Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:48, курсовая работа
Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей. Многие из стран благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть государствами с открытой экономикой. К их числу относятся, прежде всего, страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового товарооборота.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
1.СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ…...….4
1.1 Экспорт…………………………………..…………………………………...….4
1.2 Импорт……………………………………………………………………..….….7
2. ГЕОГРАФИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕГИОНА……………………...…..12
2.1 Внешнеэкономическая деятельность Забайкальского края и
дальнего зарубежья………………………………………………………..…..12
2.2 Внешнеэкономическая деятельность Забайкальского края и СНГ…….…..17
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ…………………………………………………..…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..25
При анализе импорта необходимо учитывать, что часть товаров, хотя и учтена в региональных объемах ввезенных товаров, то есть, оформлена двумя таможнями, расположенными в Забайкальском крае (Читинской и Забайкальской), однако фактический, конечный потребитель ввозимых товаров располагается внутри территории России, за пределами региона. Значительная часть ввозимых овощей и фруктов, пройдя таможенное оформление, направляются для реализации в населенные пункты Восточной и Западной Сибири (Республика Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Томская область, Кемеровская область, Новосибирская область и т.д.).
На протяжении многих лет основной импортной позицией являются продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В структуре импорта продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье в объеме импорта заняли 62,6 %. По сравнению с 2008 годом импорт продовольствия снизился на 21,2 % и составил 174,6 млн. долларов. Из-за суровых климатических условий Забайкалья, невозможно выращивание многих видов сельскохозяйственных культур. Продукты питания, прежде всего овощи и фрукты, в обозримом будущем, будут оставаться основной статьей импорта Забайкальского края. С 2005 года увеличивается удельный вес товарной группы «машины, оборудование и транспортные средства». Это объясняется относительно низкой стоимостью, ростом объемов строительства, переоснащением производства, а также нежеланием российских потребителей покупать продукцию отечественного автопрома. Импорт машиностроительной продукции составил 31,3 млн. долларов и по сравнению с 2008 годом снизился на 72,3 %, импорт металлов и изделий из них снизился на 66,7 %. Снижение импорта товаров данных групп объясняется общим снижением промышленного производства и объемов строительства в Забайкальском крае в результате последствий мирового финансового кризиса. Кроме того, некоторые импортеры машинотехнической продукции предпочитают проводить таможенное оформление машин и оборудования на территории нашего края, хотя данная продукция предназначена для потребителей, находящихся за пределами региона. Изделия товарной группы «металлы и изделия из них» завозятся в основном для использования на строительных объектах, расположенных на территории Забайкальского края. Увеличение доли в структуре импорта товарной группы «текстиль, текстильные изделия и обувь» объясняется усилением борьбы таможенных органов с челночным бизнесом и выведением изделий данной товарной группы из неторгового оборота в торговый.
По некоторым оценкам, следует ожидать падения спроса и цен на сырьевые товары, экспортируемые из России, сокращения ввоза из-за рубежа продукции ряда товарных групп, таких как «машины, оборудование и транспортные средства», а также «металлы и изделия из них». Складывается неблагоприятный фон для развития внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что объемы внешней торговли могут снизиться. В привязанности региональной экономики к китайскому рынку проявилась «узкая специализация» внешней торговли Забайкалья. С одной стороны, такая специализация отражает сложившуюся промышленную структуру Забайкалья. КНР является и будет оставаться важнейшим рынком сбыта продукции отраслей традиционной специализации Забайкалья, которая из-за высоких транспортных тарифов не может быть реализована в других регионах России.
Фактор
соседства с Китаем может в
условиях кризиса сыграть положительную
роль как для России в целом, так
и для нашего региона, в частности.
Политика Китая направлена на развитие
отношений стратегического
В период 2005 – 2009 года внешнеэкономические операции осуществлялись с 44 странами мира. Китай является основным экономическим партнером Забайкальского края. Доля Китая в товарообороте региона в 2009 году составила 94,5 %, 4% приходится на Монголию и Германию. Товарооборот с остальными странами незначителен, осуществляются единичные поставки небольших по объему партий товаров [9, с. 3, 10, с. 2, 11, с. 2, 12, с. 2, 13, с. 2].
Диаграмма 5.
Диаграмма 6.
Диаграмма 7.
Итоги внешней торговли Забайкальского края
Показатель | 2005 год | 2009 год | 2009 г.
в %
к 2005 г |
Увел. +, ум. -, млн. дол. | ||
Стоимость
млн. дол. |
Уд. вес
% |
Стоимость
млн. дол. |
Уд. вес
% | |||
Товарооборот
(всего) |
407,2 | 100,0 | 526,2 | 100,0 | 129,2 | + 119,0 |
Страны дальнего зарубежья | 404,3 | 99,3 | 522,2 | 99,2 | 129,2 | +117,9 |
Экспорт | 246,1 | 60,4 | 247,3 | 47,0 | 100,5 | + 1,2 |
Страны дальнего зарубежья | 243,9 | 99,1 | 245,0 | 99,1 | 100,5 | +1,1 |
Импорт | 161,2 | 39,6 | 278,9 | 53,0 | 173,0 | +117,7 |
Страны дальнего зарубежья | 160,4 | 99,5 | 277,1 | 99,4 | 172,7 | +116,7 |
Сравнивая итоги
В период с 2000 по 2007 годы, товарооборот внешней торговли Забайкальского края неуклонно повышался, что было связано как с улучшением экономической ситуации в регионе, так и с продолжающимся экономическим ростом в соседней с регионом стране – Китайской Народной Республике. Наибольшее значение объема торговли с зарубежными странами достигнуто в 2007 году – 749,1 млн. долларов США. В 2008 году объем внешнеторгового оборота составил 695,3 млн. долларов США, что на 7,2% или на 53,8 млн. долларов меньше, чем в 2007 году. Внешнеторговый оборот Забайкальского края за 2009 год составил 526,2 млн. дол. США (75,8 % от уровня 2008 года), из них доля экспорта 47 %, импорта – 53 %. До 2007 года сальдо внешней торговли региона неизменно оставалось положительным. Начиная с 2007 года сальдо торгового оборота Забайкальского края отрицательное. В 2009 году по сравнению с 2008 годом объем экспорта увеличился на 13,3 %, а объем импорта снизился на 41,5 % . Сальдо торгового баланса остается отрицательным и составляет 31,6 млн. дол.
Таблица 4.
Товарооборот внешней торговли забайкальского края
в 2005 – 2009 г. г. со странами дальнего зарубежья
Показатель | 2005 г.
млн. дол. США |
2006 г.
млн. дол. США |
2007 г.
млн. дол. США |
2008 г.
млн. дол. США |
2009 г.
млн. дол. США |
Товарооборот
всего |
407,2 | 491,9 | 749,1 | 695,3 | 526,2 |
Страны дальнего зарубежья | 404,3 | 488,6 | 742,7 | 690,1 | 522,2 |
Экспорт | 246,1 | 247,1 | 354,5 | 218,2 | 247,3 |
Страны дальнего зарубежья | 243,9 | 244,1 | 348,9 | 214,1 | 245,0 |
Импорт | 161,1 | 244,8 | 394,6 | 477,1 | 278,9 |
Страны дальнего зарубежья | 160,4 | 244,5 | 393,8 | 476,0 | 277,1 |
Сальдо торгового баланса | 84,9 | 2,3 | -40,1 | -258,8 | -31,6 |
Основными и традиционными факторами, влияющими на номенклатуру и объёмы ввозимых товаров, являются:
- близость государственной границы с Китайской Народной Республикой (500 км.) и Монголией (450 км.);
- наличие транспортных магистралей: участка федеральной автомобильной дороги Чита-Забайкальск, участка Транссибирской магистрали с ответвлением на КНР – «Южного хода», сообщением Карымское – Забайкальск;
- наличие на территории края ряда пунктов пропуска на российско - китайском участке государственной границы, два из которых – международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) Забайкальск и железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) Забайкальск являются крупнейшими между Россией и Китаем. По данным таможенной статистики, более 60 % внешнеторговых грузов между Россией и КНР перемещаются через ЖДПП Забайкальск;
- ослабление хозяйственных связей после распада СССР со странами СНГ, изменение в сторону резкого увеличения транспортных железнодорожных тарифов;
- географическая близость КНР обуславливает невысокую транспортную составляющую в конечной цене ввозимого товара, несравнимо меньшую, чем при ввозе аналогичных товаров из стран СНГ;
- быстрый экономический рост в КНР;
- увеличение темпов строительства на территории России в последние годы повлекли устойчивый рост ввоза строительных материалов из КНР и строительной техники;
- невысокая стоимость товаров китайского производства.
Одним из внешнеэкономических партнеров является Монголия. Доля России во внешнеторговом обороте Монголии достигла 21,3 %, но в абсолютном выражении Российская Федерация более чем в два раза отстает от Китайской Народной Республики (47 %). На Российские поставки приходится более 90 % объема Российско – монгольской торговли. Ведущее место занимают нефтепродукты и электроэнергия. Так, ОАО «Роснефть» обеспечивает 92 % потребностей Монголии в автомобильном бензине, дизельном топливе. На Россию приходится около 3 % монгольского экспорта, который состоит в основном из продукции СП «Монголроцветмет» - 45 %, изделий легкой промышленности – 42 %, мясо и мясопродукты.
Для увеличения российско-монгольского
товарооборота необходимы государственные
меры по расширению импорта монгольских
товаров на российский рынок, отличающихся
высокими потребительскими свойствами,
относительно низкими ценами и экологически
чистой продукцией (мясо и мясопродукты,
шерстяные, кашемировые, кожаные, меховые
и ковровые изделия).
Анализируя итоги
Таблица 5.
Товарооборот внешней торговли Забайкальского края
в 2005 – 2009 г. г. со странами СНГ
Показатель | 2005 г.
млн. дол. США |
2006 г.
млн. дол. США |
2007 г.
млн. дол. США |
2008 г.
млн. дол. США |
2009 г.
млн. дол. США |
Товарооборот
всего |
407,2 | 491,9 | 749,1 | 695,3 | 526,2 |
СНГ | 2,9 | 3,3 | 6,4 | 5,2 | 4,0 |
Экспорт | 246,1 | 247,1 | 354,5 | 218,2 | 247,3 |
СНГ | 2,2 | 3,0 | 5,6 | 4,1 | 2.3 |
Импорт | 161,1 | 244,8 | 394,6 | 477,1 | 278,9 |
СНГ | 0,7 | 0,2 | 0,7 | 1,0 | 1,7 |
Сальдо торгового баланса | 84,9 | 2,3 | -40,1 | -258,8 | -31,6 |
Информация о работе География внешнеэкономических связей Забайкальского края