Государственное регулирование цен: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы, одна из главных ролей принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло так же определенные функции и в сфере экономики. Например, в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, но каждое государство с различной степенью вмешательства в экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2 стр.
Необходимость государственного регулирования………………………3-4 стр.
Цели и средства государственного регулирования цен………………...5-11стр.
Формы и методы воздействия государства на цены…………………..12-16стр.
Заключение………………………………………………………………….17 стр.
Список литературы………………………………………………………...18 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат Катя.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» 

ФАКУЛЬТЕТ «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила студентка 1 курса ГМУ группа 192

Кац Екатерина  Игоревна

Проверяющий: Кулакова Татьяна Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………2 стр. 

Необходимость государственного регулирования………………………3-4 стр. 

Цели и средства государственного регулирования цен………………...5-11стр. 

Формы и методы воздействия государства на цены…………………..12-16стр. 

Заключение………………………………………………………………….17 стр. 

Список литературы………………………………………………………...18 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы, одна из главных  ролей принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло так же определенные функции и в сфере экономики. Например, в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, но каждое государство с различной степенью вмешательства в экономику.

      Как должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

      Так же не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инфляцию и темпы экономического роста, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства. Денежная политика, так же как и фискальная, служит средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Борьба с инфляцией невозможна без отлаженной денежной политики.

      Несмотря  на господствующие экономические доктрины, с национальных правительств никто не снимал ответственности за экономическое положение страны. Поэтому, государственное регулирование экономики имеет одно из главных значений для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование рыночной экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, экономическое законодательство, кредитно-денежная политика и т.д.

      Насколько я знаю, государство всегда оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и на развитие общества в целом, поэтому государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и заслуживает пристального внимания, это и является целью моего реферата, то есть рассмотрение всех способов регулирования цен. 
 

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

        Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

      С развитием рыночных отношений набравший  силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

      Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, который связан со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

      Существуют  сферы, которые находятся вне пределов рыночного конкурентного механизма. Например, к ним можно отнести общественные товары, то есть товары и услуги, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. Механизм рынка довольно часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, то есть, когда государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

      Кроме того, вне рыночного регулирования существуют проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

      Один  из важных этапов в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

      В практическом плане экономическую  политику, отражающую идеи Кейнса, когда  через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался  совокупный спрос, проводило большинство  развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

      Развитие  рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Целью государства в рыночной экономике является не корректирование рыночного механизма, а создание условий его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

ЦЕЛИ  и средства ГОСУДАРСТВа  в РЕГУЛИРОВАНИи  ЦЕН.

     В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.2

      Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, которые принимаются правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля над ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному   развитию экономики в целом. 
          Г
осударственное регулирование цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля над соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

      Регулирование цен является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет одно из самых важных значений. Это помогает при развитии рыночных отношений, а так же служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

      В структуре государственных органов исполнительной власти предусматриваются органы, которые формируют и реализуют политику цен. На федеральном уровне — это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.

      Будучи  центральным органом федеральной  исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем; систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка предложений по совершенствованию государственной политики цен; совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов; осуществление контроля над соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов; методическое руководство органами ценообразования; изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.

      На  уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы — управление ценовой и налоговой политики.

      Органы  ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль над ценами.

      Основные  направления государственной ценовой  политики в России на ближайшую перспективу определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое главное в названных документах — это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть связана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последним условием является повышение эффективности рыночной экономики.

      Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, которые относятся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, для того чтобы предупредить завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства со стороны субъектов естественных монополий, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).

      На  основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, которое осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает также перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и по мере необходимости их пересматриваю.

Информация о работе Государственное регулирование цен: теория и практика