Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 273.25 Кб (Скачать)

промышленности  интенсивно   развивается   производство   кислот,   щелочей,

красителей  и  лаков,  резины  и   резиновых   изделий,   мыла,   глицерина,

искусственных   волокон,    удобрений.    Высокопродуктивное    мясомолочное

животноводство, птицеводство  -  традиционные  отрасли  сельского  хозяйства

Англии. Видное  место  занимает  овцеводство.  Из  зерновых  культур  широко

распространены  овес и ячмень. Посевы пшеницы производятся лишь  в  восточной

части страны. Почти  треть обрабатываемой земли занята под кормовыми  травами

и корнеплодами. В  Великобритании широко  развиты  практически  все  основные

виды   транспорта:   железнодорожный,   автомобильный,   морской,    речной,

авиационный. Большое  значение для  Великобритании,  как  островной  державы,

имеет морской  транспорт. В английском флоте преобладают  быстроходные  суда,

подавляющая часть  которых является собственностью частных  компаний.  До  сих

пор в стране еще  преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение  импорта

над экспортом, хотя этот разрыв в последнее  время  значительно  сократился.

Покрытие  торгового  дефицита  происходит  во  многом   и   за   счет   т.н.

"невидимого"   экспорта:   доходов    от    заграничных    капиталовложений,

судоходства, международных  финансовых операций, высокие  таможенные  пошлины

и т.п. Денежная единица  страны - фунт стерлингов. 1 ф.ст. = 20 шиллингам,  1

шилл.  =  12  пенсам.  Великобритания  -   парламентская   монархия.   Глава

государства  -  королева  (в  н.вр.  Елизавета  II,  вступившая  на  престол

6.11.1952 г.) или король. Законодательный  орган  -  двухпалатный  парламент

(палата  общин   и  палата  лордов).  Исполнительная  власть   осуществляется

правительством  (кабинет  министров).  Сословная   монархия   и   английский

парламент оформились во второй  половине  13  века.  Политические  партии  –

тори,  и  виги  оформились  в  конце  17  века.  В  середине  19  века   они

трансформировались  соответственно в  Консервативную  и  Либеральную  партии.

Великобритания  не  имеет  писаной  конституции,  сформулированной  в   виде

единого,  основного  закона.  В  основе  государственного  устройства  лежат

важнейшие парламентские  статуты,  конституционные  обычаи,  решения  высших

судебных органов (прецедентное право). Среди  существующих  законов  большое

конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215  года,  Билль

о правах 1689 г., Акт  о личной свободе 1679  г.,  Закон  о  престолонаследии

1701 г., Закон   о  парламенте,  Закон  об  отправлении  правосудия,  законы,

касающиеся избирательной  системы и др. Королева  (король)  считается  главой

вооруженных сил, ведает внешними сношениями, созывает  и  распускает  палату

общин,  объявляет  войну  и  заключает  мир,   присоединяет   или   уступает

территорию государства. Эти права в настоящее  время  стали  в  значительной

степени номинальными. Монархи царствуют, но уже  практически  не  управляют.

Палата лордов состоит из наследственных пэров,  принцев  королевской  крови,

представителей  пэров  Шотландии,  пожизненных  ирландских  пэров  и  высших

духовных  и  судебных  сановников.  Численный  состав  палаты   законом   не

установлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает  участие около 80-

90  человек.  Юридически  законодательным   органом  является  палата  общин,

которую  часто  и  именуют  парламентом.  Она  состоит  из  630   депутатов,

избираемых прямым  и  тайным  голосованием.  Активным  избирательным  правом

пользуются английские подданные обоего пола, достигшие  возраста в 21  год  и

проживающие в  соответствующем избирательном  округе  к  моменту  регистрации

избирателей.  В  стране  действует  мажоритарная  избирательная  система.  В

состав  правительства   входят   министры,   возглавляющие   соответствующие

министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств  и

выполняющие  по  указанию  премьер-министра  определенные  поручения,  лорд-

канцлер,  занимающийся  юридическими  и  конституционными  вопросами,  лица,

возглавляющие юридические  учреждения (генеральный прокурор и  др.),  а  также

парламентские секретари  и заместители министров. В правительстве  существует

руководящее ядро  -  кабинет,  состоящий  из  группы  министров,  отбираемых

премьер-министром.   В   Англии   широко   развито   профсоюзное   движение,

объединенное  в  своем  большинстве  в  Британский  конгресс   тред-юнионов.

Большинство профсоюзов в Англии  построено  по  цеховому  принципу.  Имеются

также  профсоюзы,  приближающиеся  к  производственным   (железнодорожников,

горняков, докеров  и др.).  С  1973  года  Великобритания  член  Европейского

Экономического  Союза.  Внешняя  политика  Англии   традиционно   отличается

определенным консерватизмом и некоторой  обособленностью  принятия  решений,

несмотря  порой  на  согласованную  в  рамках  ЕЭС  или  НАТО  ту  или  иную

стратегическую  линию.  В  последнее  время  все  в  большей  степени  стали

проявляться черты  прагматизма и более реалистичного  подхода в  принятии  тех

или иных политических решений, в отношениях со странами бывших колоний.

     Не  испытывая сильного давления  ни со стороны покупателей,  ни со стороны

конкурентов,  многие  английские  компании  вступили  на  беззаботный   путь

медленного  сползания  с  занимаемых  позиций  на  рынке.  Спрос  сокращался

медленно  в  силу  верности  постоянных  покупателей.   За   рамками   сферы

производства  и  сбыта  высокотехнологичных  товаров  производство   обычной

продукции все  более ориентировалось на покупателей,  чувствительных  к  цене

товаров. Сокращение вложений в производство приводило  в  конечном  счете  к

ограничению  финансовых  возможностей,  при  этом  ослабевали  и  финансовые

подпорки для  приоритетных отраслей.

     Конкуренцию  ограничивали и низкие темпы   формирования  нового  бизнеса.

Некоторые из тех  же факторов, которые определяли  выбор  жизненных  целей  и

карьеры в сложившихся  компаниях, подрывали сами  устои  предпринимательства.

Основывать же и развивать бизнес  ради  богатства  не  было  привлекательным

делом для высших классов английского общества или  тех, кто стремился  к  ним

принадлежать. Попытки  создания новых сфер  предпринимательства  сдерживались

к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.

     Многие  компании  и  отрасли  основывались  аутсайдерами.   Одни   были

выходцами  из  низших  слоев  общества.  Другие,  как  лорд  Бивербрук,   Ян

Макгрегор, а в  последние годы и Руперт Мер  док,  Роберт  Масвелл  и  братья

Саачи,  прибыли  из  других  стран  и  не  были  закомплексованы   царившими

понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас  с  опасением  и  страхом,

эти предприниматели  разворошили и встряхнули тяжелые  на  подъем  английские

отрасли бизнеса. К  сожалению,  однако,  многие  дельцы,  достигшие  успеха,

стремились усвоить  манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса.

     Традиционно  английское правительство занимает  позицию невмешательства в

развитие  экономики,  что  во  многом   напоминает   позицию   американского

правительства. В  течение многих десятилетий доминировали представления,  что

проблемы конкуренции  не существует,  что  вмешательство  в  функционирование

рынка неизбежно  приводит к разного рода осложнениям.  Управление  совокупным

спросом, воздействие  на величину учетной ставки с тем, чтобы  контролировать

уровень  инфляции  и  биржевые  цены,  -  вот  главные   рычаги   английской

экономический   политики,   свидетельствующие   о   ее    ориентировке    на

макроэкономические,  а  не   микроэкономические   аспекты   этой   политики.

Доминирующей силой  в ее проведении остается  министерство  финансов,  причем

наращивание конкурентоспособности  отнюдь  не  главная  его  цель.  Открытие

залежей нефти  и газа в Северном море, хотя и  приведшее  к  разрушению  цикла

девальвации  и  созданию  стимулов  к  подъему   английской   промышленности

посредством  упрочившегося  курса  фунта  стерлингов,  еще  более  задержало

проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в  промышленности

и хроническая  безработица создали трудности  со сбором налогов, что,  в  свою

очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие  области

формирования благоприятных  факторов.

     Даже  там,  где  правительство   пыталось   поддержать   промышленность,

принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны.  Такие  действия

с его стороны, как прямое вмешательство,  выделение  субсидий,  консолидация

отраслей и протекционизм, отражали  лишь  ошибочность  его  представлений  о

конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е  годы  Корпорация  по

реорганизации  индустрии  следовала  в  своей  деятельности  ложной  теории,

согласно которой  поощрение английских  компаний  к  слиянию  друг  с  другом

приведет к появлению  в их лице конкурентов мирового уровня.

     Все   попытки   консолидации   таких   отраслей,   как   сталелитейная,

автомобильная,   станкостроительная   и   компьютерная,   окончились   явным

провалом. Программа  научно-исследовательских разработок  (НИР)  в  интересах

промышленности, представляющая собой  одну  из  немногих  реальных  программ

правительства  с  целью  успокоить  общественность,   встревоженную   спадом

производства,  оказалась  гибельной.  Английское  правительство   попыталось

отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на  их

внедрение.  Но  большинство  из   них   оказались   неудачными.   В   стране

отсутствовали   необходимые   предпосылки   для    появления    конкурентных

национальных отраслей. Даже если  бы  были  достигнуты  технические  успехи,

немногие из них  дали бы коммерческий эффект. Равным образом  была  неудачной

и региональная политика,  поскольку  субсидии  для  привлечения  вложений  в

кризисные  регионы  игнорировали  отсутствие  благоприятного   конкурентного

"ромба", наличие  которого могло бы оправдать   эти  вложения  в  перспективе.

Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании