Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 273.25 Кб (Скачать)

Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

I. « Визитная  карточка страны» 
 

      Страна расположенная на Британских  островах у северо-западных берегов

континентальной Европы,  традиционно называется (по имени крупнейшего

острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.

Официально же она именуется Соединенное Королевство  Великобритании и

Северной Ирландии.

      Столица Великобритании и центр  юго-восточной части Англии - Лондон

один из самых  древних городов страны. Средневековый  Лондон - ту его часть,

которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский

замок Тауэр, собор  св. Павла, множество церквей и  монастырей. 

В ХVIII в. были созданы  комплексы самой большой и  красивой лондонской

площади - Гровно-сквер  и самой знаменитой - Трафальгарской, проложена

широкая улица  Парламента, построено здание знаменитого  Британского музея. 

Лондон состоит  из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда.

Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его здание

завершают две  башни: башня Виктории - королевский  вход в парламент и

часовая башня  Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть

города еще сохранила  средневековое переплетение улиц, причем некоторые из

них, как и в  давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и

многочисленные  банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых

центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих

расходиться по домам. Вестминстер - политический и административный центр

столицы и страны. Уэст-Энд с его классическими  симметричными площадями

является центром  столичного сервиса: это район дорогих  магазинов, театров,

ресторанов и  отелей.

      В Великобританию входят три  историческо - географические области:

Англия, Уэльс и  Шотландия. В состав Соединенного Королевства  включается

также Северная Ирландия, занимающая северо-восточную часть  острова

Ирландия. Это-четвертая  область страны. 

Британские острова - самый обширный архипелаг в Европе. В него входят два

больших острова -Великобритания и Ирландия, разделенные Ирландским морем, и

еще 5тыс. малых  островов, среди которых особо  выделяются группы островов на

севере: Гебридские, Орканейские и Шетландские. Южная  оконечность острова

Великобритания - полуостров Лизард- находится на 50 градусов с. ш. , а

самая северная часть  архипелага -Шетландские острова- на 60 градусов с. ш.

Протяженность острова  Великобритания с севера на юг составляет 966км , а

наибольшая его  ширина вдвое меньше. Расположенный  на континентальном шельфе

, Британский архипелаг  отделен мелководным Северным  морем от Швеции, Дании

и узкими проливами  Ла-Манш и Па-де-Кале от Франции. С 1993 года действует

туннель под проливом Ла-Манш. Строительство этого туннеля  можно считать

грандиозным. Достаточно сказать, что общая протяженность  туннеля составляет

49 километров, а  длина галерей, проложенных под  дном пролива-38 километров.

Чтобы добраться  из Лондона до Парижа на поезде надо всего три часа.

"Наконец то  Европа присоединилась к Англии" - так говорят англичане по

поводу Евротуннеля. 

Каждая из историко-географических областей Великобритании отличается

национальным составом населения, имеет свою историю, характерные

географические  черты.

Великобритания  с севера на юг  составляет 966км ,а  наибольшая его ширина

вдвое меньше.  Британский архипелаг отделен мелководным  Северным морем от

Швеции и Дании  и узкими проливами Ла-Манш и Па-де-Кале от Франции.

Современные очертания  береговой линии сложились сравнительно  недавно.

Площадь Соединенного  королевства – 244100 кв. км

     Традиционно  английское правительство занимает  позицию невмешательства в

развитие  экономики,  что  во  многом   напоминает   позицию   американского

правительства. В  течение многих десятилетий доминировали представления,  что

проблемы конкуренции  не существует,  что  вмешательство  в  функционирование

рынка неизбежно  приводит к разного рода осложнениям.  Управление  совокупным

спросом, воздействие  на величину учетной ставки с тем, чтобы  контролировать

уровень  инфляции  и  биржевые  цены,  -  вот  главные   рычаги   английской

экономический   политики,   свидетельствующие   о   ее    ориентировке    на

макроэкономические,  а  не   микроэкономические   аспекты   этой   политики.

Доминирующей силой  в ее проведении остается  министерство  финансов,  причем

наращивание конкурентоспособности  отнюдь  не  главная  его  цель.  Открытие

залежей нефти  и газа в Северном море, хотя и  приведшее  к  разрушению  цикла

девальвации  и  созданию  стимулов  к  подъему   английской   промышленности

посредством  упрочившегося  курса  фунта  стерлингов,  еще  более  задержало

проведение реформ в социальной политике. Однако осложнения в  промышленности

и хроническая  безработица создали трудности  со сбором налогов, что,  в  свою

очередь, ограничило затраты на образование, инфраструктуру и другие  области

формирования благоприятных  факторов.

