Англия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части - Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В Великобританию входят три историко-географические области: Англия, Уэльс и Шотландия. В состав Соединенного Королевства включается также Северная Ирландия, занимающая северо-восточную часть острова Ирландия. Это - четвертая область страны.

Содержание

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
3. РЕЛЬЕФ
4. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
5. КЛИМАТ
6. ПОЧВА
7. ПРИРОДА
8. НАСЕЛЕНИЕ
9. ХОЗЯЙСТВО
10. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
11. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
12. ТРАНСПОРТ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
13. КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Работа содержит 1 файл

Англия.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

положение как  столица, главный политический и  культурный центр страны, один

из её крупнейших промышленных центров, самый большой  морской порт и ведущий

город наиболее важного экономического района Великобритании - Южной Англии.

Кроме Лондона  многие "столичные" функции выполняют  ещё 10 городов

Великобритании: Эдинбург, Кардифф и Белфаст как  столицы соответственно

Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; Глазго, Ньюкасл, Лидс и Брэдфорд,

Бирмингем, Манчестер, Шефилд и Ливерпуль - как центральные города конурбаций

и региональные центры. Кроме того свыше 150 городов  по численности жителей и

той роли, которую  они играют в жизни близлежащих  территорий, стоят выше

основной массы  городов. Эти города называются "сити", все же остальные -

"таун".

Мало в мире таких стран, в которых бы приморские города занимали столь важное

место, как в  Великобритании, в которой из 100 больших  городов 44 -

приморские. Лондон возник прежде всего как морской  порт для торговли с

континентальными европейскими государствами; через Гуль (Халл) издавна велась

торговля со странами бассейна Балтийского моря; Бристоль и Ливерпуль служили

"воротами  в Новый свет". Вблизи крупных  промышленных центров располагаются

приморские  города-курорты: Брайтон и Маргейт - около Лондона, Блэкнул – у

Ланкширского  угольного бассейна, Скарборо - на побережье  Йоркшира. Вся

первоначальная  застройка тяготела к морю. У побережья  строились все

специализированные  квартиры и уже дальше - жилье.

Намного быстрее, чем остальные города, в последние два столетия возле

угольных и  железорудных месторождений росли  крупнейшие промышленные центры:

Глазго, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд, Белфаст, Миддлборо  и др. Развивающаяся

промышленность  требовала все больше рабочих  рук, и рабочие кварталы, спешно

застраивавшиеся спекулянтами, часто с самого начала были трущобами. Дома для

рабочих строились  по единому стандарту. Чаще всего  это однообразные "террасы"

- ряды стоящих  впритык однотипных домов. Монотонность  рабочих кварталов в

промышленных городах нарушается лишь огромными закопченными зданиями фабрик и

заводов, складами и газораспределительными станциями. Железная дорога здесь,

как правило, идет до самого центра города и служит как  бы его "скелетом".

Старые кварталы промышленных городов обрастают новой застройкой, в которой

промышленная  зона отделена от жилой.

До самого последнего времени все города Великобритании росли преимущественно

вширь, так как  малоэтажная застройка дешевле  и больше соответствует вкусам и

традициям британцев. До сих пор еще некоторые неохотно селятся в

многоквартирных домах, поскольку это означает жить без своего, пусть даже

крошечного, садика. Города все более расширяют территорию за счет роста

пригородов, поглощая и без того дефицитные земельные  ресурсы. Только в

последнее десятилетие в британских городах стали появляться многоэтажные

многоквартирные дома, однако жилье в них очень  дорого. Поэтому большинство

британцев продолжает жить в старых домах, многие из которых  были построены

еще в прошлом  веке. Острый жилищный кризис, сопровождаемый ростом квартирной

платы, - одна из наиболее серьезных социально-экономических  проблем страны.

В Великобритании распространены в основном два типа сельских поселений. В

низменной восточной  части Англии население живет  преимущественно в деревнях.

Формы деревень разнообразны: чаще звездчатого плана, реже рядовой, уличной

планировки.

Самая плотная  сеть деревень - в северо-восточном  Йоркшире, где они часто

находятся не далее 2,5 км. друг от друга. Исключительно  высока плотность

сельских и полу сельских поселений в основном промышленном поясе страны и

вокруг конурбаций Тайнсайд т Клайдсайд. Здесь поселки, в которых живут

рабочие, занятые  на промышленных предприятиях конурбаций, перемежаются с

деревнями, хуторами и отдельными фермами.

9.  ХОЗЯЙСТВО

Великобритания - высокоразвитая индустриальная страна, которая в

международном разделении труда выступает как  поставщик промышленной

продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире

определяется  не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-

фрахтовой и  другой коммерческой деятельностью. Около 30% ее валового

национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45% - от

сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную  торговлю,

страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и

образование. Доля сферы обслуживания в валовом  национальном продукте

увеличивается значительно быстрее, чем доля обрабатывающей промышленности,

которая даже несколько  снижается. Уменьшилась также доля сельского хозяйства

- до 3% и добывающей  промышленности - до 1,4%.

Для развития экономики  Великобритании исключительное значение имеет вывоз

промышленных  товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые

вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода

британских  международных монополий был  и остается вывоз капитала в другие

страны.

С образование  мирового социалистического лагеря и независимых национальных

государств  в Азии, Африке и Латинской Америке  многие связи британского

капитала оборвались, но общие размеры заграничных  инвестиций Великобритании

растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.

С переориентацией  британской промышленности на новейшие отрасли для ее

развития внешний  рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. В

последнее время  этот рынок британские монополии  находят в развитых

капиталистических странах, доля которых в вывозе британского  капитала

превысила 3/5.

Все еще велик  экспорт капитала Великобритании в  развивающиеся страны: на нее

приходится  почти половина капитала вывозимого в эти страны

западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады

иностранных монополий  в экономику Великобритании.

Национализация  по-капиталистически, проведенная в  конце 40-х годов в

электроэнергетике, угольной и газовой промышленности, на железнодорожном и в

автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные

компенсации с  ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию этих

отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия работали с

убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым под предлогом

экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти  все свои колонии, Великобритания утратила многие экономические

преимущества: безраздельный контроль над богатейшими мировыми месторождениями

- цветных металлов, нефти, важными источниками натурального  каучука, дешевой

сельскохозяйственной  продукции, гарантированные рынки  сбыта промышленных

товаров и безграничные возможности вывоза капитала на все континенты.

Будучи дожником США и их "младшим" партнером  и взяв на себя значительные

расходы по НАТО, Великобритания вынуждена мириться с проникновением в ее

экономику американского  капитала, роль которого возрастает с  каждым годом.

Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро

развивающиеся современные отрасли промышленности. Американскими фирмами

выпускается свыше  половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая  же доля

медикаментов. Более половины компаний, занятых  разведкой месторождений нефти

и газа в Северном море - также американские.

10.  ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленность  Великобритании дает 1/3 валового национального  продукта, на

нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в  основном привозное сырье и

все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании

характерен  быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную

технологию  производства и организацию труда, новейшее оборудование и

совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных

отраслей. К  первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и

точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко

второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная  промышленность,

судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к

созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений

промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них

практически все  производство. Самые крупные промышленные монополии страны -

"Империал  Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и

"Дженерал  Электрик компания", в которых  занято по 200 тыс. человек.

Основная часть  промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в

густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

Ланкашира и  от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные

районы за пределами  этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и

центральная часть  Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли,

стали отстающими или депрессивными. Это большая  часть Шотландии, Северная

Ирландия, почти  весь Уэльс, крайний северо-восток и  часть юго-запада Англии.

В течение последних  лет британское правительство стремится проводить

региональную  политику, направленную, с одной  стороны, на некоторое

сдерживание концентрации населения и промышленности в  чрезмерно разросшихся

конурбациях, а  с другой - на содействие подъему  старых промышленных районов с

большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в

отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются

государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты

налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности.

Благодаря разгрузке  столичных агломераций, прежде всего  Большого Лондона, и

конурбации  Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих

районах несколько  изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в  целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-

за самой  сущности стихийного капиталистического производства. Экономические

трудности в  отстающих районах остались в  основном прежними. Не удается

остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная

политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и

прежде всего  сократить безработицу. В 1970-х годах  все больше усиливается

борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров

и шахтеров в  этот период показали, что при решении  региональных проблем

интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль  горнодобывающей промышленности Великобритании – добыча

каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский

уголь господствовал  на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда  его было добыто

рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью  обеспечивала хозяйство

Великобритании  топливом. Каменный уголь шел и  на экспорт. Угольные бассейны

стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время

как новейшие отрасли  промышленности развивались на основе последних

достижений  науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн

старыми методами. Нефть становилась все более  серьезным конкурентом угля.

Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это

приводило к  уменьшению его потребления. Использование  природного газа, новых

методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему

сокращению  потребления этого вида топлива.

Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране.

Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая  только нефти,

дающей почти  половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских

островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним

следует Нортумберленд-Даремский  и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось  в последние годы в

связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская  нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта

сырой нефти  и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном  Мидленде дают ежегодно

менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного  моря - новая,

процветающая  отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из

Саудовской  Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии,

Нидерландов и  Венесуэлы.

Крупнейшие  нефтеперерабатывающие заводы расположены  у глубоководных морских

портов у  Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов

южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный

завод в Шотландии  на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений

Информация о работе Англия