Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ Евразии как специфической цивилизации в истории человечества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе работы дается краткий географический очерк истории цивилизации Евразии, во второй главе описываются древнейшие цивилизации Евразии.
Введение 2
1. Географический очерк истории цивилизаций Евразии 6
1.1 Горные хребты на территории суперматерика 8
1.2 Морские державы 16
2. Древнейшие цивилизации Евразии 32
2.1 Египет 32
2.2 История Месопотамии: Шумер, Вавилон и Ассирия 35
2.3 Ассирия – первая торговая держава 40
2.4 Цивилизация Иудеи 43
Заключение 49
Список литературы 51
Распад Нового царства означает конец второго – самого плодотворного витка этногенеза на египетской земле, когда к власти приходят иноземные династии – ливийцы и эфиопы. В 674–665 годах до нашей эры Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию, правда, ливийцам – Псамметиху I и его сыну Нехо I – удалось изгнать ассирийцев и объединить Египет и даже завоевать Палестину и Сирию. Нехо I, в свою очередь, был разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II, снова потерял Сирию и Палестину, но на территории Египта начался пассионарный подъём нового этноса, оказавшийся недостаточным, чтобы противостоять персам, которые покорили страну в 525 году до нашей эры. Против персов новые египтяне восставали, но безрезультатно.
Позже Египет достался Птолемеям и пережил с ними новый пик своего возвышения. Последний пик в истории Египта был достигнут в правление мамлюков ближе к середине II тысячелетия уже нашей эры.18
Таким образом, на территории Египта можно насчитать четыре завершившихся витка этногенеза, пики политического могущества которых пришлись примерно на следующие даты: 2650 год до нашей эры – правление Хеопса, 1400 год до нашей эры – правление Аменхетена IV, середина II века до нашей эры – пик правления Птолемеев, 1200–1300 годы нашей эры – правление Салладина и последующих египетских султанов, разбивших крестоносцев и войска монголов в Палестине и Сирии. Как мы видим, пики разделяет примерно 1250 лет, при этом значение Египта начинает затухать в мировом масштабе с третьего пика, то есть с третьего витка этногенеза. Это легко объяснимо, так как третьим и четвертым пиками Египет обязан пришельцам или завоевателям, а не коренному населению, которое на витках этногенеза постепенно утрачивает пассионарность, и чем дальше, тем больше.
Теперь рассмотрим историю Месопотамии. Самую древнюю принято делить на Протописьменный (2900–2750 до н.э.) и Раннединастический периоды (2750–2310 до н.э.), государство Саргонидов (2310–2200 до н.э.) и 3-ю династию Ура (2111–2008 до н.э.). На рубеже тысячелетий произошло вторжение племён амореев – пастушеских племён западных семитов, шумерский язык окончательно стал мёртвым, хотя до конца III тысячелетия он оставался языком письменности (канцелярские тексты и надписи велись на нём). В последующий период главное значение среди городов Месопотамии приобретает Вавилон, возникают аморейские династии в большинстве месопотамских городов, семитоязычное население становится господствующим в Месопотамии. Шумерский период в истории Месопотамии закончился, таким образом, на стыке тысячелетий; далее в Месопотамии возникли два новых мощных политических центра: Вавилон и Ассирия, выросшая на базе Ашшура – небольшого торгового города, разбогатевшего на торговле с хеттами и восточным Средиземноморьем. Борьбой между этими двумя новыми центрами Месопотамии заполнен практически весь период между концом 3-й династии Ура и образованием Персидской державы – почти 1500 лет – от 2005 года до 539 года до нашей эры. Таким образом, историю древней Месопотамии можно поделить на две части: III тысячелетие – Шумерская история, II-ое и первая половина I тысячелетия до нашей эры – Вавилоно-Ассирийская история, предстающая как второй виток цивилизационного этногенеза на месопотамских землях. История Шумера представляет первый.19
Разделение витков этногенеза на территории Месопотамии не вызывает особых трудностей в отличие от Египта, где такое разделение мы провели, базируясь в основном на косвенных данных (перенос столицы, распад централизованного государства без видимых причин), а не на прямых, связанных с изменением языка. Именно изменение языка проживающих на данной территории людей и может служить основным индикатором начала нового витка этногенеза, при этом изменение обычно не происходит мгновенно, а может затянуться на несколько веков. На территории Месопотамии такое изменение произошло в явном виде, хотя процесс вытеснения шумерского языка семитскими продолжался очень долго.
К
этому изменению
Первоначальным толчком к появлению цивилизаций стала задача создания искусственной среды для выживания в изменившихся природных условиях, которые стали почти экстремальными – пустыня наступала на собирателей-охотников, это был «Вызов» невиданной силы в истории человечества, но и «Ответ» получился выдающимся – возникли первые цивилизации. Далее человечество двинулось по пути создания других творений собственных рук и мозга: государства, письменности, технических изобретений; природная среда постепенно, очень медленно отдавала свой контроль над человеческой жизнедеятельностью самому человеку.
Первые речные цивилизации возникли не просто на базе земледелия как основной деятельности, а на базе ирригационного земледелия, требующего координации усилий большого количества людей.
В Месопотамии речная география не являлась «монополией» какой-то одной реки, и здесь со временем возникла существенно отличающаяся от египетской социальная и политическая структура.
Цивилизованный мир постоянно расширялся в течение всей дохристианской эры, а в христианскую эру церковь и образцы германской государственности, возникшие на обломках Римской империи, проникли на север Западной Европы и в Восточную Европу, цивилизовав эти территории. Первоначальным источником этого распространения государственности стал Шумер.
Обширное государство возникло в Месопотамии лишь на рубеже XXIV и XXIII веков до нашей эры и связано оно было с именем Саргона Древнего (2316–2261 до н.э.). До него в Месопотамии возникали лишь военные союзы нескольких номов, обычно под предводительством сильного лугаля (военачальника).
Саргон первым получил власть над Верхней и Нижней Месопотамиями; его воины, уже побывавшие у Средиземного моря, теперь омыли оружие в Персидском заливе (совсем как воины Святослава, которые могли это сделать даже в трёх морях – Балтийском, Каспийском и Чёрном).
Первый
цивилизационный виток в
Объединительное государство для новой цивилизации на территории Месопотамии создал Вавилон 1-й династии, шестым и наиболее знаменитым царём которой был Хаммурапи (1792–1750 до н.э.). Основателем этой династии был Сумуабум (1894–1881 до н.э.), правивший за сто лет до Хаммурапи.20
Месопотамия
вавилоно-ассирийского витка этногенеза
оказалась гораздо более
Месопотамия того периода (впрочем как и предыдущего) вполне заслуживала названия «страны множества городов». Наличие большого количества городов говорит о развитости цивилизации, ведь именно в городах происходит «основная жизнь» цивилизации, они являются сосредоточением и государственности, и письменности, и культуры. Падение централизованного государства 3-й династии Ура привело к почти полной ликвидации государственно-хозяйственного управления. Новые правители предпочитали не возрождать его механизм, а раздавать государственную землю, мастерские, торговые учреждения частным лицам, которые начинали вести почти частное хозяйство, хотя и не являлись его собственниками. Даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. Государство свою функцию постепенно стало видеть не в организации всего хозяйственного механизма, а лишь в его регулировании и взимании податей, которые постепенно превращались в налоги.
В Месопотамии, в отличие от Египта, на втором витке цивилизационного этногенеза начался рост частного хозяйственного сектора.
Таковы
два очень глубоких изменения
в ассирийско-вавилонской
До XV века до нашей эры такого названия не существовало, а города, позднее вошедшие в качестве ядра в эту державу, были разного этнического происхождения. Ниневия первоначально была, по-видимому, хурритским городом; Ашшур – аккадским. В конце этого века Ашшур стал независимым городом, богатевшим на торговле между Малой Азией и Месопотамией, а также странами Загроса и Армянского нагорья. Возвышение Ашшура представляет собой первый в истории случай возвышения не земледельческого, а торгового города. Если взглянуть на карту того географического образования, которое называется Ближним Востоком в широком смысле, то территория, где расположились главные ассирийские города – Ашшур, Ниневия и Арбела, находится в самом центре этого образования, ограниченного с разных сторон пятью почти независимыми морями: Красным, Средиземным, Чёрным, Каспийским и Персидским заливом. Мореплавание в середине XV века до нашей эры было слаборазвито, моря представляли собой естественные границы региона, лишь вдоль которых ходили морские суда. Но так как эти моря слабо связаны между собой, преимущество в этом регионе имела сухопутная торговля. Кроме того, этот регион с юга ограничен Аравийской пустыней, с севера – Кавказскими горами, и лишь с востока сухопутная граница более прозрачна – горы Загрос были не столь высоки. В рассматриваемый период цивилизованный регион Большого Ближнего Востока помещался в этих естественных границах, включая в себя и нильскую долину.21
В
последующей цивилизационной
Выгоды этого месторасположения не могли не сказаться на судьбе ассирийских городов, начавших в рассматриваемый период быстро богатеть на посреднической торговле, благо и торговля Египта с остальными странами Большого Ближнего Востока осуществлялась в основном через Библ, а оттуда египетские товары шли в Ассирию, тогда как более прямой караванный путь через Сирийскую пустыню ещё не был освоен. В политическом отношении в Ашшуре практически вся власть сосредоточилась в руках ишшиакку – жреца, администратора и военного вождя в одном лице. Обычно он занимал и должность укуллу – верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет, скорее всего, его значение уже в середине II тысячелетия до нашей эры было невелико.
Сосредоточение власти в руках правителя и богатство, основанное на торговле, позволили Ашшуру начать стремительную внешнюю экспансию. С начала XIV века ашшурский правитель называл себя «царём», хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшур-убаллит I (1365–1330 до н. э.) впервые именует себя царём «страны Ассирии» в официальной переписке. Территория Ассирии начинает расти на запад (верхний Тигр) и восток (горы Загрос). Царь превращается в самодержца и присваивает себе титул царя «обитаемого мира» (Адад-Нерари I, 1307–1275 до н. э.). При Тукульти-Нинурте I (1244–1208 до н. э.) Ассирия становится великой державой, охватывающей всю Верхнюю Месопотамию. Далее следует вторжение «народов моря». Хеттское царство падает, Египет ослабевает, Вавилония подвергается нашествию южноарамейских кочевников – халдеев.22
При Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.) Ассирия переживает первый пик своей военно-политической мощи, ассирийская армия достигает берегов Чёрного моря, захватывается Вавилон, правда ненадолго. Но тут начинается очередное вторжение кочевников-семитов, теперь уже арамеев. С конца XI по конец X века до нашей эры до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов.
Следующий подъём Ассирии начинается в царствование Адада-нерари II (912–891 до н.э.), при котором начинается рост территории Ассирии: область Аррапхи была завоевана у Вавилонии, присоединена область реки Хабур на западе. После двухсотлетнего перерыва возобновляются походы к Средиземному морю, совершённые Ашшуром-нацил-апалом II (884–858 до н.э.), внуком Адад-Нерари II.