Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:48, курсовая работа
Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей. Многие из стран благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть государствами с открытой экономикой. К их числу относятся, прежде всего, страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового товарооборота.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
1.СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ…...….4
1.1 Экспорт…………………………………..…………………………………...….4
1.2 Импорт……………………………………………………………………..….….7
2. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕГИОНА……………………...…..12
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Забайкальского края и
дальнего зарубежья………………………………………………………..…..12
2.2 Внешнеэкономическая деятельность Забайкальского края и СНГ…….…..17
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ…………………………………………………..…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..25
Таблица 6.
Итоги внешней торговли Забайкальского края
со странами СНГ
за 2005 – 2009 гг.
2005 год | 2009 год | 2009 г.
в %
к 2005 г |
Увел. +, ум. -, млн. дол. | |||
Стоимость
млн. дол. |
Уд. вес
% |
Стоимость
млн. дол. |
Уд. вес
% | |||
Товарооборот
(всего) |
407,2 | 100,0 | 526,2 | 100,0 | 129,2 | + 119,0 |
Страны СНГ | 2,9 | 0,7 | 4,0 | 0,8 | 137,9 | +1,1 |
Экспорт | 246,1 | 60,4 | 247,3 | 47,0 | 100,5 | + 1,2 |
Страны СНГ | 2,2 | 0,9 | 2,3 | 0,9 | 104,5 | +0,1 |
Импорт | 161,2 | 39,6 | 278,9 | 53,0 | 173,0 | +117,7 |
Страны СНГ | 0,7 | 0,5 | 1,7 | 0,6 | 242,8 | +
1,0 |
Диаграмма 8.
Диаграмма 9.
Диаграмма 10.
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО
КРАЯ
В силу географического положения Забайкальского края наиболее перспективной представляется интеграция его экономики в экономику стран Северо Восточной Азии и Азиатско – Тихоокеанского Региона. В большей степени экономическое взаимодействие возможно с непосредственным соседом - активно развивающимся Китаем. Таким образом, приоритетом внешнеэкономического сотрудничества Забайкальского края остается приграничное сотрудничество.
Начиная с 2007 года, наблюдается отрицательная динамика развития внешнеторговой деятельности региона: стремительными темпами падают показатели экспорта и импорта. Основными причинами ухудшения ситуации во внешней торговле Забайкальского края стало введение с 1 июля 2007 года и с 1 апреля 2008 года новых таможенных пошлин на круглый лес. Данные меры привели к тому, что экспорт региона уменьшился с 354,3 млн. долларов США в 2007 году до 150,2 млн. долларов (без учета экспорта Приаргунского Горно Химического объединения) в 2009 году, в том числе по лесу – с 334 до 116 млн. долларов соответственно. С 2007 года, Правительством Забайкальского края активно проводится работа по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом незаконно заготовленной древесины. В результате значительно сократилось количество пунктов приема и отгрузки древесины, что также повлияло на объемы экспорта леса. Данный факт говорит о том, что часть лесной продукции, ранее реализуемой на экспорт, имела криминальное происхождение. Введение ограничительных вывозных таможенных пошлин на круглый лес, которые должны были стимулировать создание производств по переработке древесины на территории России, не оправдало возлагавшихся на них надежд. Основными причинами, почему в богатых лесом приграничных регионах России за 2,5 года не удалось организовать полноценную глубокую переработку леса, являются: во-первых, очень короткий срок, предоставленный Правительством на создание деревообрабатывающих производств, во-вторых, нехватка оборотных средств у предприятий лесной отрасли для закупки дорогостоящего оборудования.
Повышение таможенных платежей для стимулирования деревопереработки требует продолжительного периода адаптации. Для того, чтобы сокращение экспорта круглого леса сопровождалось организацией лесоперерабатывающих производств, а не сокращением объема лесозаготовок, необходим комплекс мероприятий по поддержке и создания деревообрабатывающих производств.
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2009 года № 1073 принято решение о введении с 1 января 2011 года ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных, вывозимых за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, в размере 80%, но не менее 50 евро за 1 м³. Поскольку основным потребителем круглого леса, заготавливаемого на территории края, является Китай, а механизм поддержки отечественных предприятий в создании деревоперерабатывающих производств региона до сих пор не создан, в результате введения вышеуказанных запретительных пошлин лесная отрасль Забайкалья рискует оказаться под угрозой разрушения.
Расширение
географии внешнеторгового
Еще
одной проблемой внешней
Одним из отрицательных факторов осуществления внешнеэкономических связей является также неразвитость приграничной инфраструктуры. Решение этой проблемы связано с реконструкцией автомобильной дороги Чита-Забайкальск, железнодорожной ветки Карымское – Забайкальск, реконструкцией МАПП Забайкальск, ДАПП Староцурухайтуйский, ДАПП Олочи, реализацией проекта создания Агинской промышленной зоны.
Сырьевая направленность иностранных инвестиций также является серьезной проблемой. При осуществлении приграничного сотрудничества необходимо соблюсти баланс внешнеэкономических интересов, привлечь и направить иностранные инвестиционные потоки в реальный сектор экономики с привлечением инновационных технологий, а также в сферу малого и среднего бизнеса. В этом вопросе Забайкальский край уступает соседним регионам, где достаточно широко используется практика привлечения иностранного капитала в сферу услуг, а именно, автосервис, строительство и ремонтные работы, общественное питание, торговля, гостиничный и развлекательный бизнес, активно используется механизм франчайзинга.
Сложно говорить о прогнозе дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем. Во многом, и даже в решающей степени, ситуация во взаимной торговле между Россией и Китаем будет определяться развитием внутренних экономик в наших странах, поскольку это оказывает непосредственное влияние на внешнюю торговлю. В Китае уделяют большое внимание развитию торговли с Россией в условиях финансово-экономического кризиса, особенно – в связи сокращением спроса на китайскую продукцию на основных рынках – США, Европы. И Китай рассчитывает на рост экспорта в страны с развивающимися рынками, в том числе и Россию. Однако, учитывая нестабильность курса рубля и тенденцию к его девальвации, в то время как китайский юань остается стабильным по отношению к доллару и растет к евро, сложились неблагоприятные условия для экспорта КНР в РФ. Есть также и спросовые ограничения на ряд китайских товаров в России.
По
мнению некоторых российских экспертов,
структура китайского экспорта в
Россию будет упрощаться. Вряд ли Китаю
удастся поддерживать высокие темы
роста экспорта высокотехнологичных
товаров, он будет концентрироваться
на недорогой потребительской
Что
касается российского экспорта в
Китай, то его перспективы будут
увязаны с мировой конъюнктурой
и спросом. В последнее время
наблюдается невыгодная для России
ценовая конъюнктура на весь спектр
товаров традиционного
Имеется ряд проблем федерального уровня, сдерживающих приграничное сотрудничество.
Принятие Приказа ФТС России от 23.10.2007г. № 1307(заменен на приказ от 29.07.2009г. № 1361) «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации». В соответствии с приказом приграничные таможенные посты лишены права приема и оформления грузовых таможенных деклараций. Данная процедура осуществляется только на внутренних таможенных постах, что означает увеличение транспортных расходов, времени доставки, ожидание очереди оформления и необходимость хранения товаров на складе временного хранения и как следствие – увеличение себестоимости товара. Проблема развития приграничной инфраструктуры, реконструкции пунктов пропуска, развития в крае транспортно-логистической сети остается нерешенной до настоящего времени. Часть задач должна решаться совместно с федеральными органами, ответственными за развитие дорожной сети и содержание пунктов пропуска.
Приграничные с Китаем регионы России находятся в неравных экономических условиях в сравнении со своими регионами-соседями из-за отсутствия правового поля осуществления хозяйственной деятельности в условиях приграничья. Например, отсутствие правовой основы создания и функционирования, приграничных торгово-экономических комплексов в России не только препятствует притоку инвестиций, ведению цивилизованной приграничной торговли, но и способствует оттоку капитала в зарубежные зоны приграничной торговли, где созданы более привлекательные инвестиционные условия. Яркий пример тому – г. Маньчжурия.
Следует
отметить, что затянулся процесс принятия
Федерального закона «О приграничном
сотрудничестве». Последняя редакция
законопроекта, на который направлен отрицательный
отзыв в Государственную Думу, носит декларативный
характер. Он не предусматривает конкретные
механизмы осуществления приграничного
сотрудничества, направленные на устранение
диспропорций между развитыми центральными
и депрессивными приграничными регионами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ внешнеэкономической деятельности Забайкальского края за 2005 – 2009 годы показал:
- внешнеторговый оборот Забайкальского края за 2009 год составил 526,2 млн. дол. США (75,8 % от уровня 2008 года и 70,2 % от уровня 2007 года). По сравнению с 2008 годом объем экспорта увеличился на 13,3 %, а объем импорта снизился на 41,5 %. Сальдо торгового баланса остается отрицательным и составляет 31,6 млн. дол. США [13, с. 2]. Таким образом, последствия мирового кризиса в 2009 году не позволили внешнеэкономической деятельности достичь результатов 2007 года.
- Китай по-прежнему остается основным партнером Забайкальского края. Доля Китая в товарообороте региона составила 94,4 %. Необходимо расширить сферы сотрудничества с приграничными регионами Китайской Народной республики и Монголии, использовать выгодное географическое положение Забайкальского края.
- высокая доля продовольственных товаров в импорте создает угрозу продовольственной безопасности региона и порождает зависимость от Китая. Следует принять меры для увеличения ввоза продовольственной группы товаров из стран СНГ.
- Постановлением Правительства принято решение о введении новых таможенных пошлин на лесоматериалы необработанные, вывозимые за пределы государств – участников таможенного союза [1]. Основным потребителем круглого леса, заготавливаемого на территории края, является Китай, а механизм отечественного производителя не создан. Возможно, лесная отрасль Забайкалья окажется под угрозой разрушения.
Информация о работе География внешнеэкономических связей Забайкальского края