Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:55, курсовая работа
Территория Сергиево-Посадского района - 1999,8 квадратных километра. Население составляет 229 тысяч человек. На территории района расположено 4 города: Сергиев Посад, Краснозаводск, Хотьково, Пересвет. В настоящее время Сергиев Посад является административным центром Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейшим административным, промышленным, культурным и туристическим центром Подмосковья, жемчужиной "Золотого Кольца" России. Город располагается на удобных транспортных пересечениях с Москвой и регионами России, прекрасные автомобильные дороги и железнодорожные сообщения способствуют развитию города и района.
Введение 3
1. Общие сведения о городе 4
1.1. Географическое положение 4
1.2. Население и его рекреационные потребности 5
2. Троице – Сергиева лавра 7
2.1 Троицкий собор 7
2.2 Духовская церковь 9
2.3 Колокольня Троице-Сергиевой лавры 10
2.4 Успенский собор 10
2.5 Сушильная башня (XVI – XVII вв.) 10
2.6 Матрешка 11
2.7 Сергиево-Посадская игрушка 11
3. Покровский Хотьковский ставропигиальный женский монастырь 15
3.1 История создания 15
3.2 Архитектура монастыря 18
4. Паломничество 20
4.1 Паломничество и туризм 20
4.2 Традиция паломничества на Руси 21
Заключение 22
Список литературы 24
2.5 Сушильная башня (XVI – XVII вв.)
Сушильная
башня находится в восточной монастырской
стене, между Успенскими воротами и угловой
Уточьей башней. Сооруженная в середине
XVI в., башня дошла до нас почти без изменений.
Завершавший ее в XVII в. высокий шатер со
сторожевой вышкой восстановлен в 1971 г.
Высота башни до карниза составляет 15
м, размер башни в плане – 14х9 м. В стенах
этой четырехъярусной башни было сделано
50 бойниц. Свое название башня получила
от располагавшегося в ней хозяйственного
помещения – сушила.
2.6 Матрешка
Сергиев Посад - родина русской матрешки. Изобретателем матрешки считают Василия Петровича Звездочкина, который работал в Московской мастерской при магазине «Детское воспитание» в 1899 году. Владелец магазина А.И. Мамонтов, брат мецената, требовал от мастеров творческого поиска и новых форм. Звездочкин попробовал, увидев в журнале «подходящую чурку», выточить по ее образцу человеческую фигурку. Мамонтов одобрил новшество и отдал фигурку на роспись. Игрушку отобрали на Парижскую выставку 1900 года, после которой А.И. Мамонтов получил на нее заказ, и дело пошло. Образцы распространили по всем кустарям посада. Так, благодаря инициативе А. И. Мамонтова и творчеству мастеров появилась на свет и обрела массовый характер русская матрешка.
Сергиев Посад также славен своим Музеем игрушки, обладающим редчайшей коллекцией. Недаром город называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры – значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам. Монастырь не отставал от местных промышленников. В экспозициях музея прослежена история русской игрушки, здесь есть возможность провести экскурсию в область детской культуры многих зарубежных стран.
Окруженный густым краснолесьем, расположился на горе Маковец Троице-Сергиев монастырь. Основанный в середине XIV века, монастырь постепенно превратился в крупный хозяйственный организм. Вокруг монастыря возник посад, населенный в основном безземельными ремесленниками, среди которых было и немало игрушечников. Их изделия охотно покупали и разносили во все концы России.
Во время
поездки первым делом мы зашли
в известный музей игрушки
и там увидели превосходные работы
современных мастеров, а также игрушки,
дошедшие до нас с самой древности. Самой
известной из них является простой деревянный
медведь с веревочкой внизу. При подёргивании
этой игрушки возникают обыкновенные
механические движения рук и ног зверюшки.
