Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 273.25 Кб (Скачать)

промышленников. Небольшое  число огромных компаний контролирует в них

практически все  производство. Самые крупные промышленные монополии страны -

"Империал Кемикал  Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и

"Дженерал Электрик  компани", в которых занято  по 200 тыс. человек. 

Основная часть  промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами  этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и

центральная часть  Шотландии. 

Те районы, в  которых развивались старые производства и традиционные

отрасли, стали  отстающими или депрессивными. Это  большая часть Шотландии,

Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-

запада Англии. 

В течение последних  лет британское правительство стремится  проводить

региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в  чрезмерно разросшихся

конурбациях, а  с другой - на содействие подъему  старых промышленных районов

с большой долей  традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения

в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,

выплаты налогов  и т. д. 

Все эти меры несколько  уменьшили территориальную концентрацию

промышленности. Благодаря  разгрузке столичных агломераций, прежде всего

Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а  также развитию новейших

отраслей в отстающих  районах несколько изменилась и  территориальная

структура промышленности. 

Однако в целом  региональная политика не принесла ожидавшихся  результатов из-

за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические

трудности в отстающих  районах остались в основном прежними. Не удается

остановить сдвиг  населения и производительных сил  на юг. Региональная

политика не может  также решить острых социальных проблем  отстающих районов,

и прежде всего  сократить безработицу. В 1970-х годах  все больше усиливается

борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок

докеров и шахтеров в этот период показали, что при  решении региональных

проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят  далеко не на первом

месте. Главная  отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании -

добыча каменного  угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г.

британский уголь  господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г. , когда

его было добыто рекордное  количество - 287 млн. т. , добыча неуклонно

снижается. 

Добыча угля в  течение столетий полностью обеспечивала хозяйство

Великобритании  топливом. Каменный уголь шел и  на экспорт. Угольные бассейны

стали ядрами формирования большинства промышленных районов  страны. В то

время как новейшие отрасли промышленности развивались  на основе последних

достижений науки  и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн

старыми методами. Нефть становилась все более  серьезным конкурентом угля.

Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это

приводило к уменьшению его потребления. Использование  природного газа,

новых методов  выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще

большему сокращению потребления этого вида топлива. 

Тем не менее уголь  все же остается одним из ведущих  видов топлива в стране.

Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая  только нефти,

дающей почти  половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских

островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним

следует Нортумберленд-Даремский  и Северо-Западный. 

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось  в последние годы в

связи с повышением мировых цен на нефть. 

Британская нефтеперерабатывающая  промышленность пока еще зависит  от импорта

сырой нефти и  нефтепродуктов. Скважины в Восточном  Мидленде дают ежегодно

менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного  моря - новая,

процветающая отрасль  промышленности в стране. Сырая нефть  вводится из

Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,

Нидерландов и  Венесуэлы. 

Крупнейшие нефтеперерабатывающие  заводы расположены у глубоководных  морских

портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять

заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также

крупный завод  в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От

месторождений Северного  моря к нефтеперерабатывающим заводам  в устье р. Тис

и в заливе Ферт -Оф-Форт проведены нефтепроводы. 

По проложенному на дне Северного моря газопроводу  газ достигает восточного

побережья острова  Великобритания в районе Исингтона  и Йоргшире. В

британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений  природного

газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ

поступает из природных  источников. 

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер  каолина (белой глины,

из которой делают фарфор); здесь в очень крупных  масштабах добывают и

другие виды глины  для керамической промышленности. Есть перспективы добычи

вольфрама, меди и  золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже,

что в будущем  Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком  поясе, который

начинается у  города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь

Восточный Мидленд  до города Банбери на юге. Руда здесь  низкого качества,

кремнеземистая  и содержит всего 33% металла. Потребность  в железной руде

покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании. 

Великобритания  полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86%

электроэнергии  производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2%

- гидроэлектростанциями.  Подавляющее число ТЭС работает  на угле, однако в

последние годы часть  из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС

(мощностью более  1 млн. кВт) находятся на р.  Трент и около Лондона. 

Гидростанции, как  правило, небольшие, расположены они  в основном на

Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено  строительство

единой системы  электропередач ("Супергрид") с  большим напряжением. 

Больше всего  энергии потребляет одна из ведущих  отраслей британской

промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место

в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь  страны производится

государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия  Великобритании

развивалась в  благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду

часто содержали  сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости.

Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на

Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых

развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг

от друга и  от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из

других районов  страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз

готовой продукции. 

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве

сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные  заводы обычно

"привязаны"  к основным промышленным центрам  как к источникам сырья и  рынкам

сбыта готовой  продукции. 

Британская цветная  металлургия - одна из крупнейших в  Европе. Она работает

почти целиком  на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов

тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного

превысил экспорт  чугуна и стали. Великобритания - также  один из основных

поставщиков таких  металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий

и др. , которые  используются в атомной промышленности, в самолетостроении и

электронике. Главные  покупатели британских цветных металлов - США и

Германия. 

Главный район  цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких

предприятий специализируется на производстве проката, литье и  обработке

цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три

крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у

города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они

обеспечивают более  половины потребности отрасли в  первичном алюминии.

Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с

американскими и  канадскими алюминиевыми компаниями. 

В самой крупной  отрасли британской промышленности - машиностроении работает

1/4 всех занятых  в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное

машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств

транспорта, принадлежит  американским компаниям, которые закрепились  на

Британских островах после второй мировой войны. Предприятия  этой отрасли

имеются практически  во всех районах и в большинстве  городов Великобритании. 

Великобритания - самый крупный в мире экспортер  грузовых автомашин. Широко

известна серия  машин повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные

покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР. Почти

все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются  несколькими

крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной

американской компании "Крайслер Ю. К. " и дочерними  американскими фирмами

"Воксхолл" и  "Форд". Первым крупным районом  автомобилестроения на

Британских островах стал Западный Мидленд с центром  в Бирмигеме. Вторым

Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании