Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов
континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего
острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 273.25 Кб (Скачать)

теперь почти 4/5 населения страны. Провести границу  между городскими и

сельскими поселениями  в такой высоко урбанизированной стране, как

Великобритания, трудно. Многие деревни превратились в "спальни" близлежащих

городов: сельские жители ежедневно ездят в города на работу. Всего в

Великобритании  около тысячи городов. Половина городских  жителей страны

концентрируются в семи конурбациях. Одна из них - Центральный  Клайд сад (1,

7 млн. человек) - находятся в Шотландии, а остальные  в Англии. Это Тайнсад,

в котором проживает 0, 8 млн. человек, Западный Мидленд (2, 4 млн. ), Юго-

восточней Ланкашир (2, 3 млн. ), Западный Йоркшир (1, 7 млн. ),

Мерснсайд(1, 3 млн. ) и Большой Лондон(7 млн. ). Свыше 1/10 горожан живет в

городах с население  более 200 тысяч человек в каждом, из них Шеффилд и

Эдинбург имеют  более чем по полмиллиона жителей. К средним в Великобритании

относится 75 городов  с население от 50 до 100 тыс. человек. Пять конурбаций

и половина всех больших  и средних городов страны сконцентрированы в

промышленном поясе  вдоль оси Лондон-Ливерпуль, который  часть называют

мегалополисом. 

Одно из последствий  развития конурбаций и особенно их центральных городов -

непомерно высокая  скученность населения. В связи  с этим предпринимаются

меры по их разгрузке: часть избыточного населения  переселяется в пригороды

или в новые  расширяющиеся средние города. 

В "иерархии" британских городов Лондон, несомненно, занимает первенствующее

положение как  столица, главный политический и  культурный центр страны, один

из её крупнейших примышленных центров, самый большой  морской порт и ведущий

город наиболее важного  экономического района Великобритании - Южной Англии.

Кроме Лондона  многие "столичные" функции выполняют  ещё 10 городов

Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как столицы  соответственно

Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд,

Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - как центральные  города

конурбаций и  региональные центры. Кроме того свыше 150 городов по

численности жителей  и той роли, которую они играют в жизни близлежащих

территорий, стоят  выше основной массы городов. Эти  города называются

"сити", все  же остальные - "таун". 

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь

важное место, как  в Великобритании, в которой из 100 больших городов 44

приморские. Лондон возник прежде всего как морской  порт для торговли с

континентальными  европейскими государствами; через  Гуль (Халл) издавна

велась торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль

служили "воротами в Новый свет. Вблизи крупных промышленных центров

располагаются приморские города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона,

Блэкнул - у Ланкширского угольного бассейна, Скарборо - на побережье

Йоркшира. Вся первоначальная застройка тяготела к морю. У побережья

строились все  специализированные квартиры и уже  дальше - жилье. 

Намного быстрее, чем остальные города, в последние  два столетия возле

угольных и железорудных месторождений росли крупнейшие промышленные центры:

Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо  и др.

Развивающаяся промышленность требовала все больше рабочих  рук, и рабочие

кварталы, спешно застраивавшиеся спекулянтами, часто  с самого начала были

трущобами. Дома для  рабочих строились по единому  стандарту. Чаще всего это

однообразные "террасы" - ряды стоящих впритык однотипных домов.

Монотонность рабочих  кварталов в промышленных городах  нарушается лишь

огромными закопченными зданиями фабрик и заводов, складами и

газораспределительными  станциями. Железная дорога здесь, как  правило, идет

до самого центра города и служит как бы его "скелетом". Старые кварталы

промышленных городов  обрастают новой застройкой, в  которой промышленная

зона отделена от жилой. До самого последнего времени  все города

Великобритании  росли преимущественно вширь, так  как малоэтажная застройка

дешевле и больше соответствует вкусам и традициям  британцев. До сих пор еще

некоторые неохотно селятся в многоквартирных домах, поскольку это означает

жить без своего, пусть даже крошечного, садика. Города все более расширяют

территорию за счет роста пригородов, поглощая и  без того дефицитные

земельные ресурсы. Только в последнее десятилетие  в британских городах

стали появляться многоэтажные многоквартирные дома, однако жилье в них

очень дорого. Поэтому  большинство британцев продолжает жить в старых домах,

многие из которых  были построены еще в прошлом  веке. Острых жилищных

кризис, сопровождаемый ростом квартирной платы, - одна из наиболее

серьезных социально-экономических  проблем страны. 

