Демографическая ситуация в Оренбургской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Концепция демографической политики Оренбургской области (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», законами Оренбургской области и другими нормативными правовыми актами, регулирующими демографические процессы.

Работа содержит 1 файл

Концепция демографической политики Оренбургской области.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

IV. Основные направления демографической политики Оренбургской области

Демографическая политика области предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

а) в области сохранения здоровья населения, создания условий для укрепления здоровья, снижения уровня смертности и увеличения продолжительности жизни населения:

повышение доступности и качества медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь, особенно для жителей сельской местности;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;

развитие системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

реализация мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий;

развитие системы экстренной неотложной помощи больным, в том числе страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями;

повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

совершенствование технологий и подходов к профилактике табакокурения, злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами;

совершенствование моделей межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики и реабилитации больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, в том числе туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, наркомании;

развитие системы управления профессиональными рисками на основе их выявления, оценки, контроля и информирования работников о соответствующих рисках, улучшение условий труда за счет экономической мотивации работодателей;

проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, усиление государственного контроля качества продовольствия, питьевой воды, состояния окружающей природной среды;

повышение качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, направленной на сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;

разработка социальной рекламы, медико-просветительских программ, информационных проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности;

развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в учреждениях дошкольного, общего среднего, начального и среднего профессионального образования;

создание условий для занятий физической культурой и спортом по местожительству, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов;

обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений с учетом состояния здоровья обучающихся;

б) в области сохранения здоровья будущих мам, новорожденных, детей и подростков:

дальнейшее развитие перинатальной службы области, обеспечивающей внедрение современных перинатальных технологий в оказании медицинской помощи беременным и новорожденным;

внедрение новых диагностических и репродуктивных технологий, укрепление службы планирования семьи и медико-генетической помощи населению;

проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем; обеспечение специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью детей: развитие детской кардиохирургии, внедрение современных технологий в работу детского онкологического центра и других государственных учреждений здравоохранения;

развитие системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, включая высокотехнологичное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, разработку и выпуск специального оборудования и мебели;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;

организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;

развитие системы социальной поддержки беременных женщин и матерей с новорожденными детьми; реализация программы дополнительного питания и обеспечения витаминно-минеральными комплексами беременных и кормящих женщин;

реализация программы бесплатного обеспечения детей первых трех лет жизни специальными молочными и сухими продуктами детского питания; обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, тяжелыми формами пищевой непереносимости, лечебным питанием;

в) в области обеспечения условий, способствующих укреплению семьи и рождению детей, создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи:

обеспечение доступности жилья для каждой семьи, в первую очередь для молодых и многодетных семей за счет развития ипотечного кредитования, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

обеспечение роста благосостояния населения путем создания государственных гарантий занятости для трудоспособных членов семьи, в том числе для работников из семей, нуждающихся в социальной защите, одиноких, многодетных родителей, а также беременных женщин, инвалидов, пенсионеров; стимулирование создания для них специальных рабочих мест; сокращения безработицы, гарантированной оплаты труда работающему населению;

поддержка индивидуальной трудовой деятельности, личных подсобных хозяйств, семейного предпринимательства и фермерства;

повышение конкурентоспособности и востребованности женщин на рынке труда;

формирование в городской и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, на основе соблюдения соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для сохранения традиций и особенностей развития многонационального населения области;

обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, повышение качества их услуг;

развитие дополнительных образовательных услуг;

обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для детей, подростков и молодежи, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений детьми, учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, студентами средних специальных и высших учебных заведений, воспитанниками детских специализированных и интернатных учреждений;

повышение гарантий материального обеспечения ребенка при раздельном проживании родителей, совершенствование алиментных правоотношений;

совершенствование региональной системы сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе ранней профилактики семейного неблагополучия;

развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе негосударственных, прежде всего, в сельской местности, повышение качества и расширение спектра предоставляемых услуг;

создание специализированной системы защиты прав детей, правового просвещения детей и подростков, включая развитие института уполномоченного по правам ребенка в Оренбургской области, внедрение в работу исполнительной власти и судебных органов системы ювенальных технологий, профилактики правонарушений, социальной реабилитации и адаптации в обществе несовершеннолетних правонарушителей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

развитие единой межведомственной системы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях различных ведомств, с последующей реализацией комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить социальную адаптацию этих детей и передачу их на воспитание в семью;

развитие различных форм замещающей семьи и семейного воспитания (усыновление, опека, приемная семья, патронатная семья, семейная воспитательная группа);

повышение уровня материальной обеспеченности и осуществление социального сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

г) в области повышения статуса семьи в обществе, пропаганды семейных ценностей, создания привлекательного образа семейной жизни, материнства, отцовства, укрепления семейных традиций:

формирование системы мероприятий по пропаганде семейных ценностей, национальных традиций и семейного образа жизни через средства массовой информации, проведение конкурсов, акций, фестивалей и других мероприятий с привлечением общественных и религиозных организаций, представителей науки, культуры и искусства;

организация семейных клубов и ассоциаций;

разработка и внедрение в социально-педагогическую практику программ воспитания культуры семейных отношений, обучения детей и родителей основам семьеведения, семейного воспитания, психологии детско-родительских взаимоотношений;

формирование современной системы нравственного воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни;

развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей;

формирование семейной культуры, основанной на гендерном равенстве, национальном самосознании семьи, повышении роли отца в семье;

д) в области миграционной политики в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости социальной адаптации и интеграции мигрантов:

совершенствование миграционного законодательства Оренбургской области; разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Оренбургской области, региональной программы социальной адаптации мигрантов к новым условиям на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу оренбуржцев;

последовательное развитие замещающей миграции населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом;

формирование толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов;

усиление контроля соблюдения правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;

создание институциональной основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.

V. Механизм реализации демографической политики Оренбургской области

Реализация демографической политики предполагает:

организацию демографического мониторинга и демографической экспертизы готовящихся и принимаемых решений по проблемам демографии и оценку последствий их реализации;

дальнейшее совершенствование законодательства с учетом мер по реализации демографической политики;

реализацию на среднесрочную (до 2015 года) и долгосрочную (до 2025 года) перспективу региональных демографических программ, разработанных с учетом результатов мониторинга социально-экономического положения различных категорий семей и в соответствии с федеральным законодательством;

обеспечение приоритетов демографической политики при формировании областного и муниципальных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов для реализации основных направлений демографической политики;

совершенствование механизма целевого финансирования мероприятий, проводимых в рамках демографической политики, с привлечением внебюджетных источников;

выполнение в полном объеме приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и развития сельского хозяйства;

обеспечение межведомственной координации деятельности различных ведомств и служб в вопросах поддержки семьи;

информационное сопровождение реализации основных направлений демографической политики и приоритетных национальных проектов;

ежегодное обновление и внесение изменений в план мероприятий по реализации демографической политики в Оренбургской области на 2007–2015 годы с учетом результатов и задач на конкретном этапе.

VI. Основные этапы и ожидаемые результаты демографической политики Оренбургской области

Реализация демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года предусматривает три этапа.

На первом этапе (2008–2010 годы) определяются и реализуются первоочередные мероприятия в сфере демографической политики, направленные на преодоление негативных тенденций демографического развития, в том числе по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, осуществлению мероприятий по повышению качества оказания медицинской по­мощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных технологий, по увеличению продолжительности жизни пожилых людей, со­вершенствованию государственной адресной материальной поддержки и медико-психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, в том числе замещающих.

Информация о работе Демографическая ситуация в Оренбургской области