теоретическому исследованию проблем государственного устройства.
Как известно, исторически сложилось три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация) и конфедерация. Однако в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д.).
Таким образом, на основе
изучения состояния вопроса в
научной литературе и публицистике,
можно сделать вывод о
В связи с этим целями данной работы являются:
Структура работы соответствует логике достижения поставленных задач. Работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников.
1. Характеристика конфедерации
Существует ряд подходов
в определении конфедерации. В
рамках традиционного подхода
Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. «союз») – фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме.
Законодательная власть в конфедерации представлена, как правило, палатами или двухпалатными собраниями (что тоже может быть) обладают субъекты, а сама конфедерация не имеет законодательной палаты в собственном смысле этого слова. Заменяется эта палата союзным советом с ограниченными полномочиями.
С этой точки зрения конфедерация
– это скорее международно-правовое
образование, чем форма государственного
устройства.
Подобная нечеткость в понимании конфедерации объясняется, прежде
всего недостаточной ее изученностью.
Поэтому в учебниках в качестве примера
конфедерации обычно приводятся союз
североамериканских штатов (1781 – 1787 гг.),
Швейцарский союз в ХIХ в. и т. д. Между тем
остается предметом дискуссии вопрос
о том, можно ли рассматривать в качестве
конфедерации Содружество Независимых
Государств. В центральные органы конфедерации
обычно входят представители всех государств-членов.
Решения этих органов принимаются единогласно
или квалифицированным большинством и
вступают в обязательную силу лишь после
ратификации соответствующими государствами
– членами конфедерации.
Сторонники точки зрения
о несамодостаточности
Можно выделить следующие признаки конфедерации:
1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
2. Свобода выхода из
конфедерации (сецессии). В отличие
от федерации, где попытка
3. Конфедерация не
обладает суверенитетом,
4. Предметы ведения
конфедерации ограниченны
5. В конфедерации образуются
не все государственные органы,
а только те, которые необходимы
для осуществления задач,
6. В представительных
органах конфедерации делегаты
представляют не
7. Постоянно действующие
государственные органы
8. Субъектам конфедерации
принадлежит право
9. Бюджет конфедерации
формируется за счет
10. Субъекты конфедерации
имеют право устанавливать
11. Как правило, в
конфедерациях отсутствует
12. Воинские формирования
комплектуются субъектами
13. В конфедерации нет союзного гражданства.
Таким образом, можно
заключить, что вопрос о самодостаточности
конфедерации как формы государственного
устройства на сегодняшний момент является
весьма спорным. Граница между федерацией
и конфедерацией, безусловно, размыта.
Условно конфедерацию можно определить
как временный юридический союз суверенных
государств, созданный для обеспечения
их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства
– члены конфедерации – сохраняют свои
суверенные права, как во внутренних, так
и во внешних делах. Конфедерации исторически
могут быть этапом в образовании единого
государства (например, США и Швейцария
на начальных этапах были конфедеративными
союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом,
так как создаваемые союзные органы лишь
координируют деятельность входящих в
конфедерацию государств и только по тем
вопросам, для решения которых они объединились.
В современном мире определенными чертами конфедеративных образований обладает Содружество Независимых Государств, которое объединяет 11 республик, прежде входивших в состав СССР, но пока что не имеет четкой правовой конфигурации.
2. СНГ как конфедерация
Содружество Независимых
Государств (СНГ) – это межгосударственное
объединение, созданное на основе Соглашения
об образовании Содружества
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г, ратифицирован ВС РСФСР 12 апреля 1993 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств. В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. главами 11 государств - основателей СНГ, провозглашалось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и (или) нейтрального государства Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружеств. Государства-участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. На август 1996 г. в СНГ входили 12 бывших республик СССР - Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан (однако Украина так и не ратифицировала Соглашения и формально не стала участником Устава СНГ). Однако, 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств -участников СНГ, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др. В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства-участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Белоруссия подписали 2 апреля 1996г. Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, который приобретает новую форму «Единое таможенное пространство Беларуси, России и Казахстана» единый таможенный кодекс вступает в силу с 1 января 2010 года.
В современных условиях столкновения двух противоположных тенденций - стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их зависимость друг от друга.
В доктрине международного
права правосубъектность
1) как элемент системы международного права;
2) как качественная характеристика субъекта международного права. Как элемент системы международного права правосубъектность является общесистемным институтом. Международная правосубъектность как качественная характеристика выражается в способности лица быть субъектом международного права, носителем международных прав и обязанностей, участником международных правоотношений. Степень участия субъекта в международно-правовых отношениях определяется объемом предоставленных ему нормами международного права прав и обязанностей.
В каждой правовой системе могут быть различные субъекты права. На международной арене в качестве субъектов выступают не только государства, но и объединения государств, которые в международном праве рассматриваются как международные организации, несмотря на то, что некоторые из них обладают чертами, не характерными для традиционных международных организаций. Международные организации — это институт современного общества, отличный от государства. Было бы неправильно на этом основании утверждать, что они не могут быть субъектами международного права, точно так же, как было бы неверно, признавая правосубъектность международных организаций, приравнивать их к государствам. Поэтому правосубъектность международных организаций имеет отличительные особенности. Эти особенности касаются: