Ивановская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 08:57, реферат

Описание работы

География. Климат. Демография.Социально-экономическая ситуация.Экономика.

Работа содержит 1 файл

Отчет по Ивановской области.docx

— 137.89 Кб (Скачать)

Ивановская область — административно-территориальная единица в европейской части России, субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Награждена орденом Ленина (1967).

Площадь — 23 900 км². 
Население — 1066,5 тыс. человек (на январь
2010). 
Областной центр — город
Иваново, расстояние от Иваново до Москвы — 275 км.

Административный  центр Иваново

Площадь - Всего 21 437 [1км²

Население 1 066 541[2] (2010)

Плотность 50,1 чел./км²

Губернатор Михаил Мень 
 
 
 

География

 
Область расположена в центре европейской  части России. Большая часть лежит  в междуречье Волги и Клязьмы. Площадь — 21 437 км² (одна из самых маленьких областей России, больше только Калининградской). Граничит с Владимирской, Нижегородской, Костромской и Ярославской областями. Протяженность территории с севера на юг — 158 км, с запада на восток — 230 км.

Климат

Климат области  умеренно континентальный. Для него характерно сравнительно теплое лето и умеренно морозная зима с устойчивым снежным покровом. Наиболее холодным месяцем года традиционно является январь со среднемесячной температурой −11,5 °C ÷ −12 °C , а самым теплым месяцем лета — июль со среднемесячной температурой +17,5 °C ÷ +18 °C. Осадков выпадает порядка 550—600 мм в год. Преобладающим направлением ветра является юго-западное. Ледостав на реках начинается в последних числах ноября, на Горьковском водохранилище в середине декабря. Максимальная за зиму высота снежного покрова приходится на первую декаду февраля и составляет около 30-50 см. Почва промерзает на глубину от 25 до 45 см. Колебания водного режима рек на хозяйственную деятельность заметного влияния не оказывают.

Демография

  • Население 1079,6 тыс. человек (на январь 2008) (1114,9 — 2005).
  • Плотность населения: 50,4 чел/км² (на январь 2008) (51,1 — 2005).

Численность трудовых ресурсов за 2005 год составила 672,3 тыс. человек, занятых в экономике — 478,7 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных на начало 2007 года составила 11,7 тыс. человек, уровень безработицы — 2,1 % к экономически активному населению

Административно-территориальное  деление Ивановской области

B состав области  входят 21 район, 4 городских района (в  г. Иваново Ленинский, Советский, Октябрьский, Фрунзенский), 6 городов областного подчинения, 11 городов районного подчинения и 31 рабочий поселок.

Социально-экономическая  ситуация

Положение о Департаменте

ДЭРиТ образован в соответствии с Законом Ивановской области от 27.12.2005 № 181-ОЗ «О структуре Правительства Ивановской области и системе исполнительных органов государственной власти Ивановской области». 
 
Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области и выполняет следующие задачи: 
 
- формирование и проведение единой экономической политики в Ивановской области, разработка целевых макроэкономических показателей; 
- анализ состояния и тенденций развития экономики; 
- организационно-методическое руководство экономической работой в системе исполнительных органов государственной власти Ивановской области; 
- определение форм и методов содействия развитию экономики, обеспечивающих эффективное использование производственного и научного потенциала, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения социального развития и повышения уровня жизни населения Ивановской области; 
- проведение мониторинга социально-экономического положения области и разработка прогноза социально-экономического развития области на предстоящий год и перспективу; 
- координация и методическое обеспечение центральных исполнительных органов государственной власти Ивановской области по вопросам разработки и реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области и региональных разделов федеральных целевых программ; 
- координация разработки проектов ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов развития и реформирования промышленного комплекса, включая реструктуризацию и создание предприятий и промышленных зон; 
- координация работы исполнительных органов государственной власти в проведении экономической экспертизы проектов размещения производительных сил на территории Ивановской области; 
- формирование инвестиционной программы области, участие в формировании и реализации программ по созданию в области благоприятного инвестиционного климата; 
- разработка и реализация государственной политики в сфере инновации; 
- выработка и реализация государственной политики по развитию малого предпринимательства на территории Ивановской области; 
- разработка и реализация нормативных правовых актов Ивановской области в сфере внешнеэкономических связей области с целью привлечения внешних инвестиций и развития туризма; 
- организация государственной поддержки и обеспечение развития на территории Ивановской области внутреннего и международного туризма; 
- участие в расчетах доходов областного бюджета совместно с Департаментом финансов Ивановской области; 
- анализ совместно с Департаментом управления имуществом Ивановской области финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, содействие повышению эффективности их функционирования, за исключением предприятий, включенных в реестр Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; 
- экспертиза предложений и выработка рекомендаций по участию Ивановской области в акционерных обществах, повышению эффективности управления долями Ивановской области в уставных капиталах акционерных обществ; 
- содействие развитию конкуренции, созданию равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов в сфере промышленного комплекса, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения независимо от форм собственности; 
- координация в пределах своей компетенции деятельности предприятий розничной и оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания и рынков по исполнению нормативных правовых актов Ивановской области; 
- обеспечение системной деятельности по реализации государственной политики в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Ивановской области; 
- государственное регулирование областного заказа в пределах своей компетенции; 
- осуществление лицензионной деятельности на территории Ивановской области в пределах своей компетенции; 
- оформление топливных режимов на территории Ивановской области; 
- составление сводного топливно-энергетического баланса Ивановской области; 
- координация работы по организации проведения выставочно-ярмарочных мероприятий с участием предприятий области; 
- государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения; 
- участие в подготовке и разработке мероприятий по переводу экономики Ивановской области на работу в условиях военного времени; 
- координация и контроль проведения подведомственными предприятиями мероприятий по мобилизационной подготовке, методическое обеспечение реализации этих предприятий. 
 
Исходя из основных задач, Департамент осуществляет следующие функции: 
 
- разрабатывает оперативные, годовые и долговременные прогнозные варианты социально-экономического развития области в мирное время и в особый период; 
- разрабатывает с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Ивановской области и структурных подразделений аппарата Правительства Ивановской области, предприятий, учреждений и организаций прогноз социально-экономического развития Ивановской области, мобилизационный план экономики, основные направления инвестиционной политики области; 
- осуществляет анализ внешнеторгового баланса области и вносит предложения по его улучшению; 
- готовит предложения о проведении налоговой, финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и структурной политики; 
- определяет приоритетные направления экономического развития области с целью привлечения бюджетных и внебюджетных инвестиций; 
- подготавливает проекты инвестиционных соглашений и контрактов, касающихся размещения производительных сил Ивановской области; 
- проводит анализ инвестиционных проектов, представляемых в Правительство Ивановской области для реализации на территории области, а также для получения государственной поддержки; 
- ведет государственный реестр инвестиционных проектов и программ; 
- осуществляет контроль за выполнением инвестиционных соглашений; 
- обеспечивает сопровождение инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку; 
- координирует исполнительные органы государственной власти Ивановской области в реализации долгосрочных целевых программ в пределах своей компетенции; 
- участвует в разработке предложений по конверсии, а также предложений к планам и программам, принимаемым органами государственной власти Российской Федерации и затрагивающим интересы области в мирное время и в особый период; 
- разрабатывает предложения по реструктуризации задолженности промышленных предприятий и контролирует ее проведение, за исключением предприятий стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса; 
- обеспечивает государственное регулирование и анализ деятельности предприятий промышленности, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 
- обеспечивает комплексные меры по развитию межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей Ивановской области; 
- ведет базы данных по поступившим в область торгово-экономическим, инвестиционным и иным предложениям в сфере международного сотрудничества и обеспечивает доступ к ним заинтересованных хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц, действующих на территории Ивановской области; 
- осуществляет деятельность по лицензированию и декларированию розничной продажи алкогольной продукции; 
- координирует действия органов местного самоуправления и контролирующих органов по обеспечению защиты прав потребителей на территории Ивановской области; 
- осуществляет региональную политику в сфере защиты прав потребителей, участвует в формировании и совершенствовании региональной системы защиты прав потребителей; 
- участвует при необходимости в рассмотрении судебных исков о защите прав потребителей; 
- осуществляет контроль в сфере размещения государственных заказов, ведет реестр государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов; 
- ведет сводный учет объемов государственного заказа при формировании ежегодного прогноза социально-экономического развития области; 
- согласовывает начальную цену на товары, работы, услуги при их закупке на торгах; 
- формирует областной заказ на статистические материалы, необходимые для разработки прогнозов, программ и бюджета области, подготовки предложений о его финансировании; 
- разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Ивановской области, регулирующих лицензионную деятельность на территории области; 
- осуществляет контроль за деятельностью лицензирующих органов исполнительной власти Ивановской области и местного самоуправления муниципальных образований в вопросах лицензирования; 
- осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности; 
- осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
- рассматривает расчеты потребности в топливе и выдает разрешения на использование конкретных видов топлива; 
- осуществляет паспортизацию и формирование реестра организаций топливно-энергетического комплекса, технико-экономические показатели которых используются при ведении топливно-энергетического баланса Ивановской области; 
- координирует работу исполнительных органов государственной власти по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий с участием предприятий области; 
- осуществляет выдачу разрешений на проведение региональных лотерей; 
- ведет государственный реестр региональных лотерей; 
- осуществляет контроль за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; 
- осуществляет функции по ведению мониторинга показателей для оценки эффективности деятельности Департамента; 
- организовывает и проводит мероприятия по мобилизационной подготовке экономики Ивановской области; 
- проводит мероприятия по обеспечению выполнения мобилизационных планов; 
- осуществляет мероприятия по проведению административной реформы в Ивановской области; 
- ведет реестр розничных рынков Ивановской области.

Экономика

Валовой региональный продукт: 52,5 млрд руб. (2006) 
ВРП на душу населения: 47,9 тыс. руб. (2006) (Превышает показатели лишь некоторых южных регионов).

Структуру экономики  отличает высокая (для центральной  России) доля сектора государственных  услуг (17,6 % ВРП в 2006). В промышленности формируется около 34,1 % ВРП (2006) (42,2 — 2005), из них 20,1 % в обрабатывающих производствах (прежде всего лёгкая промышленность, энергетика и машиностроение), 3,9 % (2006) — в строительном комплексе, 9,7 % — в энергетике. В агропромышленном комплексе создаётся 8,0 % ВВП (2006) (9,4 — 2005).

Бюджет региона  в 2006 году составил сумму около 12 млрд руб. (22 % ВРП).

Федеральное финансирование в балансе регионального бюджета  достигает 35,8 % (6732,3 млн руб.) (2007).

Промышленность

В объёме промышленного  производства выделяются лёгкая промышленность (32,8 % — самая высокая в России), электроэнергетика (24 %), машиностроение (20 %), пищевая промышленность (18 %) и деревообработка (3 %).

Энергетика

Крупнейшие объекты  контролируемые ОАО «ТГК-6»: Ивановская ТЭЦ (12 МВт), Ивановская ТЭЦ-2 (181 МВт, 943,1 Гкал·час), Ивановская ТЭЦ-3 (330 МВт, 1076 Гкал·час), Ивановская ГРЭС (214 МВт установленной мощности, 68,8 Гкал·час) (г. Комсомольск) и Ивановские ПГУ (325 МВт на основе парогазовой установки) (г. Комсомольск)

Суммарная выработка  электроэнергии в регионе за 2006 год  составила 1949,3 млн кВт·ч, отпуск составил около 1,3 млрд кВт·ч (лишь 47,8 % потребности), остальная часть потребности закупается на оптовом рынке. С полным вводом в эксплуатацию парогазовых установок в Комсомольске планируется сокращение закупок на 29 %.

