Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа
В любой стране нет более мощной и многогранной отрасли, чем транспорт. Транспорт – величайшее благо человечества, которое удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в перемещении, преодолевая пространство, время и массу.
Автомобильный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта России на данное время. Именно поэтому я выбрала данную тему исследования для своей курсовой работы, посчитав её наиболее актуальной. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.
Введение
Глава 1. Определение автомобильного транспорта…………………………….4
Определение автомобильного транспорта……………………………4
1.1.1 техническое оснащение автотранспорта: техническое оснащение и автодороги…………………………………………. .4
1.1.2 организация управления автомобильным транспортом….. 6
1.2 Преимущества и недостатки…………………………………………. 7
1.3 Особенности автомобильного транспорта……………………………9
1.4 Факторы влияющие на развитие автомобильного транспорта…….10
1.5 Роль автомобильного транспорта в развитии хозяйства РФ……… 10
Глава 2. Современная экономико-географическая характеристика………….12
2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России…………………………………………………………………….. 12
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли…………………15
2.2.2 Грузовые автомобильные перевозки………………………16
2.2.3 Пассажирские перевозки автомобильным транспортом…17
2.3 Особенности современного развития автомобильного транспорта России…………………………………………………………………….. 21
Глава 3. Основные современные проблемы и перспективы отрасли………. .22
3.1 проблемы………………………………………………………………22
3.2 перспективы…………………………………………………………. .24
3.3 задачи…………………………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы…………………………………………… . 32
Приложения………………………………………………
Перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляют 1974 крупных и средних автотранспортных предприятия, из них: 570 грузопассажирских и 1258 пассажирских предприятий.
Автобусным транспортом общего пользования обслуживается 1120 городов и поселков городского типа, а также 73541 сельский населенный пункт. На территории Российской Федерации действуют 29190 автобусных маршрутов, из них: 8646 – городских, 14577 – пригородных, 5867 – междугородных.
Общая протяженность автобусных маршрутов составляет 1765 тыс. км. Парк автобусов в Российской Федерации насчитывает порядка 824 тыс. единиц (Приложение 4), в том числе в крупных и средних предприятиях всех отраслей экономики числятся 239 тыс. ед. (из них 73,6 тыс. ед. – на предприятиях, основным видом деятельности которых является перевозка пассажиров на коммерческой основе), у физических лиц – 342 тыс. ед.
В настоящее
время на предприятиях транспорта общего
пользования эксплуатируется
Для обслуживания населения на маршруты общего пользования в 2007 г. «службой заказчика» на регулярной основе привлекалось около 73 тыс. автобусов, в том числе принадлежащих: физическим лицам – около 62 тыс.; юридическим лицам других отраслей экономики – 3 тыс.; юридическим лицам – малым автопредприятиям подотрасли «Автомобильный транспорт» - около 8 тыс.
Кроме того, перевозки пассажиров осуществляли около 25 тыс. автобусов субъектов малого предпринимательства, работающие без «службы заказчика».
Автобусами общего пользования с учетом привлеченного транспорта во всех видах сообщения перевезено 14,736 млрд. человек (по данным 2007 года), маршрутными автобусами в городском и пригородном сообщении – 7,7 млрд. человек.
Сокращение объемов перевозок на муниципальном транспорте связано с сокращением парка автобусов большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, развитие в большинстве городов сети маршрутных такси привело к перераспределению платежеспособных пассажиров.
