Горный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Горный туризм — вид туризма, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определённому маршруту, проложенному в горной местности в условиях высокогорья.

Содержание

1.Понятие горного туризма
2.Тактика туризма: определение и классификация

2.1 Тактика горного туризма

2.2 Разработка маршрута сложного горного похода

2.3 Тактика проведения сложного горного похода

3. Особенности этапов горного похода

Работа содержит 1 файл

горный туризм.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

3.2. Тактика проведения сложного горного похода

  1. Организация и порядок движения. В сложных  походах высоких категорий особое значение приобретает понятие связок. Основная техника здесь- это умение работать в связке, а тактика заключается в умении руководителя (и самих участников) четко и правильно организовать индивидуальную работу связок и их взаимодействие. Дело в том, что движение плотной колонной в большинстве случаев нецелесообразно – у каждого человека есть своя крейсерская скорость, при движении с которой он расходует минимальное количество сил, идти медленнее которой также утомительно как и быстрее. Поэтому на подходах, тропах и технически несложных участках маршрута следует пускать всех своим темпов с предварительным объяснением цели и направления движения и точки (или времени) остановки для общего сбора. С другой стороны ходить в горах в одиночку также не следует, должна быть хотя бы визуальная связь. Удобнее всего ходить по 2-3 человек с примерно одинаковым темпом хождения, из которых на более сложных участках формируется связка (для нее также очень важно одинаковость темпа партнеров). Такая связка и представляет собой универсальную автономную единицу в сложных маршрутах и всегда должна держаться рядом, независимо от того, связаны ли они действительно веревкой или нет. У них должна быть их связочная, веревка и (желательно) палатка, таким образом они всегда будут готовы к любым неожиданностям, и, при необходимости, смогут быстро организовать взаимную страховку. Плотное движение всей группой необходимо там, где этого требует характер рельефа – камнеопасные участки или топление глубокого снега. Время движения может быть либо стандартное (40-45 + 10-15), либо также индивидуальное с определенными очевидными точками сбора (на подходах, тропах, несложных спусках). На технически более сложных участках начинают работать уже реальные связки (с фиксированным порядком или сменой лидирующей связки), при необходимости групповой страховки (обработка сложных участков налегке, перила, лавиноопасные склоны и кулуары). Понятие порядка и темпа движения теряют смысл, здесь порядок прохождения и время движения и отдыха определятся характером преодолеваемого препятствия, и бывает так, что вся группа собирается вместе только на утреннем и вечернем биваке.
  2. Прохождение технически сложных участков с ходу и “в лоб” не всегда бывает оправдано. В сложных горных походах очень часто полезна предварительная разведка и обработка ключевых участков маршрута налегке. Движение с тяжелым рюкзаком, во-первых, резко снижает производительность работы лидера (например глубокий снег), во-вторых, уменьшает безопасность прохождения маршрута (например, сложное лазание). Кроме того при обработке маршрута (а это может потребовать достаточно продолжительного времени) желательно, чтобы остальная группа находилась в безопасном и, насколько возможно, комфортабельном месте и могла заниматься чем-то другим (например, готовить перекус). Поэтому суточный график движения удобно строить так, чтобы подходить как можно ближе к ключевому участку ко второй половине дня, после чего часть группы ставит лагерь и отдыхает, а часть налегке проводит разведку и обработку дальнейшего маршрута (топчет ступени, вешает перила). Общие правило таково, что ни одна минута не должна расходоваться впустую, а технически сложная работа выполняться налегке. Также при наличии сомнений в правильности (или возможности прохождения) того или иного варианта пути целесообразнее потратить время на предварительную их разведку.
  3. В сложных походах особое тактическое значение приобретает организация связи между частями группы (как правило основной, и разведкой(ками)). В частности, должны быть четко оговорены цели и задачи разведки, маршрут и способ движения, условия ее прекращения, контрольное время возращения и сигналы. Аналогично и для случаев протяженной обработки маршрута, когда передовая связка(и) уходит за пределы возможности голосовой связи. Очень хорошо, если в группе имеются рации, и наблюдательные приборы, тогда у руководителя есть возможность издалека наблюдать за передвижением передовой связки на рельефе (что бывает очень полезно, т.к. вблизи часто не видно и не понятно генеральное направление движения) и, при необходимости, оперативно его корректировать.
  4. Выбор времени суток и технических приемов для преодоления сложных участков. Поскольку в горах все время идут процессы эрозии, обусловленные, главным образом, действием солнца и воды, лучшее время для прохождения любых технически сложных участков будет тогда, когда горы “спят”. Реально это означает пока они не прогрелись (осветились) солнцем (до 10-11 часов в зависимости от экспозиции) или после того как солнце с них ушло и они остыли (как правило, после 16-17 часов). Причем восточные склоны даже лучше проходить во второй половине дня – с утра на них солнце все равно бывает очень рано, и до него не успеешь, а вот после того как солнце с него уйдет и до темноты имеется довольно много рабочего времени. Даже на постоянно освещенных склонах, лучше работать, когда солнце не слишком жаркое (т.е. также до 11 и после 16). Середина дня- вообще плохое время для работы (да и движения, в принципе, тоже) поэтому ее можно использовать лишь для подходов и технически несложных участков (типа топтания снега на закрытом леднике) или даже вообще делать большой (после)обеденный перерыв на 3-4 часа, оставляя работу на утро (7-12) и вечер (15-18). Вечерние часы (17-20), как уже говорилось выше, лучше посвятить обработке маршрута на завтрашний день налегке. Как ни странно, наиболее благоприятна для похода не очень хорошая погода – когда достаточно пасмурно, чтобы весь день не было солнца, но не настолько ненастно, чтобы ветер или осадки мешали движению. В этом случае можно довольно эффективно и безопасно работать целый день, горы в такую погоду “спокойны”, а солнце не “давит”. При выборе конкретного технического приема для преодоления сложного участка следует руководствоваться в первую очередь требованием безопасности (который, напомним, включает целый комплекс подчас противоречивых факторов: например, наряду с надежностью страховки и скоростью прохождения).
  5. Погодные факторы и объективные условия прохождения. В сложных походах конкретная обстановка на перевалах может существенно меняться в зависимости от погодных условий данного сезона, текущих погодных условий и сроков прохождения и отличаться от имеющихся в описании (особенно если оно старое), как в сторону усложнения так и упрощения. В случае каких-то резких расхождений с ожидавшимися препятствиями, сложной снежной и/или ледовой обстановки или продолжительной плохой погоды возможно (и порой необходимо) даже изменение маршрута и корректировка календарного плана с учетом конкретной обстановки. Это бывает как локальная оперативная корректировка графика движения (расхождения в пределах 0,5-1 суток, использование дней запаса), так и глобальная корректировка (переход на запасные и аварийные варианты маршрута, прохождение альтернативных препятствий). В любом случае должно быть точно понятно, какой именно план в данный момент является актуальным и подлежит исполнению: движение без четкого план-графика (типа “пойдем как пойдется” и “посмотрим, что получится”) недопустимо (по крайней мере, больше 1 дня).

3.3 Особенности этапов горного похода.

       Подходы - наиболее простой технически, но один из самых тяжелых физически этапов путешествия. На подходах обычно движутся по тропам, хорошо выраженным и несложным для движения моренным грядам и относительно ровным участкам открытых ледников. Иногда, особенно в высокогорных районах с длинными подходами (Памир, Центральный Тянь-Шань), удается для снижения огромных нагрузок первых дней организовать вьючный караван. Если караван поднял весь основной груз и туристы идут налегке, то продолжительность ходового дня и его километраж определяются возможностями каравана. Если группа не смогла отправить весь груз караваном и вынуждена идти с рюкзаками, надо обязательно выделить несколько наиболее сильных участников с облегченными рюкзаками или вовсе без них для сопровождения каравана и помощи караванщику, так как остальной груз будет передвигаться значительно медленнее.

       Если  при многодневных подходах с караваном  группа вынуждена ночевать отдельно от него, нужно заранее подумать о том, чтобы в караванных грузах не оказались вещи, нужные для организации бивуака, и продукты, планируемые на первые ходовые дни. Крайне желательно во всех случаях иметь связь (вечером или утром) с караваном. Ночлегом и пищей должны быть обеспечены и люди, идущие с караваном. Лучше организовать движение так, чтобы к вечеру группа подтягивалась к ушедшему вперед каравану и утром помогала во "вьючке", на что часто уходит много времени.

       Основные  естественные препятствия на подходах - переправы через горные реки (ненадежные мосты, требующие дополнительной страховки, броды, реже - навесные переправы, организуемые группой), обход прижимов при движении вдоль реки, пересечение крутостенных саев, прорытых весенними ручьями и селями. Стенки таких саев нередко представляют собой песчано-каменистый конгломерат с большой крутизной (до 70-80°) и склонны к неожиданным обвалам больших его масс.

       В жаркое время дня летом, особенно в горах Средней Азии, движение, как правило, надо прекратить, найдя для отдыха уютное место (тень, вода). График первых дней путешествия в таких районах следующий: ранний подъем (5-6 часов утра), движение до обеда (до 12-13 часов дня), 2-3 часа обед и отдых, затем дальнейший переход до 18-19 часов (иногда дольше). Обычное ходовое время 8-9 часов.

       Если  группа идет без каравана или отдельно от него до места дневки или базового лагеря, ей из-за большого веса рюкзаков приходится организовывать "челнок". Некоторые группы, если путь не опасен и не требует обязательного движения вместе (например, хорошая тропа, знакомая трасса), пытаются поднять весь груз сразу, хотя это очень тяжело, ибо рюкзаки в начале длинного маршрута весят не меньше 50-60 кг, и идти раздельно, каждый своим темпом.

       Существует  несколько видов движения челноком. При одном из них груз делится примерно пополам, и группа перетаскивает первую половину к месту будущей ночевки или, ориентируясь по ходовым часам, разбивает лагерь там, где посчитает целесообразным. Затем туристы возвращаются за оставшимися вещами и подтаскивают их к бивуаку. Эти переходы можно сократить, разделив путь, проходимый за день со всем грузом, на несколько частей, что, однако, хуже, так как предполагает многократную перегрузку и упаковку рюкзаков.

       Лучше всего, дойдя сразу до места ночлега с половиной груза, возвращаться за другой половиной не всем, а оставить наверху 1-2 дежурных, которые должны установить палатки и приготовить ужин. Это тем более целесообразно, что в начале пути всегда есть люди, плохо себя чувствующие или натершие ноги. Естественно, внизу должно остаться столько груза, чтобы пришедшие за ним туристы смогли поднять его. Кроме того, в нем не должно быть вещей, необходимых для организации бивуака.

       Подобная  схема целесообразна для подходов с не очень большим набором высоты за день. Примерный расчет времени движения при этом (поправки на район, характер подходов, вес груза и способности группы вносятся на месте) такой:

       1-й  этап: вся группа поднимает несколько  больше половины груза за-4 часа. Темп спокойный, 45-50 минут движения, 10-15 минут отдыха, в зависимости от высоты и других условий. Обед;

       2-й  этап: большинство участников в  течение часа спускаются к  оставленному грузу. Спуск без  рюкзаков по знакомой дороге  проходит быстрее подъема с  рюкзаками в 3,5-4 раза;

       3-й  этап: подъем оставшегося груза  до места бивуака за 4 ходовых  часа или немного больше (45-50 минут  движения. 10-15 минут отдыха или  соответственно 50 и 15). Итого - примерно 8 ходовых часов с грузом вверх  и час легкой рысью вниз.

       При другом виде челнока группа забрасывает половину груза на целый ходовой день вверх (6-7 ходовых часов) и оставляет там, а сама спускается на ночлег к оставшемуся грузу, который подтягивается наверх на следующий день. Могут быть и промежуточные варианты.

       Темп  движения на подходах диктуется весом рюкзаков, силами группы, крутизной пути. Желательно двигаться единой плотной колонной, выдерживая не слишком высокий, но достаточно напряженный темп. Впереди идет опытный, сильный участник, постоянно следящий за темпом и выбирающий оптимальный путь. Нетрудный при движении по тропам, выбор пути при подходах по моренным грядам и "ухабистым" ледникам осложняется. Во всех случаях лучше сделать небольшой крюк, чем взбираться даже на не очень высокий, но крутой увал, чтобы тут же потерять высоту, спустившись с него. Туристам большого роста лучше, пожалуй, идти сзади, так как менее рослым тяжело приноравливаться к их широкому шагу.

       Груз  среди участников руководитель распределяет совместно с завхозом. Для этого  нужно разделить группу по силам  и собственному весу и пропорционально им раздать грузы. Каждый участник знает, как правило, лишь приблизительно точный вес доставшегося на его долю груза. Если в походе возникнет необходимость, надо в приказном порядке отобрать лишний груз у наиболее ретивых туристов (к счастью, такие случаи бывают чаще, чем отказ нести положенный вес).

       При распределении груза руководствуются  не только весовыми критериями. В первую очередь раздается специальное  снаряжение с учетом предстоящей  технической работы, комплектования связок. То же относится и к бивуачному снаряжению: заранее распределенные по палаткам участники несут их и спальные мешки. Походный груз всегда бывает удобным и неудобным с точки зрения формирования правильной формы рюкзака, что также приходится учитывать. Для транспортирования примусного хозяйства выделяются 1-2 участника. Им, конечно, нельзя давать гигроскопичные продукты (учитывая, что в походе всегда возможно нарушение герметичности упаковки) и спальные принадлежности. Бензин можно (и нужно) распределить более широко, если он упакован хорошо и сосуды с ним не пахнут. Чтобы при случайной утрате одного из рюкзаков группа не оказалась в безвыходном положении, основные продукты, палатки, примусы и другие наиболее важные предметы не должны сосредоточиваться в одном рюкзаке.

Тактика передвижения связок по крутому рельефу  с использованием веревок

       На  сложных участках, требующих попеременной страховки, группа может двигаться  связками по 2 или 3 человека. Передвижение связками по 4 и больше человек осуждено практикой. Такие связки допустимы лишь при движении по закрытым ледникам, где провал в трещину одного из туристов может повлечь за собой только падение на снег партнеров по связке. И тогда "лишний", 4-й участник окажется дополнительным якорем. Кроме того, движение четверки проходит значительно медленнее, чем двойки или тройки. Поэтому мы будем рассматривать лишь связки из 2 и 3 человек.

       При прохождении сложных участков, например снежных, фирновых или ледовых склонов, скальных участков, требующих обязательного  охранения, передовая связка всегда выбирает и обрабатывает путь. Если это снежный или фирновый склон - она выбивает ногами или подрубает ледорубом ступени, готовит площадки для организации страховки, прощупывает и делает первые проходы по снежным или ледяным мостам. Если это скалы - выбирает наилучший маршрут, очищает зацепки или уступы, забивает скальные крючья, организует искусственные точки опоры. Если это лед - вырубает ступени, площадки для страховки, для приема и размещения рюкзаков (если они вытаскиваются отдельно), забивает или ввертывает ледовые крючья. Последующие связки продвигаются по подготовленному пути, лишь улучшая его, и используют, как правило, готовые места для страховки или налаженную систему ее.

         Горный туризм - это путешествие в горах, связанное с прохождением относительно сложных участков горного рельефа, таких как склонов, гребней, ледников, перевалов, форсированием горных потоков и так деле.

     Для горного туризма характерны: большой  объём физических нагрузок на организм при пониженном атмосферном давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимость преодолевать препятствия с применением разнообразных средств и приёмов передвижения и страховки, специальная тактика прохождения маршрута. Главным препятствием в горных походах считаются перевалы, их число и категории трудности определяют спорт, сложность всего маршрута.

     Природные условия в горах определяют особенности  тактики горных походов:

  • обязательная адаптация к высоте (высотная акклиматизация);
  • максимальное облегчение рюкзаков (в связи с этим предпочтительны линейно-радиальная и радиальное кольцевая схемы маршрута), минимум грузов на сложных участках;
  • движение преимущественно в утренние часы, когда неблагоприятное влияние солнечной радиации минимально, меньше вероятность камнепадов и схода лавин, наименьший уровень воды в реках;
  • максимальная осторожность в начале похода из-за плохой адаптации организма, резкого обострения ранее не проявлявшихся заболеваний, в конце похода и во второй половине дня (вследствие утомления, ослабления внимания и снижения быстроты реакции) и на спусках, чтобы свести к минимуму возможность несчастных случаев.

     К тактическим мерам безопасности в горах относятся:

  • выбор пути на склонах по ребру, тщательный выбор безопасных мест для устройства ночных биваков,
  • обязательная разведка (налегке) технически сложных, а также не просматриваемых с подходов или допускающих несколько вариантов участков пути, предварит, обработка сложных мест.

Информация о работе Горный туризм