По слухам, эта игрушка принадлежит самому
Сергию Радонежскому! Она была его любимой
игрушкой, так как по преданию сам Сергий
кормил медведя приходящего к нему хлебом
или другими продуктами. Работница этого
замечательного музея при помощи ребят
показала сказку про создание русской
игрушки. В этой сказке принимали участие
не только старинные работы, но и работы
современных мастеров. Здание, в котором
располагается музей очень старое и поэтому
также заслуживает внимания. Первый этаж
– деревянный, а второй – каменный. На
втором этаже располагается музей. Вся
атмосфера здания возвращает вас в
тот мир, в котором жили купцы, князья
и цари.
Заключение
Сергиев-Посад по-настоящему представляет собой интерес для туристов. На главную достопримечательность города – Троице-Сергиеву Лавру приезжают посмотреть со всех уголков планеты. Ежегодно это место посещают множество туристов! Люди приходят сюда не только для того, чтобы посмотреть на великие архитектурные сооружения, но и поставить свечки за любимых, родных, дорогих им людей! Попросить у Бога помощи, помолиться и поверить в собственное исцеление! Прикоснуться к мощам святых для помощи в жизни сюда приходит каждый. По преданиям мощи помогают людям в изучении иностранных языков, в семейной жизни, а также помогают поддержать здоровье! И самое главное не в том, что человек ждёт помощи только от Бога и полностью надеется на него, а надеется на свои старания, на собственные усилия, а помощь придёт лишь тогда, когда это тебе действительно необходимо. Монастырь и все прилегающие к нему архитектурные ансамбли поражают своей красотой и величием. Они поистине заставляют сердце человека замирать или биться бешеным ритмом. Войдя в монастырь, тебе не хочется произносить никаких слов, а лишь хочется созерцать всю красоту и грандиозность творений великих мастеров.
Все эти
выводы говорят о том, что город
расцветает с каждым новым днём и у
него есть все основания для того, чтобы
развиваться и привлекать всё больше
людей со всего мира!
Хотьковский монастырь (Хотьков) один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, русская знать, а также простые россияне. В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости лавры. Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного их самых почитаемых русских святых – Сергия Радонежского. В память о завещании Сергия Радонежского паломники стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей.
Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого – ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335 – 1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 они были причислены к лику святых. Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.
Обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии, православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям, молят о рождении хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества, просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей.
Кирилл и Мария были благочестивыми христианами. До пострижения в монахи Кирилл считался одним из самых именитых, богатых ростовских бояр. Но к старости Кирилл обнищал, фактически потерял все свое состояние. Он был вынужден часто сопровождать ростовского князя в Орду, много пришлось ему тратиться и на ликвидацию последствий многочисленных ордынских нападений, на его родную ростовскую землю, дополнительных трат также требовала борьба с тяжелым голодом. После присоединения Ростовского княжества к Московскому Кирилл с семьей переселился в Московское княжество, в село Радонеж. Так Кирилл стал слугой великого Московского князя и достойно служил ему. Его жена Мария всегда была добропорядочной христианкой, строго исполняла все православные правила, в большей мере именно благодаря ей православные моральные нормы стали основой жизни их детей. Кирилл и Мария понимали важность образования и всех своих сыновей отправили учиться. Со временем они одобрили супружество обоих сыновей и стремление Варфоломея полностью посвятить свою жизнь Господу Богу, но убедили его принять монашество только после их кончины, так как при их почтенном возрасте и болезнях они нуждались в его постоянной заботе. Кирилл и Мария радовались желанию их младшего сына Варфоломея стать монахом, но они дали ему своего рода урок. Вначале нужно думать не о реализации своих собственных желаний, а о выполнении общечеловеческих обязанностей, быть с теми, кто нуждается в помощи и защите.
В
Хотьковский монастырь
В Древней Руси, в том числе в Московском княжестве, монастырей было мало. Из–за их недостатка в Хотьковском монастыре в то время были отделения и для монахов, и для монахинь. Монастырь объединял мужскую и женскую монашескую общины. В 1504 г. Соборное определение запретило жить в одном монастыре мужчинам и женщинам. В 1504 г. монастырь стал женским, в то время в нем были две деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1554 г. Хотьковский монастырь был приписан к Троицкому монастырю. В 1609 – 1610 гг. Хотьковский монастырь сильно пострадал от польско–литовской интервенции и фактически полностью был сожжен. В 1640 г. в монастыре построили первый каменный собор.
По преданию, царь Петр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек, которые вскоре стали замечательными мастерицами. С XVIII в. Хотьковский монастырь славился плетением из кружев, прядением особо тонких нитей, вышивкой шелком и золотом. Изделия хотьковских мастериц можно было купить в самом монастыре; расходились они на продажу.
До 1840-х гг. Хотьковский монастырь был особножительным - каждая монахиня обеспечивалась в зависимости от ее труда на благо обители и от личного вклада при поступлении в нее.
С начала XIX в. Хотьковский монастырь стал выполнять новые для него функции, он стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для женщин. Сюда переводили монахинь из других монастырей, обвиненных в непослушании и несмирении; сюда насильно помещали женщин-мирянок, осужденных на «монашеское заключение». Всем этим женщинам назначалось послушание в иконописной мастерской, в церковно-приходской школе, на скотных дворах, гостинице, оранжереях.
Ежегодно
в октябре под стенами
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители. В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря отдали детской колонии, в 1921 г. официально закрыли. Но даже после закрытия монастырь существовал под названием «трудовой артели кустарных изделий». Вначале 1930-х гг. закрыли продолжавшие еще работать монастырские храмы. Монастырь как религиозный центр постепенно угасал. В середине 1920-х гг. закрыли Никольский собор, а в 1935 г. - Покровский собор. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.
Архитектурный комплекс Хотьковского монастыря в советский период в значительной мере утратил свою историко–культурную и художественную значимость. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, а также драгоценные камни были конфискованы, судьба их неизвестна. Монастырские здания были перестроены или разрушены, снесли даже архитектурно – художественную доминанту монастыря – колокольню. Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг. В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском соборе состоялся первый молебен.
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной церкви. Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 года.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты – мальчики и девочки до 8 лет. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
На территории монастыря организован музей. Особый интерес в нем представляет коллекция шкатулок, расписная посуда, деревянные игрушки, расписанные пасхальные яйца. Росписи всех этих вещей делают монахини и послушницы монастыря. Многие из них хотят учиться в иконописной мастерской Троице – Сергиевой лавры, но конкурс на поступление туда очень большой.
В
наши дни возрожден благочестивый
обычай: паломники, направляющиеся в
Троице – Сергиеву лавру, стараются
посетить обитель в Хотьково и поклониться
гробнице родителей Сергия Радонежского
в нынешнем Покровском храме.
Покровский собор, или собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был сооружен в 1811-1816 гг. на месте предшествовавшего каменного собора. Собор был построен в стиле классицизма, он пятиглавый (однокупольный, с четырьмя декоративными главками) бесстолпный. Это кирпичное отштукатуренное здание с белокаменными деталями. Собор реставрировали в 1980-х гг., тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Настенные росписи 1893 г. были забелены. Собор был возрожден в 1989 г., его иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
Никольский собор поражает своими массивными формами. Он был построен на месте небольшой теплой церкви. Никольский собор был построен в 1900-1904 гг. в русско-византийском стиле по проекту арх. А.А. Латкова, он рассчитан на 1200 человек. Собор сложен из кирпича и побелен по обмазке. Этот высокий храм имеет обширное пространство, поражает приходящих в него своей величественностью.
Трехчастные Святые ворота были сооружены из кирпича в середине XVIII в. в северной монастырской стене, в 1791 г. их надстроили церковью Рождества Иоанна Предтечи. Это двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора; он завершен фронтонами. Святые ворота – единственный в этом монастыре памятник архитектуры барокко.