Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
Площадь: 1,1 млн. км2.
Численность населения: около 60 млн. человек (1999).
Государственный язык: амхарский.
Столица: Аддис-Абеба (около 2,5 млн. жителей, 1999).
Государственный праздник: День Свободы (28 — 29 мая, с 1991 г.).
Денежная единица: быр.
Член ООН с 1945 г., ОАЕ и др.
Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).
Орошаемое муссонными дождями Эфиопское нагорье — оазис среди пустынь. Север и восток нагорья — единственная в Тропической Африке древняя область пахотного земледелия, местами с искусственным орошением. Во второй половине XX в. начали выращивать чай, тропические фрукты, арбузы, дыни, помидоры, картофель, виноград.
Единственная железная дорога связывает Аддис-Абебу с портом Джибути. Основной вид транспорта — автомобильный, на втором месте — воздушный.
Около половины
населения принадлежит к
Самый многочисленный из эфиосемитских народов — амхарцы (около 20 млн. человек). Они живут в северной части (округ Амхара), а также во всех городах, включая Аддис-Абебу. Амхарский язык — наиболее литературно развитый из языков Эфиопии. Второй по численности эфиосемит-ский народ — тыграйцы (около 6 млн. человек). Они населяют округ Ты-грай на севере страны и соседнюю часть Эритреи. Много тыграйцев живет в Аддис-Абебе и других городах. Народ гураге (около 1 млн. человек), культурно близкий к амхарскому, сконцентрирован к югу от столичного района. Гураге говорят на двух близкородственных языках, распадающихся на многие диалекты. Харари (около 40 тыс. человек) живут в городе Харэр, где составляют ядро населения. Этот маленький народ отличается всеобщей грамотностью. Многие из них говорят на нескольких языках: харарском, амхарском, арабском и др. Амхарцы, тыграйцы и харари имели в прошлом развитые феодальные общества и уже давно сложились в народности. На их языках еще до XX в. существовала письменность. Оромо (свыше 22 млн. человек) — самый многочисленный из народов Эфиопии и кушитских народов. В основном оромо сосредоточены в одноименном округе, но территориальные группы этого народа разбросаны в разных районах Эфиопии, заселенных ими еще в XVI в. На севере большинство из них — крестьяне-пахари, на юге — кочевники или полукочевники: разводят овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов или ослов. Среди этой части оромо сохранилось деление на племена (в XIX в. — около 100), а также остался такой древний общественный институт, как организация сверстников по поколениям (не обязательно одного возраста): каждые 8 лет однажды сорганизованная группа сверстников переходит на новую социальную ступень (система гада). На ступени неженатых воинов группа устанавливает законы племени, активно участвует в управлении, является ударной военной силой; на более высокой ступени — заводит семьи и семейные хозяйства, на следующей — формирует совет старейшин и т. д. В системе управления племенем свою роль играют и вожди-жрецы, и колдуны. Вне этой системы — низшие касты.
Второй по численности кушитский народ Эфиопии и Северо-Восточной Африки в целом — сомалийцы (около 1,5 млн. человек только в Эфиопии), живут в основном на юго-востоке; близкородственные им по языку и культуре афары (около 1 млн. человек) — на востоке, в пустынях и полупустынях. Лишь немногочисленные группы кушитских народов занимаются кочевым и полукочевым скотоводством и разводят верблюдов. Большинство из них сочетают скотоводство с земледелием и ведут оседлый образ жизни. Оседлыми земледельцами являются и кушитские этносы группы сидамо (собственно сидамо, камбата, тимбаро, алаба, хадья и другие, общей численностью около 0,7 млн. человек), а также консо (свыше 100 тыс. человек). Им близки по культуре, общественному строю и религии омотские народы (валяйта, куло, конта, гофа, кафа, гимира и др.). В отдаленном прошлом кушитские народы населяли и север. Теперь там отдельными островками среди амхарцев и тыграйцев сохранились группы агау, а также фалаша — эфиопские иудаисты, многие из которых выехали в Израиль.
Широко распространены касты — касты ремесленников (например, кузнецов, жены которых — горшечницы), касты кожевников, касты охотников и рыболовов (хотя сами эфиопы в основном не едят ни рыбы, ни мяса диких животных), касты музыкантов и сказителей.
Несмотря на все различия между отдельными народами, Эфиопия и Эритрея образуют культурную общность. Например, у большинства эфиопов — сходный национальный костюм: характерная форма штанов, рубах, пояс и шамма — подобие римской тоги.
Оригинальна общеэфиопская кухня: острые соусы, сырое парное мясо, большие лепешки из пшеничной и теффовой муки, домашнее пиво и медовуха.
Древние праздники годового цикла — общие для разных народов Эфиопии: их отмечают и христиане, и язычники, и даже часть мусульман. Так, конец сезона больших дождей (в сентябре), когда зацветает желтыми цветами особый кустарник, отмечается таким общим праздником. После церковного богослужения сооружаются костры на площадях, люди поют и пляшут с эфиопскими свечами в руках. Эти свечи — длинные (больше метра) сплетенные фитили, пропитанные воском. И кустарник, и праздник на всех языках Эфиопии называется «мэскэль» («крест»). Популярный праздник водосвятия празднуется у источников. Эфиопский календарь — очень древний и общий у разных народов Эфиопии (у мусульман он сосуществует с лунным исламским календарем); он тот же, что и у египетских коптов, но только названия месяцев — оригинальные.
По сравнению с арабскими странами и Сомали общественная культура народов Эфиопии отличается большей свободой нравов.
Крупнейший город, главный центр образования, науки и культуры Аддис-Абеба (буквально «Новый цветок») был основан в 1884 г. От первых 50 лет истории города сохранились несколько каменных зданий, в том числе старый императорский дворец, греческая, армянская, старая католическая церкви, постройки русских инженеров: старое посольство России, бывшая русская церковь, один из мостов. Большая часть городских зданий построена в 60 — 90-е гг. XX в. Основные магистрали — широкие проспекты с современными кварталами. В некоторых постройках отражены древние эфиопские архитектурные элементы. За фасадом проспектов — немощеные улочки из одноэтажных мазанок, где бродят куры и козы. Здесь пищу готовят во дворах или прямо на улице, разжигая костры из эвкалиптовых дров, которые доставляют вязанками, навьючив на ослов. Большинство жителей Аддис-Абебы — вчерашние сельчане или их дети, выходцы из всех этносов. Здесь находятся университет, научные институты, музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, штаб-квартира ОАЕ, Дом Африки. В городе и окрестностях много церквей различных конфессий, мечети, несколько госпиталей и клиник и крупнейший в Африке базар «Маркадо», где можно купить все — от монет Аксума и императоров Менелика и Хайле Селассие до видеотехники. Аддис-Абеба — крупнейший в Эфиопии центр промышленности (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной, строительной).
Харэр (около 40 тыс. жителей) в XVI — XIX вв. был столицей мусульманского государства. Окруженная стеной старая часть города — типичный мусульманский город. Среди достопримечательностей — бывшая мечеть, превращенная в XIX в. в церковь, католический собор, дом французского поэта А. Рембо.
Дыре-Дауа (около 120 тыс. жителей) — транспортный узел, центр торговли и промышленности (текстильной, пищевой). В городе — железнодорожные мастерские.
Гондэр (около 100 тыс. жителей) — к северу от озера Тана. Был в 1636 — 1868 гг. столицей Эфиопии, теперь главный город округа Амхара, центр пищевой промышленности.
Бахр-Дар — центр пищевой, текстильной, марганцевой промышленности, расположен к югу от озера Тана. К югу и востоку от Аддис-Абебы находятся промышленные города Акаки. Моджо (текстильная промышленность), Уонджи (бумажно-картонная), Назрет, или Адама (тракторосборочная). Все они тесно связаны со столицей Эфиопии.
Природа исключительно разнообразна — от заснеженных зимой гор до жаркой каменистой пустыни Афар. Нагорье занимает 1/3 страны (1500- 2500 м).
Характерны амба — столовые горы с плоскими вершинами и отвесными склонами. Климат — субэкваториальный. Количество осадков — от 150 - 600 до 1500 - 1800 мм в год. Среднемесячная температура + 13...+35° С. В горах юго-запада — самый влажный в Эфиопии климат. Здесь под высокими пальмами, маслинами, фиговыми и другими деревьями растут дикие кофейные деревца. Больше половины территории — саванны и полупустыни. Обилие дикорастущих цветов. Фауна чрезвычайно богата. Помимо обычных для Африки видов животных есть и эндемичные: зебра Греви, несколько видов обезьян, сэменская лисица, дикий сомалийский осел и др.
B I тысячелетии до н. э. на север Эфиопии переселились народы южно-аравийской цивилизации, было создано государство. В I — VIII вв. здесь процветало Аксумское царство (христианское — с середины IV — VI в.). Позднее в Эфиопии сложилась система христианских, мусульманских, иудаистских и других государств во главе с христианским императором. В XIX в. Эфиопская империя отстояла свою независимость, но в 1936 — 1941 гг. была захвачена Италией. В 1942 — 1974 гг. на территории Эфиопии — абсолютная монархия, в 1974 — 1991 гг. был установлен коммунистический режим.
Эфиопская ортодоксальная церковь существует с середины IV в. У нее свой священный язык — геэз (древнеэфи-опский), свои святые, особые праздники, своеобразная церковная архитектура. Необычно и то, что в церквях исполняют обряды под музыку и аккомпанемент барабанов. Эфиопский ислам также оригинален: представлены три ветви суннизма, есть свои места паломничества. Около половины населения — христиане (в большинстве — прихожане эфиопской православной церкви). Около 45% — мусульмане-сунниты.
Многочисленные памятники всемирно-исторического значения находятся в Аксуме — главном религиозном центре христианской Эфиопии. Среди них — стелы с надписями царя Эзаны (IV в.), самые высокие в мире обелиски, выточенные в форме многоэтажных дворцов, древняя цистерна, собор гробницы царей. В округе Тыграй сохранились раннесредневековые церкви, в том числе пещерные; южнее, в Лалибэле, — 11 монолитных церквей (около XII в.), в Гондэре — императорские дворцы и церкви XVII — XVIII вв. Места паломничества — старинные монастыри в Тыграе, на берегах озер Тана и Хайк, а в центральной и южной Эфиопии — монастыри, связанные с именем святого Тэкле-Хайманота. Харэр знаменит памятниками исламской цивилизации. Древние скульптуры (начиная с середины I тыс. до н. э.), изделия из бронзы, иконы и рукописные книги с миниатюрами хранятся в музеях и библиотеках Аддис-Абебы и в старинных монастырях.
Эфиопия — федеративная республика с двухпалатным парламентом и президентом, наделенным обширными полномочиями. Состоит из 10 национальных округов и городов федерального подчинения — Аддис-Абебы и Дыре-Дауа.
Человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Понятие расы имеет биологическую основу: сходство признаков мнемически обусловлено (передается по наследству).
Широко распространено
представление о делении
1. Пигментация кожи (количество меланина, глубина залегания)
2. Пигментация волос
3. Форма волос (курчавость)
4. Жесткость волос
5. Пигментация глаз (темные, светлые, смешанные)
6. Развитие третичного волосяного покрова (лицо, тело)
7. Форма глаз (широкие, средние, узкие)
8. Эпикантус — верхняя складка века (перекрывание края слезного бугорка)
9. Нос (высота, длина, ширина, форма, спинка носа)
10. Рот (толстый, средний, тонкие губы)
Среди рас современных людей, принадлежащих к одному виду Homosapiens, в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская) и австралоидная (океанийская). Две последних обычно объединяют в одну австрало-негроидную (экваториальную) расу.
В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходными обычно называют такие расы, которые сформировались в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы образовывались не только в древности, но и в средневековье, а также в новое и новейшее время в процессе метисации. Так, переходной считают эфиопскую расу на востоке Африки, которая возникла на Африканском Роге в глубокой древности. По форме носа и строению лицевого скелета эфиопы почти не отличаются от южных европеоидов, но кожа у них почти такая же темная, как у негров. Среди негроидных черт — спиралевидные волосы, темные глаза. Европеоидные черты — узкое лицо, узкий длинный нос, средние губы.
Происхождение. Этимология слова "Эфиоп". Возникновение языка. Истоки культуры. Начала религии. Правители Абиссинии. Международные отношения.
Эфиопская переходная раса имеет глубокие корни в древнейшей истории и мифологии. До нашего времени дошло старинное название Эфиопии — "Абиссиния". Независимое государство Абиссиния, населенная в то время цветными христианами, считается старейшим из доисторических образований на африканской почве. Начала этого государства, впрочем, весьма темны. Предание восходит ко временам царя Соломона, и первым основателем абиссинского царства называется мифический сын Хама, по имени Куш, который поселился в Аксуме, древнейшем царском городе к западу от Адуа вТигре; по имени его, также мифического, сына Эфиопа, будто бы вся страна названа Эфиопией.
Царицу Сабейскую легенда переносит в Абиссинию и ее сына, царя Менелика или Давида, выдает за отпрыск ее сближения с Соломоном, царем Иудейским. Во всех этих сказаниях содержится вспоминание о прежних тесных сношениях Абиссинии с противолежащим арабским материком. В первом дохристианском тысячелетии, не позднее 300 г. до Р.Х.[1] , сабейцы Йемена отправили избыток своего населения через Красное море в Абиссинию; только тогда, когда "эфиопский" язык, благодаря христианству, приобрел свою литературу, как указывает Гуго Винклер, сабейский язык был вытеснен из Абиссинии. Впоследствии дело повернулось иначе: в последние дохристианские века властители Абиссинии, в свою очередь, переступив за море, утвердились в Сабе, подчиненной в то время гимиаритам; только по временам иудеям, добившимся в конце концов господства над Сабой, удавалось освобождаться от абиссинской опеки. Но с 525 г. по Р.Х. Инмен в течение семи столетий находился под властью абиссинских вице-королей. Сходство наречия геез, считавщегося в Абиссинии и теперь священным, богослужебным языком, с гимиаритским наречием Южной Аравии весьма значительно. Из гееза, на котором писаны рукописи XIII столетия, дошедшие до нас, образовался нынешний диалект Тигре, и языки Амхары и Шоа считаются производными неизвестной уже ныне, боковой ветви гееза. Все это доказывает, что юг Красного моря всегда скорее связывал, чем разделял народы Аравии и восточной Африки.
Информация о работе Федеративная Демократическая Республика Эфопия