Необходимо также отметить, что анализ работы автомобильного пассажирского транспорта строится на основании форм государственного статистического наблюдения за работой средних и крупных транспортных организаций. В указанных формах не отражаются транспортная работа и объемы перевозок пассажиров, выполняемые частными перевозчиками ( в основном на маршрутных такси). Это связано с отсутствием законодательных норм, обязывающих частных перевозчиков предоставлять сведения о количестве перевезенных пассажиров, что также влияет на объективность статистических данных о перевозках пассажиров автомобильным транспортом.13
Значительно возросли услуги служебного легкового автотранспорта, парк которого увеличился почти в 2 раза и составил около 430 тыс. автомобилей. Затраты на содержание служебного легкового автотранспорта составляют, по имеющимся оценкам, не менее 130 млрд. руб. в год, что более чем в 2 раза превышает расходы на общественный пассажирский автобусный транспорт, обеспечивающий выполнение свыше 90% всех автобусных перевозок пассажиров. В ограниченных размерах в стране функционирует легковой таксомоторный автотранспорт, а также прокат легковых автомобилей. В соответствии со ст. 97 Устава автомобильного транспорта РСФСР предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования предоставляют гражданам во временное пользование по договору проката легковые автомобили за плату, размер которой определяется установленными тарифами. В настоящее время в России услуги по прокату автомобилей предоставляют зарубежные и отечественные фирмы. Правда, в основном прокатный сервис сосредоточен лишь в нескольких крупных городах страны, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и др. В последнее время в сфере автопрокатных услуг появились российские предприятия: «Мосрентсервис», «Рольф», «Ольга-Лимузин», «Автокосмос» и др.(Это означает постепенный «подъем» транспортных услуг отечественных организаций). Автопарк наиболее крупных из этих фирм насчитывает более 80 единниц. Средний возраст машин составляет около 3 лет, однако и тарифы на их аренду на 15-20% ниже, чем у иностранных конкурентов.14
Важным фактором современного этапа развития пассажирского автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн. единиц. Согласно имеющимся оценкам в настоящее время до 40% транспортной подвижности городского населения обеспечивается личными автомобилями.
Международные пассажирские перевозки осуществляются с 23 странами, перевозится более 1 млн. пассажиров в год. В этом секторе перевозок насчитывается 519 регулярных автобусных маршрутов, привлечено около 2 тыс. автобусов 200 российских фирм. Значительное количество пассажиров перевозится между Россией и Китаем (2,4 млн.), Украиной (1,9 млн. пассажиров), Казахстаном (1,6 млн.), Белоруссией (1,3 млн.), Финляндией (912 тыс.), Польшей (730 тыс. пассажиров).
В настоящее время регулирование международных пассажирских перевозок осуществляется в соответствии с многосторонними международными конвенциями и соглашениями в области автомобильного транспорта, участницей который является Россия, двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении между Российской Федерацией и другими иностранными государствами, а также действующим национальным законодательством.15
2.3 Особенности
современного развития
Автомобильный транспорт – это единственный вид транспорта, который обеспечивает основной объем спроса и предложений всех секторов производства, всю сферу услуг и быта, а также другие виды транспорта. Он единственный способен транспортировать все 97 товарных групп, доставлять их «от двери до двери» на любые расстояния. Именно эта особенность автомобильного транспорта привела к тому, что с его помощью в настоящее время в нашей стране перемещаются около 60% из общих объемов грузов и обеспечивается четверть внешнеэкономического потенциала. 80% всех товаропроизводителей и практически 100% сельскохозяйственного производства, строительства малого бизнеса не имеют других связей, кроме автомобильных.16
В сравнении со странами с развитой рыночной экономикой и другими видами транспорта развитие автомобильного транспорта России на данном этапе характеризуется рядом особенностей:
1. Уровень развития
автомобильного транспорта
2. Дорожная инфраструктура организационно и экономически разобщена с большинством ее пользователей. При этом развитие дорожной сети и качество автомобильных дорог не соответствуют уровню автомобилизации.
3. Количество
субъектов автотранспортной
4. Наряду с
автотранспортной
5. Отсутствие
правовой структуризации и
Глава 3. Проблемы, перспективы и задачи автомобильного транспорта России.
3.1 Проблемы.
Процесс автомобилизации наряду со значительным ускорением развития экономики и социальной сферы сопровождается нарастающими негативными эффектами.
3.2 Перспективы.
Более ста лет автомобиль триумфально шествовал по нашей планете. Сейчас в мировой практике постепенно меняются догмы проектирования и конструирования. В перспективе будут создаваться принципиально новые транспортные машины с новыми силовыми установками (с гибридными энергетическими установками, с аккумуляторными батареями, с электрохимическими генераторами). Ведущие фирмы мира планируют уже через 3-5 лет организовать массовое производство легковых автомобилей и автобусов с применением новых энергетических установок. Пик развития традиционных двигателей внутреннего сгорания практически прошел. Появление принципиально новых силовых установок окажет решающее влияние на конструкцию всего автомобиля.