     Не  испытывая сильного давления  ни со стороны покупателей,  ни со стороны

конкурентов,  многие  английские  компании  вступили  на  беззаботный   путь

медленного  сползания  с  занимаемых  позиций  на  рынке.  Спрос  сокращался

медленно  в  силу  верности  постоянных  покупателей.   За   рамками   сферы

производства  и  сбыта  высокотехнологичных  товаров  производство   обычной

продукции все  более ориентировалось на покупателей,  чувствительных  к  цене

товаров. Сокращение вложений в производство приводило  в  конечном  счете  к

ограничению  финансовых  возможностей,  при  этом  ослабевали  и  финансовые

подпорки для  приоритетных отраслей.

     Конкуренцию  ограничивали и низкие темпы   формирования  нового  бизнеса.

Некоторые из тех  же факторов, которые определяли  выбор  жизненных  целей  и

карьеры в сложившихся  компаниях, подрывали сами  устои  предпринимательства.

Основывать же и развивать бизнес  ради  богатства  не  было  привлекательным

делом для высших классов английского общества или  тех, кто стремился  к  ним

принадлежать. Попытки  создания новых сфер  предпринимательства  сдерживались

к тому же предрассудком, что неудача в деле непростительна.

     Многие  компании  и  отрасли  основывались  аутсайдерами.   Одни   были

выходцами  из  низших  слоев  общества.  Другие,  как  лорд  Бивербрук,   Ян

Макгрегор, а в  последние годы и Руперт Мердок  ,  Роберт  Масвелл  и  братья

Саачи,  прибыли  из  других  стран  и  не  были  закомплексованы   царившими

понятиями и предрассудками. Воспринимаемые подчас  с  опасением  и  страхом,

эти предприниматели  разворошили и встряхнули тяжелые  на  подъем  английские

отрасли бизнеса. К  сожалению,  однако,  многие  дельцы,  достигшие  успеха,

стремились усвоить  манеры английского  снобизма  и  отдалиться  от  бизнеса.

Даже там, где  правительство пыталось поддержать промышленность,  принимаемые

меры были  неэффективны  и  подчас  кратковременны.  Такие  действия  с  его

стороны,  как  прямое  вмешательство,   выделение   субсидий,   консолидация

отраслей и протекционизм, отражали  лишь  ошибочность  его  представлений  о

конкуренции. Основанная правительством Вильсона в 60-е  годы  Корпорация  по

реорганизации  индустрии  следовала  в  своей  деятельности  ложной  теории,

согласно которой  поощрение английских  компаний  к  слиянию  друг  с  другом

приведет к появлению  в их лице  конкурентов  мирового  уровня.  Все  попытки

консолидации   таких    отраслей,    как    сталелитейная,    автомобильная,

станкостроительная  и  компьютерная,  окончились  явным  провалом.  Программа

научно-исследовательских  разработок  (НИР)  в   интересах   промышленности,

представляющая  собой одну из  немногих  реальных  программ  правительства  с

целью   успокоить   общественность,   встревоженную   спадом   производства,

оказалась гибельной. Английское правительство попыталось  отобрать  наиболее

эффективные технологии и дать фирмам прямые  дотации  на  их  внедрение.  Но

большинство из них  оказались неудачными. В стране отсутствовали  необходимые

предпосылки для  появления конкурентных национальных отраслей. Даже  если  бы

были достигнуты технические успехи, немногие из  них  дали  бы  коммерческий

эффект. Равным образом  была неудачной  и  региональная  политика,  поскольку

субсидии  для  привлечения  вложений  в   кризисные   регионы   игнорировали

отсутствие благоприятного конкурентного "ромба", наличие  которого  могло  бы

оправдать эти  вложения в перспективе. Лишь  немногие  проекты  правительства

дали длительный ощутимый результат.

     Резкие  повороты в технической и экономической   политике  происходили  и

при  последующих  правительствах.   Приходившим   к   власти   консерваторам

досаждали  выступления  рабочих,  и  продолжалось  это  до  тех  пор,   пока

правительство М. Тэтчер не сломало эту тенденцию. Правительства  лейбористов

стремились приспосабливать  свою политику к требованиям  профсоюзов,  но  это

вело  к  утрате  экономической  гибкости.  Вериги  системы   государственной

собственности подрывали  конкуренцию  и  динамизм  в  отраслях,  подчиненных

правительству или  с ним связанных.  Разительные  расхождения  программ  двух

партий  срывали  и  без   того   редкие   попытки   частных   фирм   строить

долговременные  планы производства. Зачем вкладывать  средства  в  завтрашние

проекты, если завтрашний  день  "может  принести  высокие  налоги,  а  то  и

национализацию?

     Для  ряда отраслей, преимущественно  из сферы услуг, политика английского

правительства в  силу самого ее отсутствия была явно положительным  фактором.

Необычно слабая степень регулирования сверху  позволяла  избежать  отдельных

Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании