Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:11, реферат
Этнографы на основе обширного материала приходят к выводу о том, что современные узбеки имеют три крупных этнических корня. Для начала расшифруем древнегреческое слово «этнос», это слово переводиться как народ. Поэтому говоря об этнических корнях или этническом формировании мы понимаем процесс складывания и развития народа, его происхождения. А теперь с пониманием что такое этнические корни рассмотрим о выше сказанных трех этнических корнях современных узбеков - это прежде всего оседлые и кочевые народности региона, которые исконно существовали в Средней Азии и которых принято называть автохтонным населением.
Введение 3
Формирование узбекского народа при первобытном строе 5
Религиозные верования 8
Узбекский народ в период феодализма 10
Третий период формирования 12
Возрождение духовности 15
Список использованной литературы 17
Выражением
уважения и верности к религии
предков стала реконструкция
старых мечетей и строительство
новых. Издаются Коран и Хадисы. Ежегодно
тысячи паломников отправляются в Хадж
- паломничество в священную
В Ташкенте
открыт первый в Центральной Азии
Исламский университет, призванный
подготовить специалистов для системы
исламского просвещения, научной работы
по изучению духовного наследия имамов
ал - Бухари и ат - Термизи, Бахауддина Накшбанда
и Хаджи Ахмада Яссави. Возрождение духовной
самобытности, традиций центральноазиатского
ислама лишает почвы сторонников политизации
ислама и исламизации политики.
В настоящее
время характер нашего государства
гарантирует свободу
УЗБЕКСКИЙ
НАРОД В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
Второй
период формирования узбекского народа
относится к VI-XII векам. В этот период,
по свидетельству антропологов, основная
часть населения имела внешний
вид современных узбеков.
К середине
VI века из объединения различных
племен и народов Алтая, Семиречья
и Центральной Азии сложилось
большое государство кочевников
- Тюркский каганат, распространивший
свою власть на страны Средней и
Центральной Азии.
Народы
каганата в эти века распадались
на оседлое (земледельческое) и кочевое
(скотоводческое) население. Передовой
и ведущей в культурном отношении
частью общества были оседлые земледельческие
народы.
В VI-VIII
вв. в результате происходившей ассимиляции
различных этнических элементов, входивших
в тюркское политическое объединение,
образовалась группа племен, говоривших
на близких языках и наречиях, получившая
общее наименование «тюрков». Тюркоязычные
племена проникали в Среднюю Азию в качестве
военных союзников, как наемники для пополнения
дехканских дружин или царской гвардии.
В результате смешанных браков между народами
Средней Азии и тюркоязычными племенами
слагались предпосылки формирования узбекского
народного языка.
В первой
половине VII в. происходило завоевание
Средней Азии арабами. В Среднюю
Азию арабов влекла, прежде всего , богатая
добыча, причем к таким действиям поощряла
арабских воинов одна из глав корана -
«сура о добыче».
В течение
VIII-IX вв. происходила борьба Мавераннахра
против власти Арабского халифата.
В конце
X - начале XI веков в период образования
государства Караханидов, тюркоязычные
народы продвинулись в своем социально-экономическом
и культурном развитии. Тюркский язык
приобрел письменно-литературную форму.
В это время появились произведения Ахмада
Югнаки “Подарок истин”, Кашгари “Словарь
тюркских наречий”. Хотя в это же самое
время в таких городах как Самарканд и
Бухара значительная часть населения
говорила и писала на персидско-таджикском
языке. А в Ферганском и Шашском оазисах,
а также в Хорезме тюркоязычного населения
было больше и его влияние было более сильным.
Таким образом, на протяжении веков на
территории Мовароуннахра, Хорасана и
Хорезма бок о бок жили узбеки и таджики,
они вместе воевали с внешними врагами
и смешивались между собой в языковом
отношении. Абдунабиев А.Г., Мандральская
Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое формирование
Узбекского народа»
Термин
«узбек» упоминается в X веке в
одном из арабских источников в качестве
названия рода, племени. Слово «узбек»
встречается в XI-XIII веках как имя
человека в Хорезме и Мовароуннахре.
А в Дашти Кипчаке в XIV веке существовало
“узбекское государство”, его народ стали
называть “кочевыми узбеками”. Академик
Б. Ахмедов сделал вывод о том, что термин
“узбек” - это собирательное название
племен восточной части кипчакской степи.
В XVI веке кочевые узбеки во главе с Шейбаниханом
восстановили свою власть над Мовароуннахром
и Хорезмом. Позже в Средней Азии были
образованы три ханства во главе с узбекскими
династиями - Бухарское, Хивинское и Кокандское.
В XI-XII вв.
в основном завершается процесс
формирования тюркоязычной народности,
получившей название узбеков, а также
ираноязычная народность, называвшаяся
таджикской. Узбекский язык в то время
назывался иначе и отличался от языков
других тюркских народностей. О значительности
развитости словарного фонда и грамматического
стороя свидетельствует язык узбекских
писателей XV в.- Навои, Бабура.
В начале
XIII века (1219-1222 гг.) Мовароуннахр завоевали
войска Чингизхана. В результате в среднеазиастком
регионе появились также другие народнсти.
В их числе племена кипчак, меркит, керант,
найман, уйгур и дрюб пришедшие из Алтая,
Семиречья, Восточного Туркестана. Но
все-таки монгольское завоевание не оставило
заметного следа во внешнем облике узбеков.
Академик
Б. Ахмедов в своей книге «
ТРЕТИЙ
ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ
Третий
период формирования узбекского народа
относится к концу XV - началу XVI веков.
В этот период на территорию Средней
Азии пришли узбеки Дашти Кипчака. У Шарафиддина
Али Язди в “Зафарнома” упоминается 44
тюркских племени, проживающих в Средней
Азии и соседних с ней регионах.
Несомненно,
эти племена, проживавшие на этой
территории с древних времен, были
тюркоязычными. Пришедшие в Мовароуинахр
племена - буркут, буйрак, джат, дурман,
ийджан, кенегене, кият, кунгурат, курлаут,
маджар, мангыт, минг, нукуз, тубаи, утаджи,
чимбай, шадбаклы, шункарлы идр. Были известны
в исторической литературе XIV-XV вв. под
общим названием «узбеки» (Ахмедов Б.А.,
Государство кочевых узбеков). Абдунабиев
А.Г., Мандральская Н.В., Юсупова Г.В. «Этническое
формирование Узбекского народа»
Кочевое
население, составлявшее в XVI в. значительную
часть узбекского народа, на протяжении
XVII в. и особенно в конце XVIII - начале XIX
вв. находилось в процессе постепенного
оседания и перехода к земледелию. Это
были, по большей части, узбеки, сохранявшие
родоплеменное деление. К середине XIX в.
большинство их стало уже земледельцами
- оседлыми или полукочевыми.
Каракалпаки
занимали земли на юг от Аральского
моря. Казахи, кочевавшие в низовьях
Амударьи, к 50-м годам XIX в., за исключением
нескольких сотен семейств, перебрались
в Казахстан. Незначительную часть населения
составляли потомки арабов, жившие разбросанно,
небольшими группами, в разных районах
ханств.
Родственные
нам жители Малой Азии турки на
протяжении веков называли себя сельджуками,
потом османами, а свое государство
Османским. Турками они стали
называть себя во времена Камола Отатюрка
(двадцатые годы XX столетия), а свое государство
Турцией. Официально с 1920 года термин «турок»
относится к родственному нам соседнему
народу. При упоминании термина «турецкий
народ», или «турецкая литература», имеется
в виду население Турции и его литература.
Когда
упоминается термин «тюркский народ»,
то имеется в виду оседлое население,
жившее на территории древнего Турона
и Туркестана, а именно узбеки. Когда говорят
тюркские народы, имеют в виду все тюркские
народы, народности, племена, сюда же относят
и турков. У всех тюркских народов, в том
числе и у узбеков и турков - общие корни.
История Узбекской ССР, том I
На протяжении
многих столетий узбеки, их предки жили
по соседству с другими народами
региона. Отношения между ними боли
добрыми, довольно длительный исторический
период не было однозначных территориальных
границ между узбеками, казахами, таджиками,
киргизами, каракалпаками, уйгурами и
многими другими. А многочисленные
междоусобицы и неурядицы происходили
по разному поводу, но не национальной
почве. Даже после завоевания Россией
Туркестана недовольство местного населения
проявлялось не столько против русских,
сколько против имперской политики
царизма. Многократно серьезным
испытаниям подвергались общечеловеческие
чувства узбеков при
Со второй
половины XIX века после завоевания Средней
Азии Россией население региона
подпало под колониальное владычество
царизма. С 1886 г. судьба Туркестана определялась
в соответствии с «Положением
об управлении Туркестанским краем».
В 1924 году
в результате проведения национально-территориального
размежевания, Туркестанский край был
разделен. Были образованы Узбекская,
Казахская, Таджикская, Киргизская республики.
При этом каждая из среднеазиатских
республик представляла собой «пеструю»
этническую карту. Такая политика было
возможно направлена на искусственное
замедление процесса этнического развития
народов в рамках унитарного государства.
В исторической,
противоречивой ситуации СССР союзным
республикам Конституция
Провозглашенная
в конце августа 1991 года национально-государственная
независимость открыла новую
эру для Узбекистана в
На начало
2000 года в Узбекистане проживало
25 млн. человек, их них более 18 млн. узбеки.
В числе жителей Узбекистана свыше 1,2 млн.
русских, более одного миллиона таджиков,
примерно столько же казахов, около 450
тысяч каракалпаков, примерно 470 тысяч
татар, сотни тысяч киргизов, туркменов,
уйгуров, корейцев, здесь также немало
украинцев, армян, азербайджанцев, башкир,
белорусов, немцев, турков и многих других.
Одним из важных достижений суверенной
Республики Узбекистан на сегодняшний
день является обеспечение стабильного
мира и межнационального согласия.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ДУХОВНОСТИ
Духовный
облик, обычаи, традиции, психология народа
складывались на протяжении тысячелетий
и вытекали из общечеловеческих ценностей.
В их формировании решающую роль сыграли
образ жизни здешних людей, способ
их выживания в определенных социальных
условиях. Различные условия труда,
экономические и другие взаимосвязи,
процесс общения людей
В 1885 г.
венгерский ученый Герман Вамбери в г.
Лейпциге опубликовал книгу «Тюркский
народ». Автор в шестидесятых годах XIX
века вел исследовательскую работу в Туркестане,
где изучал историю края, традиции местного
населения. В данной книге имеется специальная
глава «Узбеки» в которой с большой теплотой
и уважением описывает обычаи узбеков,
особо выделяет их открытость, мужество,
свободолюбие, терпимость, доброту, веру
в ислам, приверженность к стабильному
семейству. В романе Абдуллы Кадири «Минувшие
дни» показывает присущие природе узбеков
гостеприимство, уважительное отношение
к старшим и бережное отношение к младшим,
искренне сострадание и веру в людей. А.
Кадыри также раскрывает и осуждает зависть,
склонность к интригам, непостоянство
в поддержке друг друга, надменность по
отношению к другим и некоторые другие
негативные повадки. Но известно, что семья
- не без урода, что у всех народов есть
люди с отрицательными чертами. Узбеки
- не исключение.