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В

низменной восточной  части Англии население живет  преимущественно в

деревнях. Формы  деревень разнообразны: чаще звездчатого  плана, реже

рядовой, уличной  планировки. 

Самая плотная  сеть деревень - в северо-восточном  Йоркшире, где они часто

находятся не далее 2, 5 км. друг от друга. Исключительно  высока плотность

сельских и полусельских поселений в основном промышленном поясе страны и

вокруг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут

рабочие, занятые  на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с

деревнями, хуторами и отдельными фермами.

ХОЗЯЙСТВО. 

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в

международном разделении труда выступает как поставщик  промышленной

продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном

мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-

фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового

национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% -

от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную  торговлю,

страхование, банки  и другие финансовые учреждения, здравоохранение  и

образование. Доля сферы обслуживания в валовом  национальном продукте

увеличивается значительно  быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности,

которая даже несколько  снижается. Уменьшилась также доля сельского

хозяйства - до 3% и  добывающей промышленности - до 1, 4%. 

Для развития экономики  Великобритании исключительное значение имеет вывоз

промышленных товаров  и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые

вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода

британских международных  монополий был и остается вывоз  капитала в другие

страны. 

С образование  мирового социалистического лагеря и независимых национальных

государств в  Азии, Африке и Латинской Америке  многие связи британского

капитала оборвались, но общие размеры заграничных  инвестиций Великобритании

растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст. 

С переориентацией  британской промышленности на новейшие отрасли для ее

развития внешний  рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила.

В последнее время  этот рынок британские монополии  находят в развитых

капиталистических странах, доля которых в вывозе британского  капитала

превысила 3/5. Все  еще велик экспорт капитала Великобритании в

развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого

в эти страны западноевропейскими  государствами. В то же время быстро растут

вклады иностранных  монополий в экономику Великобритании. 

Национализация  по-капиталистически, проведенная в  конце 40-х годов в

электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и

в автомобильном  транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные

компенсации с  ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих

отраслей. Именно поэтому многие национализированные  предприятия работали с

убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом

экономии отказывали в повышении зарплаты. 

Потеряв почти  все свои колонии, Великобритания утратила многие

экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими  мировыми

месторождениями - цветных металлов, нефти, важными  источниками натурального

каучука, дешевой  сельскохозяйственной продукции, гарантированные  рынки

сбыта промышленных товаров и безграничные возможности  вывоза капитала на

все континенты. Будучи должником США и их "младшим" партнером и взяв на

себя значительные расходы по НАТО, Великобритания вынуждена  мириться с

проникновением  в ее экономику американского  капитала, роль которого

возрастает с  каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются

преимущественно в быстро развивающиеся современные  отрасли промышленности.

Американскими фирмами  выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и

такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых  разведкой

месторождений нефти  и газа в Северном море - также  американские.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. 

Промышленность  Великобритании дает 1/3 валового национального  продукта, на

нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье

и все более  ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для

Великобритании  характерен быстрый рост современных  отраслей, использующих

прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее

оборудование и  совершенные методы управления, с  другой - отставание старых

традиционных отраслей. к первой группе относятся электроника, новейшие

отрасли общего и  точного машиностроения, большинство  отраслей химической

промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная

промышленность, судостроение, черная металлургия. 

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к

созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений

Информация о работе Историчекое, экономико-географическое положение Великобритании