Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:51, реферат
В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия охватывающие все стадии технологических процессов: от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции в виде черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургический комплекс – это взаимообусловленное сочетание следующих технологических процессов:
добыча и подготовка сырья к переработке (добыча, обогащение, агломерирование, получение необходимых концентратов и др.);
металлургический передел – основной технологический процесс с получением чугуна, стали, проката черных и цветных металлов, труб и др.;
производство сплавов;
утилизация отходов основного производства и получение из них различных видов продукции.
РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ МЕТАЛЛУРГИ-ЧЕСКОГО КОМПЛЕКСО РФ (регион.……………….…...…...стр. 4
История металлургической базы Урала …….……………….……..……...стр. 5
Сырьевая база Урала.…….…….………………………………….….…..…стр. 6
Программа развития металлургической базы Урала .......…………..…….стр.11
Влияние металлургического комплекса на экологию..……….……….….стр.15
Заключение…………………………………………………….….…….стр.16
Приложение 1……………………………………………………….….……стр.18
Карта размещения месторождений черного металлов..…………….….…стр.19
Приложение 2…………………………………………………………..……стр.21
Сравнительная характеристика экономичес-ких районов западно-сибирского и северо-кавказкого……………………………..……………….….……….стр. 22
Экономико-географическое положение....……………….………..……….стр. 23
Природные условия и ресурсы………………..…………………….………стр. 25
Экономика....………………………………………..……………….………..стр. 33
Металлургический комплекс…………………………………….……….…стр. 35
Машиностроительный комплекс………………………………………..…..стр. 37
Лесопромышленный комплекс……………………………………….……..стр. 39
Химический комплекс……………………………………………....….……стр. 41
Агропромышленный комплекс……………………………………….….….стр. 42
Топливно-энергетический комплекс…………………………….……….…стр. 47
Транспорт…………………………………………………………….…….…стр. 51
Население и трудовые ресурсы……………………………..…………….…стр. 52
Внешние экономические связи……………………………..…….………….стр. 55
Экология………………………………….…………………….……………..стр. 57
Заключение………………………………………………………...….…стр. 62
список Литературы...……………………………..……………стр. 70
В Западной Сибири имеется также свыше 45 трлн. м3 прогнозируемых запасов природного газа, в основном залегающих в отдаленных районах и на глубинах свыше 3 тыс. м.
Также отраслью рыночной специализации района является угольная. Добыча энергетических и коксующихся углей ведется в Кузнецком и Горловском угольных бассейнах. Здесь добывается 40% угля России и 80% коксующегося угля страны. На северо-востоке Кемеровской области находится западное крыло Канско-Ачинского бассейна бурых углей. Это отличное энергетическое топливо.
«Главный угольный бассейн Западной Сибири - Кузнецкий. Геологические запасы угля здесь 637 млрд./т (до глубины 600м - 211 млрд. т). Имеется 90 шахт и разрезов, объединённых в комбинаты Кузбассуголь, Прокопьевскуголь, Южкузбассуголь и Кемеровоуголь. Значительна доля углей, пригодных для коксования. Для кузнецких углей в целом характерны высокая теплотворная способность, малая зольность и сернистость. Большую их часть относят к легкообогатимым. Мощность угольных пластов здесь в среднем составляет около 4м (больше, чем в Донбассе), но встречаются и пласты мощностью до 20-50м. В последние годы широко распространилась открытая разработка угля, что значительно снизило среднюю себестоимость добычи по бассейну. На некоторых шахтах освоены гидродобыча и гидротранспортирование углей. Среднегодовая производительность шахт в Кузбассе больше, чем в среднем по стране. Увеличение доли газовых и слабоспекающихся углей в коксовой шахте - один из факторов рационального использования углей Кузбасса. В Кемеровской области расположено Итатское месторождение бурых углей Канско-Ачинского бассейна. Их геологические запасы составляют 60 млрд. т, средняя мощность пластов 55м, залегают они неглубоко. Здесь один из самых дешевых в стране видов энергетических углей. При большой мощности возможных к строительству электростанций себестоимость электроэнергии может быть очень низкой. Итатские угли важно использовать и как химическое сырье».
В 2007 году было добыто в Кемеровской области 164 341 тыс. т каменного угля. Это на 51966 тыс. т угля больше, чем в 1970 году. В общем, наблюдается рост добычи угля. С 1970 по 1990 года добыча увеличивалась, но темпы роста сокращались(1970г. - 113000тыс. т; 1975г. - 137000 тыс. т; 1980г. - 145000тыс. т; 1990г. - 149834 тыс.т).
«Дальше началось уменьшение: большинство шахт были старыми, средняя глубина подземных работ дошла до критического уровня, возрастала опасность горных ударов, обвалов, пожаров и выбросов газа. Аварии с человеческими жертвами стали обычным явлением. Ухудшалось и качество добываемого угля. Разрушалась финансовая система, мощные забастовки потрясли угольную отрасль в 1989 - 1990гг. Общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. Недостаток средств госбюджета, нараставший с 1991г., физический и моральный износ горношахтного оборудования, кризис социальной сферы, падение дисциплины и производительности труда - все эти негативные явления нарастали. Единственным выходом стала реструктуризация всей угольной отрасли, т.е. перевод ее на рельсы рыночной экономики». Уже к 1995 году добыча угля снизилась до 99336 тыс.т. А затем начинается опять подъем (2000г.- 115090 тыс. т; 2007г. - 164341тыс.т).
Расчёт на примере «Добычи угля»
Северо-Кавказский экономический район:
О р./с. = 7398/313787*100% = 2,35%
Н р./с. = 18939/142009*100% = 13,3%
К Д = 2,35 / 13,3 = 0,17 < 1 – не является отраслью специализации
Западно-Сибирский экономический район:
О р./с. = 256953/313787*100% = 81,8%
Н р.с. = 14601/142009*100% = 10,2%
К Д = 81,8 / 10,2 = 8,01 > 1 – отрасль специализации
Вывод: в связи с дефицитом топливно-энергетических ресурсов Северо-Кавказский экономический район перестал быть специализированным на этом виде промышленности. Зато Западно-Сибирский район является ведущим в топливно-энергетическом комплексе для всей России.
Транспорт
Транспорт Северо-Кавказского района представлен всеми современными видами. Основной вид транспорта (в грузоперевозках) — железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога (ее основная магистраль Миллерово — Ростов-на-Дону — Армавир — Гудермес — Махачкала — Баку, пересекается в Тихорецке линией Волгоград — Сальск — Краснодар — Новороссийск) связывает район с Центром, Поволжьем, Украиной, Закавказьем. Важное значение имеет и дорога Астрахань — Кизляр.
Внутренний водный транспорт (реки Дон, Северский Донец, Кубань, Западный Маныч) по совокупному отправлению грузов - второй в районе. Через Волго-Донской канал Северный Кавказ соединен по воде с Волжско-Камской речной системой. Город Ростов-на-Дону — крупный речной порт. Морской транспорт по Черному, Азовскому и Каспийскому морям обеспечивает внутрирайонные, межрайонные и международные перевозки. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Транспортный комплекс имеет и трубопроводный транспорт (нефтепроводы Махачкала — Грозный — Туапсе, Тихорецкая — Новороссийск — Туапсе и др.). Над районом пролегают воздушные трассы: Москва — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер, Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Грозный — Махачкала и др. Крупнейшие авиапорты — Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Адлер, Краснодар. Вывоз из района превышает ввоз. Вывозятся уголь, нефть, зерно, овощи, фрукты, продукция пищевой промышленности (винодельческой, консервной и др.), машиностроения, строительные материалы; ввозят лес и пиломатериалы, прокат черных металлов, машины и оборудование, минеральные удобрения (калийные и фосфорные), продукцию легкой промышленности.
Велика роль железнодорожного, трубопроводного и водного транспорта Западно-Сибирского экономического района. Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района. Большое значение имеют также железные дороги Томск - Асино - Белый Яр - Ивдель — Обь, Тавда — Сотник (для перевозки леса и лесоматериалов), Тюмень — Сотник — Сургут — Нижневартовск — Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия — Шалтырь — Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью) и др.
Работа железных дорог существенно дополняется другими видами транспорта - речным (реки Иртыш, Тобол, Тура, Обь, Томь, Бия, Чулым и др.), трубопроводным, автомобильным, воздушным. При этом трубопро водный транспорт играет особую роль в осуществлении межрайонных и международных связей (по вывозу грузов) Западной Сибири, а автомобильный и речной — в основном внутрирайонных. Северный морской путь также обеспечивает связи Западной Сибири с другими районами страны.
Для
района характерно преобладание объема
вывозимых грузов над ввозимыми. Он вывозит
нефть, газ, уголь, пиломатериалы, черные
и цветные металлы, химические продукты
и др.; ввозит машины и оборудование, продовольствие,
изделия легкой промышленности.
Население
и трудовые ресурсы
По численности населения Северный Кавказ занимает третье место в России, уступая только Центральному и Уральскому экономическим районам. Здесь на территории, занимающей не многим более 2 % площади РФ, проживает более 11 % ее населения.
Средняя плотность населения района – около 49,8 чел. на км2, что более чем в 5 раз выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км2, в Краснодарском крае 61,2 чел./км2. Значительно меньше плотность населения в Дагестане- 35,6 чел./км2 и в Ставропольском крае – 35,4 чел./км2.
За 1991-1995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640 тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, глав-
ным образом и государств Закавказья.
В настоящее время механический прирост населения на Северном Кавказе имеет тенденцию к снижению. Нестабильность межнациональной обстановки и война в Чечне отразились на естественном движении населения. Неблагоприятная демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской область и в Республике Адыгея.
Важной особенностью населения Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4 %) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км2. В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км2. В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идет значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития хозяйства.
В
последние годы углубились диспропорции
в половом составе населения,
связанные с преобладанием
Северный
Кавказ относится к многонациональным
районам Российской Федерации. Только
в Дагестане насчитывается
Западно-Сибирский экономический район. Средняя плотность 6,2 чел. на кв. км. Около 85% населения сосредоточено в лесостепной и степной части района. Район обладает большим научным потенциалом, но является остродефицитным в отношении трудовых ресурсов. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов. Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2, а в Кемеровской - 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа. Большинство населения - русские (9/10), на севере живут малочисленные народы 0 ханты, манси, ненцы, эвенки, коми. В республике Алтай - алтайцы. Из других народов - татары, казахи, немцы и др. несмотря на интенсивные миграционные процессы и приток сюда населения из других районов страны, Западная Сибирь является одним из наиболее трудодефецитных районов России. Сальдо миграции - отрицательное, составляет 2,1%.
В Западной Сибири впервые за последние полвека наблюдается снижение оттока сельского населения в города. За последние годы абсолютно и относительно растет численность сельского населении, причем этот процесс носит повсеместный характер для Западно-Сибирского района. В период с 1989-1997 гг. прекратился рост численности населения района. Но, несмотря на это Западная Сибирь превратилась из района, остронуждающегося в трудовых ресурсах, в район устойчивого роста хронической безработицы, перенаселенный район.
Пагубность такого перехода для Западной Сибири с ее потенциальными ре-
урсами
развития планетарного масштаба очевидна.
При этом других источников подъема
экономики кроме сибирских
Кризисная
демографическая ситуация в Западной
Сибири сложилась не только в результате
спада промышленного производства, но
и в связи с регрессом в структуре производства
и усилением сырьевой специализации. К
этим районам относится Тюменская, Томская
и Кемеровская области. В результате экономического
кризиса в этих областях наблюдаются замедленное
освоение новых месторождений природных
ресурсов и снижение добычи в освоенных.
Поэтому в перспективе в этих регионах
ожидается увеличение числа лиц, не занятых
трудовой деятельностью, т.е. безработных.
Внешние экономические связи
Северо-Кавказский экономически район занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным для России. Как пограничный регион, он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов для установления стабильных межгосударственных отношений, закрепления экономических и политических позиций России в этих регионах.
Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских, воздушных коммуникаций между странами двух континентов и обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других форм ВЭО.