Потребление энергоресурсов в 2005 году составило:

  • Природный газ — 2,1 млрд м³
  • Уголь — 187 тыс. т.
  • Нефтепродуктов — ? тыс. т.
    • Мазут — 142 тыс. т.
  • Поставки электроэнергии — около 2,5 млрд кВт·ч

Пищевая промышленность

Наиболее крупные  предприятия: Ивановский филиал ОАО  «САН ИнБев» — завод производитель популярных марок пива, ОАО «Шуйский маслоэкстракционный завод», ОАО «Мясокомбинат „Шуйский“», ЗАО «Ивановский бройлер», ОАО «Спиртзавод „Петровский“»,ОАО "Кинешемская птицефабрика".

Машиностроение  и металлообработка

Основные представители:

  • ОАО «Автокран» — производитель автомобильных кранов, поворотных опор.
  • Шуйский металлопрокатный завод — листовой и сортовой прокат.
  • ОАО «Строммашина» — башенные краны, автомобильные краны, чугунное литьё, металлоконструкции, формы.
  • ОАО «Ивановский завод тяжёлого станкостроения» — производство технологического оборудования, специализируется на выпуске тяжёлых расточных станков и горизонтальных обрабатывающих центров.
  • ОАО «Автоагрегат» — выпуск узлов, деталей и запасных частей для автомобильных заводов АвтоВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и других.
  • ОАО «МК КРАНЭКС» — гусеничные гидравлические экскаваторы, навесное оборудование для строительной техники.

Лёгкая  промышленность

Ведущей отраслью промышленности по объёмам производимой продукции  является текстильная промышленность.

Наиболее крупные  предприятия отрасли: ОАО ХБК «Шуйские ситцы», ООО «Родники-текстиль», ООО «Красная талка», ООО «Тейковская мануфактура», ООО «Яковлевская мануфактура», ОАО «Швейная фирма „Айвенго“», ОАО «Полёт», ПО «Фабрикант» (ИП Титов Е. А.).

Сельское  хозяйство

Ведущая отрасль сельского  хозяйства — животноводство молочно-мясного направления, представлено льноводство, картофелеводство и лесное хозяйство.

В 2006 году в целом  по области произведено: зерна — 80,5 тыс.т., картофеля — 278,9 тыс.т., овощей — 123,1 тыс.т., скота и птицы в живом весе — 34 тыс.т., молока — 189 тыс.т., яиц — 304,8 млн.шт.

Выпуск продукции  сельского хозяйства за 2006 год  составил 7,9 млрд.руб., (на 8,4 % выше 2005 года).

Транспорт

Основные транспортные узлы региона — Иваново и Кинешма. Основной особенностью транспортной сети является отсутствие крупных транзитных потоков за исключением волжского водного пути.

Автомобильный транспорт

На территории области 5,244 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 5,017 тыс. км с твердым  покрытием.

Основные автомобильные  дороги:

  • Подход от М7 «Волга» к Иваново протяжённостью 102 км
  • А113 Кострома Иваново протяжённостью 43 км и проходящая через Фурманов и Приволжск.
  • Автодорога Иваново Нижний-Новгород проходящая через города Шуя, Палех и посёлок Пестяки.
  • Региональная дорога протяжённостью 265 км, проходящая с запада на восток региона и связывающая между собой города Юрьевец Кинешма Вичуга Родники Иваново Тейково и западный посёлок Ильинское-Хованское. В настоящий момент идет реконструкция автодороги Ковров Кинешма, через Шую и продолжается строительство автодороги Заволжск Островское.После окончания строительства это создаст возможность прямого выхода из Центральных регионов России через города Шуя - Родники - Кинешма на северный транспортный коридор.

В регионе в 2003 году построен один из четырёх автомобильных  мостов через Горьковское водохранилище Кинешемский мост, связавший с основной территорией левобережье Волги, способный сформировать межобластной поток.

Информация о работе Ивановская область