Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:35, курсовая работа
Концепция демографической политики Оренбургской области (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», законами Оренбургской области и другими нормативными правовыми актами, регулирующими демографические процессы.
Концепция демографической политики Оренбургской области
Концепция демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция демографической политики Оренбургской области (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», законами Оренбургской области и другими нормативными правовыми актами, регулирующими демографические процессы.
Демографическая политика является составной частью социальной политики Оренбуржья, рассчитана на долгосрочную перспективу, представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер социально-экономического, правового и профилактического характера, направленных на улучшение демографической ситуации в области, в том числе на сохранение и укрепление семьи, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, регулирование внутренней и внешней миграции.
В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, государственно-общественной, так и на общественной основе. При реализации Концепции используются институты социального партнерства.
Объектом демографической политики является население, субъектами – органы исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, работодатели, общественные объединения, региональные отделения политических партий, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица, функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность семьи и улучшение демографической ситуации в области.
II. Современная демографическая ситуация в Оренбургской области
На демографическую ситуацию влияют факторы, которые требуют особых подходов как в экономической, так и в социальной политике: значительная площадь области (124 тыс. кв. км), низкая плотность населения (17,3 жителя на 1 кв. км), высокий удельный вес сельского населения (42 процента) резко континентальный климат, большая протяженность границы с Республикой Казахстан (1876 км) и многонациональность населения (119 национальностей).
Область, активно используя свою специфику богатого природными ресурсами региона с протяженной внешней границей и развитой транспортной и производственной инфраструктурой, обеспечивает собственное экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
В Оренбуржье за 2000–2007 годы:
увеличился валовый региональный продукт на 78,5 процента и составил 340 млрд. рублей;
выросли объемы производства промышленной продукции в 2 раза;
увеличились реальные располагаемые денежные доходы населения в 2 раза;
увеличился объем оборота розничной торговли в 2,8 раза;
среднемесячная заработная плата в области в 2007 году возросла на 24,6 процента, в сельском хозяйстве – на 58,6 процента.
Сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 42,1 процента в 2000 году (Российская Федерация – 29 процентов) до 19 процентов в 2007 году (Российская Федерация – 16 процентов).
Численность населения в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2007 составила 2125,3 тыс. человек, в том числе городского – 1220,6 тыс. человек (57,4 процента), сельского населения – 904,7 тыс. человек (42,6 процента).
С 1999 года по 2002 год (по данным переписи населения 2002 года) население области уменьшилось на 43,5 тыс. человек (в среднем за год на 10,9 тыс. человек).
Сокращение численности населения в последние годы происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), а также миграционного снижения, которое наблюдается в области с 2001 года. За 2007 год естественная убыль уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 36 процентов. Естественный прирост населения наблюдается в 14 территориях области: г. Новотроицке, Адамовском, Акбулакском, Александровском, Беляевском, Домбаровском, Красногвардейском, Оренбургском, Ташлинском, Сакмарском, Соль-Илецком, Тоцком, Первомайском и Ясненском районах.
Уровень рождаемости в Оренбуржье за период 1990–2006 годы уменьшился с 15,5 до 10,9 родившихся на 1000 человек населения. Сокращение рождаемости было характерно как для городской (с 14,1 до 10,6 на 1000 человек населения), так и для сельской местности (с 17,9 до 11,4 на 1000 человек населения), (Российская Федерация – 10,4, Приволжский федеральный округ – 10,1).
В результате этого суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной за весь репродуктивный период) все минувшие семнадцать лет имел тенденцию к снижению.
В 2006 году данный показатель составил 1,36 рождения на одну женщину (1990 г. – 2,2 ребенка, 2003 г. – 1,4), в городской местности – 1,2 ребенка, в сельской местности – 1,7. Для простого воспроизводства (замещение поколений родителей их детьми) этот показатель должен составлять не менее 2,14–2,15 ребенка.
За 2007 год по сравнению с 2006 годом в области родилось на 2500 детей больше.
Вместе с тем состояние здоровья женщин и детей по-прежнему вызывает тревогу. По итогам всероссийской диспансеризации в области определены здоровыми лишь 32,1 процента детей, 51,7 процента – имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16,2 процента детей – хронические заболевания.
Напряженной остается ситуация в сфере репродуктивного здоровья женщин. Несмотря на сокращение числа абортов, велика доля прерывания первой беременности и, как следствие, возникновение бесплодия, коэффициент которого в два раза выше среднероссийского показателя.
Остается актуальной проблема распространения социально опасных заболеваний: туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма. Вместе с тем в области снижается распространенность и заболеваемость алкоголизмом среди детей и подростков (2001 г. – 1,5 на 10 тысяч подросткового населения, 2006 г. – 0,6 на 10 тысяч подросткового населения). По-прежнему высока угроза заболеваемости наркоманией, особенно в возрастной группе 11–14 лет.
Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия изменениями структуры семьи, снижением ее роли в обществе.
Из общего количества семей, проживающих в области, 41,3 процента имеют детей в возрасте до 18 лет. Значительно выросла доля семей с одним ребенком. На 44,7 процента снизилась численность многодетных семей – с 19,2 тысячи в 2000 году до 10,6 тысячи в 2007 году.
Наряду с высоким уровнем разводов типичным явлением становится совместное проживание без регистрации брака. Доля таких семей составляет 12–14 процентов. Значительно количество неполных семей (около 41,6 тысячи), в которых воспитываются более 55,5 тыс. детей.
Число детей-инвалидов в Оренбургской области составляет 9,1 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами 1700–1800 детей.
Безработица осложняет положение малообеспеченных семей. В Оренбургской области зарегистрировано 6,8 тыс. семей безработных родителей, в которых воспитываются 10,1 тыс. детей.
Сохраняется высокий уровень семей с моральным неблагополучием – 4,7 тыс. семей, 4,3 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Оренбургской области около 10,9 тысячи таких детей, из них около 85 процентов охвачены семейными формами жизнеустройства, 3,2 тысячи находятся в интернатных учреждениях, в том числе 1,6 тыс. детей – дети-сироты. Около 1,0 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах. Если уровень рождаемости в области за 17 лет (с 1990 по 2006 годы) уменьшился на 29,7 процента, то уровень смертности увеличился на 52,6 процента, в том числе уровень смертности женщин – на 37 процентов, а мужчин – в 1,7 раза.
Одна из наиболее злободневных проблем сегодня – смертность в трудоспособном возрасте. По сравнению с 1990 годом уровень смертности в этой возрастной категории увеличился в области в 1,5 раза.
В структуре смертности трудоспособного населения на первом месте – несчастные случаи, отравления и травмы (38,3 процента), на втором – болезни системы кровообращения (28,3 процента), на третьем – новообразования (11,3 процента). Ежегодные потери населения данного возраста за последние 5 лет составляли 29–32 процента от общего числа умерших (в 1990 году – 25 процентов). Причем подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (в 2006 году – 79,9 процента) – мужчины, уровень смертности которых в 3,9 раза превышает женскую.
За 2007 год по сравнению с 2006 годом уровень смертности населения области снизился на 1,4 процента и составил 14,6 умерших на 1000 человек населения против 14,8.
Продолжается снижение младенческой смертности. За последние 17 лет самый высокий показатель младенческой смертности наблюдался в 1993 году (20 из каждой 1000 новорожденных не дожили до 1 года). Наименьший показатель в 2007 году – 9,0 на 1000 родившихся живыми. По сравнению с 2006 годом уровень младенческой смертности снизился на 21 процент.
Структура младенческой смертности аналогична общероссийским показателям: первое место принадлежит отдельным состояниям, возникшим в перинатальном периоде, второе – врожденным аномалиям. На третье место впервые в 2007 году вышла смертность детей первого года жизни от внешних причин, которые являются социально значимыми.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения.
В 2006 году показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении составлял 66,2 года (2005 г. – 65 лет), в том числе у мужчин – 59,9 (2005 г. – 58,7), у женщин – 73,0 (2005 г. – 72,0). Данный показатель был ниже у мужчин на 0,5 года, у женщин – на 0,2 года, чем в среднем по России.
Одним из важных компонентов, влияющих на демографическую ситуацию в области, являются миграционные процессы.
В 1994 году наблюдался наибольший миграционный прирост (24,2 тыс. человек). С 1998 года до 2001 года в области наблюдается миграционное снижение.
В 2006 году миграционная убыль населения заметно увеличилась и составила 4,2 тыс. человек (в 2005 году – 4,3 тыс. человек).
После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Оренбургской области не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.
В последние годы благодаря целенаправленной деятельности по развитию социально-трудовой сферы, мерам по предотвращению преждевременной смертности населения наблюдается постепенное увеличение уровня рождаемости, снижение показателей смертности, сокращение естественной убыли, некоторое увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.
III. Цели, принципы и задачи демографической политики Оренбургской области
Стратегической целью демографической политики является создание условий для устойчивого демографического развития Оренбургской области, воспроизводства и достижения оптимальной структуры населения, формирования предпосылок последующего демографического роста:
стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году до 2,5 млн. человек;
укрепление института семьи;
повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности к 2025 году – до 75 лет, в том числе здоровой и активной жизни.
Достижение этой цели потребует решения задач динамичного развития экономики, обеспечивающих рост благосостояния населения, развитие социальной инфраструктуры, доступности жилья, гарантий трудоустройства, улучшения экологической ситуации.
Основные принципы демографической политики:
единство целей федеральной и региональной демографической политики;
комплексность решения демографических задач;
концентрация на приоритетах: выбор по каждому направлению демографического развития наиболее острых проблем и выработка эффективных механизмов их решения;
консолидация действий исполнительных и законодательных органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных и гражданских институтов;
адресность проводимой демографической политики;
учет местных демографических особенностей при разработке и реализации муниципальных демографических программ;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период.
Основные задачи демографической политики:
увеличение продолжительности жизни населения, обеспечение охраны здоровья граждан, предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности;
сохранение и укрепление репродуктивного потенциала населения, здоровья будущих мам и новорожденных;
создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей;
повышение статуса семьи в обществе, пропаганда семейных ценностей, поощрение успешной семьи, материнства, отцовства, укрепление семейных традиций;
развитие системы адресной поддержки социально-неблагополучных семей, создающей условия для самореализации;
реализация мер в области миграционной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, нацеленной на возмещение естественной убыли постоянного населения Оренбургской области миграционным приростом, при этом всецело и в первоочередном порядке учитывающей интересы коренных жителей области.
Информация о работе Демографическая ситуация в Оренбургской области