Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат
Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.
промышленности интенсивно развивается производство кислот, щелочей,
красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина,
искусственных волокон, удобрений. Высокопродуктивное мясомолочное
животноводство, птицеводство - традиционные отрасли сельского хозяйства
Англии. Видное место занимает овцеводство. Из зерновых культур широко
распространены овес и ячмень. Посевы пшеницы производятся лишь в восточной
части страны. Почти треть обрабатываемой земли занята под кормовыми травами
и корнеплодами. В Великобритании широко развиты практически все основные
виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной,
авиационный. Большое значение для Великобритании, как островной державы,
имеет морской транспорт. В английском флоте преобладают быстроходные суда,
подавляющая часть которых является собственностью частных компаний. До сих
пор в стране еще преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение импорта
над экспортом, хотя этот разрыв в последнее время значительно сократился.
Покрытие торгового дефицита происходит во многом и за счет т.н.
"невидимого" экспорта: доходов от заграничных капиталовложений,
судоходства, международных финансовых операций, высокие таможенные пошлины
и т.п. Денежная единица страны - фунт стерлингов. 1 ф.ст. = 20 шиллингам, 1
шилл. = 12 пенсам. Великобритания - парламентская монархия. Глава
государства - королева (в н.вр. Елизавета II, вступившая на престол
6.11.1952 г.) или король. Законодательный орган - двухпалатный парламент
(палата общин и палата лордов). Исполнительная власть осуществляется
правительством (кабинет министров). Сословная монархия и английский
парламент оформились во второй половине 13 века. Политические партии –
тори, и виги оформились в конце 17 века. В середине 19 века они
трансформировались соответственно в Консервативную и Либеральную партии.
Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде
единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат
важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших
судебных органов (прецедентное право). Среди существующих законов большое
конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215 года, Билль
о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679 г., Закон о престолонаследии
1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправлении правосудия, законы,
касающиеся избирательной системы и др. Королева (король) считается главой
вооруженных сил, ведает внешними сношениями, созывает и распускает палату
общин, объявляет войну и заключает мир, присоединяет или уступает
территорию государства. Эти права в настоящее время стали в значительной
степени номинальными. Монархи царствуют, но уже практически не управляют.
Палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови,
представителей пэров Шотландии, пожизненных ирландских пэров и высших
духовных и судебных сановников. Численный состав палаты законом не
установлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участие около 80-
90 человек. Юридически законодательным органом является палата общин,
которую часто и именуют парламентом. Она состоит из 630 депутатов,
избираемых прямым и тайным голосованием. Активным избирательным правом
пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 21 год и
проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрации
избирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система. В
состав правительства входят министры, возглавляющие соответствующие
министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств и
выполняющие по указанию премьер-министра определенные поручения, лорд-
канцлер, занимающийся юридическими и конституционными вопросами, лица,
возглавляющие юридические учреждения (генеральный прокурор и др.), а также
парламентские секретари и заместители министров. В правительстве существует
руководящее ядро - кабинет, состоящий из группы министров, отбираемых
премьер-министром. В Англии широко развито профсоюзное движение,
объединенное в своем большинстве в Британский конгресс тред-юнионов.
Большинство профсоюзов в Англии построено по цеховому принципу. Имеются
также профсоюзы, приближающиеся к производственным (железнодорожников,
горняков, докеров и др.). С 1973 года Великобритания член Европейского
Экономического Союза. Внешняя политика Англии традиционно отличается
определенным консерватизмом и некоторой обособленностью принятия решений,
несмотря порой на согласованную в рамках ЕЭС или НАТО ту или иную
стратегическую линию. В последнее время все в большей степени стали
проявляться черты
прагматизма и более
или иных политических решений, в отношениях со странами бывших колоний.
Не испытывая сильного давления ни со стороны покупателей, ни со стороны
конкурентов, многие английские компании вступили на беззаботный путь
медленного сползания с занимаемых позиций на рынке. Спрос сокращался
медленно в силу верности постоянных покупателей. За рамками сферы
производства и сбыта высокотехнологичных товаров производство обычной
продукции все более ориентировалось на покупателей, чувствительных к цене
товаров. Сокращение вложений в производство приводило в конечном счете к
ограничению финансовых возможностей, при этом ослабевали и финансовые
подпорки для приоритетных отраслей.
Конкуренцию ограничивали и низкие темпы формирования нового бизнеса.
Некоторые из тех же факторов, которые определяли выбор жизненных целей и
карьеры в сложившихся компаниях, подрывали сами устои предпринимательства.
Основывать же и развивать бизнес ради богатства не было привлекательным
делом для высших классов английского общества или тех, кто стремился к ним
принадлежать. Попытки создания новых сфер предпринимательства сдерживались
к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.
Многие компании и отрасли основывались аутсайдерами. Одни были
выходцами из низших слоев общества. Другие, как лорд Бивербрук, Ян
Макгрегор, а в последние годы и Руперт Мер док, Роберт Масвелл и братья
Саачи, прибыли из других стран и не были закомплексованы царившими
понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас с опасением и страхом,
эти предприниматели разворошили и встряхнули тяжелые на подъем английские
отрасли бизнеса. К сожалению, однако, многие дельцы, достигшие успеха,
стремились усвоить манеры английского снобизма и отдалиться от бизнеса.
Традиционно
английское правительство
развитие экономики, что во многом напоминает позицию американского
правительства. В течение многих десятилетий доминировали представления, что
проблемы конкуренции не существует, что вмешательство в функционирование
рынка неизбежно приводит к разного рода осложнениям. Управление совокупным
спросом, воздействие на величину учетной ставки с тем, чтобы контролировать
уровень инфляции и биржевые цены, - вот главные рычаги английской
экономический политики, свидетельствующие о ее ориентировке на
макроэкономические, а не микроэкономические аспекты этой политики.
Доминирующей силой в ее проведении остается министерство финансов, причем
наращивание конкурентоспособности отнюдь не главная его цель. Открытие
залежей нефти и газа в Северном море, хотя и приведшее к разрушению цикла
девальвации и созданию стимулов к подъему английской промышленности
посредством упрочившегося курса фунта стерлингов, еще более задержало
проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в промышленности
и хроническая безработица создали трудности со сбором налогов, что, в свою
очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие области
формирования благоприятных факторов.
Даже там, где правительство пыталось поддержать промышленность,
принимаемые меры были неэффективны и подчас кратковременны. Такие действия
с его стороны, как прямое вмешательство, выделение субсидий, консолидация
отраслей и протекционизм, отражали лишь ошибочность его представлений о
конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е годы Корпорация по
реорганизации индустрии следовала в своей деятельности ложной теории,
согласно которой поощрение английских компаний к слиянию друг с другом
приведет к появлению в их лице конкурентов мирового уровня.
Все попытки консолидации таких отраслей, как сталелитейная,
автомобильная, станкостроительная и компьютерная, окончились явным
провалом. Программа
научно-исследовательских
промышленности, представляющая собой одну из немногих реальных программ
правительства с целью успокоить общественность, встревоженную спадом
производства, оказалась гибельной. Английское правительство попыталось
отобрать наиболее эффективные технологии и дать фирмам прямые дотации на их
внедрение. Но большинство из них оказались неудачными. В стране
отсутствовали необходимые предпосылки для появления конкурентных
национальных отраслей. Даже если бы были достигнуты технические успехи,
немногие из них дали бы коммерческий эффект. Равным образом была неудачной
и региональная политика, поскольку субсидии для привлечения вложений в
кризисные регионы игнорировали отсутствие благоприятного конкурентного
"ромба", наличие которого могло бы оправдать эти вложения в перспективе.
Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании