Государственное регулирование цен: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы, одна из главных ролей принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло так же определенные функции и в сфере экономики. Например, в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, но каждое государство с различной степенью вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.
Необходимость государственного регулирования………………………3-4 стр.
Цели и средства государственного регулирования цен………………...5-11стр.
Формы и методы воздействия государства на цены…………………..12-16стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Список литературы………………………………………………………...18 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат Катя.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, которое закупается исключительно или преимущественно государством.

      Политика  регулирования цен в сфере естественных монополий является одним из важных условий для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

        Органы исполнительной власти  субъектов Федерации осуществляют  государственное регулирование  цен на продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий. Сюда относятся электро и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

А так  же имеется перечень услуг таких как: транспортные, снабженческо-сбытовые и торговые организации, и органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси и др.

  К  продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти входят:

- газ  природный (кроме реализуемого  населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению)

- продукция  ядерно-топливного назначения

- электроэнергия  и теплоэнергия.

Существуют  тарифы, которые регулируются Федеральной  энергетической комиссией:

- перекачка,  перевалка и налив нефти;

- продукция  оборонного значения;

- драгоценные  металлы и драгоценные камни;

- протезно-ортопедические  изделия;

- перевозки  грузов, погрузочно-разгрузочные работы  на железнодорожном транспорте (кроме  перевозок в пригородном сообщении);

- обслуживание  воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

- отдельные  услуги почтовой и электронной  связи, услуги связи по трансляции  программ Российских государственных  телерадиоорганизаций по перечню,  утверждённому Правительством РФ.

Существует  перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ:

- газ  населению и жилищно-строительным кооперативам;

- электроэнергия  и теплоэнергия;

- топливо  твердое, топливо печное бытовое  и керосин, реализуемые населению;

- перевозки  пассажиров и багажа всеми  видами транспорта в городском  (включая метро) и пригородном  сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

- оплата  население жилья и коммунальных  услуг;

- ритуальные  услуги;

- услуги  водоснабжения и канализации;

- торговые  надбавки к ценам на лекарственные  средства и изделия медицинского  значения;

- услуги  почтовой и электронной связи  по перечню, утверждённому Правительством РФ;

- перечень  услуг транспортных снабженческо-сбытовых  и торговых организаций, по  которым органам исполнительной  власти субъектов РФ предоставляется  право вводить государственное  регулирование тарифов и надбавок;

- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

- наценки  на продукцию (товары), реализуемые  в предприятиях общественного  питания при общеобразовательных  школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях и т. д.

       В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.

      Права органов исполнительной власти в  части регулирования цен в  значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

      Расширение  прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.3

        К  Целям государственной экономической политики можно отнести:

1) поддержание  сбалансированного общественного  производства; 

2) стимулирование  роста производства;

3) обеспечение  полной занятости;

4) повышение  эффективности общественного производства;

5) справедливое распределение дохода;

6) стабильность  цен, следовательно, не допущение  инфляции;

7) сохранение  природной и окружающей среды  и т.д.

          Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. Иногда между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот здесь-то и возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

      Государство может ставить перед собой любые цели, но для того чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей. А подобных случаев бывает много. Такими средствами являются: государственный бюджет, государственная собственность, законодательное творчество, информация, внешняя торговля силовые структуры.

      И наконец, государство вырабатывает  определённые методы регулирования.  В зарубежной практике можно  отметить следующие методы государственного регулирования: управление государственной собственностью, государственное потребление, социальные программы, бюджетная политика, налогообложение.4

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ  ГОСУДАРСТВА НА ЦЕНЫ.

          Существует прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или как его называют иначе административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

      В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены может, осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

      Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

      Прямое  вмешательство государства возможно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например в 1998 г. предполагался рост цен 5-10% в год. В 1999 г. прогнозируется рост цен в размере 30% (не выше 3% в месяц). Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 1998 г. рост цен составил 184%).

      Решение о необходимости регулирования  цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.

      Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.

          1.Одна из форм прямого вмешательства - общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Многие эксперты утверждали, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

      2.Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо, установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. После процедуры определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли выносится решение о введении фиксированных цен.  В случае введения фиксированных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

        Одним из основных видов цен,  стали фиксированные цены, которые  применяются при заключении государственных  контрактов. В этом случае фиксированная  цена устанавливается при заключении контракта и обладает определенной степенью жесткости, то есть цена не может быть изменена при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль над затратами в процессе исполнения контракта  заказчиком. В данном случае предприятие-изготовитель  принимает на себя хозяйственный риск и за счет экономии затрат получает дополнительные  возможности получения  прибыли.

      3.Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое мероприятие  по регулированию цены очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, на конечном этапе, ведет к сокращению производства. Значительную часть национального продукта Россия потеряла, когда  отпустила цены на свободу в связи с переходом к рынку.

Информация о работе Государственное регулирование цен: теория и практика