Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:32, курсовая работа
Для раскрытия темы были определены следующие задачи исследования:
1) отобрать и проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
3) обозначить особенности восприятия речи на слух;
4) охарактеризовать этапы работы при обучении аудированию;
5) перечислить требования упражнениям для формирования навыка понимания речи на слух;
6) рассмотреть классификации условно-речевых и речевых упражнений;
7) обобщить результаты исследования данной проблемы для продолжения исследования и их апробации в дипломной работе.
Для достижения цели обучения в средней школе необходимо, чтобы выпускник понимал иностранную речь на слух и тем самым был способен участвовать в актах устного общения. Но опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает именно при восприятии и понимании речи на слух, то есть при аудировании. Причиной здесь является сущность аудирования, поскольку оно является единственным видом речевой деятельности, при котором от лица, ее выполняющего, ничего не зависит. Так как предмет сообщения и языковые средства определяются говорящим, реципиент вынужден воспринимать сообщение в том виде, в котором оно ему передается. Слушающий бессилен что-либо изменить в выполняемой деятельности, облегчить ее, приспособить к своим возможностям, и тем самым создать благоприятные условия для приема информации. Аудирование, требуя напряженной психической деятельности, обычно вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. Неблагоприятные для реципиента условия деятельности затрудняют овладение ею. [12, 9].
При аудировании фраза как одна из единиц восприятия понимается не путем анализа и последующего синтеза составляющих ее слов, а в результате распознавания информативных признаков. Наиболее информативным признаком принято считать интонацию, так как она обладает «воспринимаемыми качествами», благодаря которым аудитор может сегментировать речь на синтаксические блоки, понять связь частей фразы, а, следовательно, и раскрыть содержание. За интонацией закреплены такие речевые функции, как коммуникативная, синтетическая, логическая, модальная. При восприятии речевых сообщений прежде всего распознается коммуникативный план высказывания, причем интонация является одним из основных структурных признаков, по которым различаются коммуникативные типы предложений: повествование, вопрос, восклицание, побуждение.
Выполняя указанные функции, интонационный слух вырабатывает одновременно индикаторные признаки (эталоны), которые необходимы для успешной деятельности кратковременной памяти.
Если под интонационным слухом принято понимать способность воспринимать интонационную структуру фразы и правильно соотносить ее с интонационным вариантом, то под фонетическим слухом понимается умение различать звуки речи и идентифицировать их с соответствующими фонемами. Фонематический слух, так же как и интонация, необходим не только для формирования адекватных акустико-артикуляционных образов, но и для использования имеющихся в памяти эталонов при распознании новых сообщений.
[7, 11].
Поскольку главной целью обучения является подготовка обучающегося к речевому общению в естественных условиях, процесс обучения будет только тогда целенаправленным и эффективным, когда учащийся уже в процессе обучения столкнулся с трудностями естественной речи и научился их преодолевать.
1.4.2 Лингвистические
трудности смыслового
Исходя из специфики аудирования как одного из самых сложных видов речевой деятельности, нам представляется целесообразным прежде всего осветить связанные с ним трудности и указать пути их преодоления. Несмотря на универсальность многих умений аудирования (независимо от того, на каком языке происходит общение), аудирование на иностранном языке имеет свои особенности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении.
Описание лингвистических трудностей аудирования целесообразно начать с краткого сопоставительного анализа диалога и монолога, поскольку эти формы речи влияют не только на выбор языковых средств, но и на структурно-композиционные характеристики текста.
Языковые средства
диалога определяются целью
При отсутствии
внутреннего контакта между
Слушающий
может либо участвовать в
Выбор языковых средств монологической речи также обусловлен целью высказывания, ситуацией общения, индивидуальными особенностями говорящего (его образованностью, эмоциональным состоянием, характером отношений с аудиторией и другими факторами). Факторы и условия, в которых протекает речевое общение, обуславливают особенности устной речи на всех уровнях и соответственно сложности восприятия на слух.
В области
грамматики эти трудности
Что касается лексических сложностей, то известно, что они возникают не только в связи с количественным увеличением словарного материала и его разнообразием (характерным для старшей ступени обучения), но и с такими моментами, как употребление слов в переносном значении, наличие строевых слов, лексики в переносном значении и фразеологических оборотов. Глубокого проникновения в контекс требуют многозначные слова, паронимы (звучание которых отличается только одним звуком), антонимы и синонимы. При восприятии таких слов на слух необходимо удерживать в памяти весь контекст или ситуацию, иначе слово, усвоенное раньше и лучше, слышится вместо другого.
Слова, близкие
по звучанию к словам родного
языка, но имеющие разное
Фонетические
сложности разговорной речи
Исследования,
проведенные на материале
Большое значение
для адекватного понимания имее
Восприятие интонации особенно сложно, когда она призвана выразить подтекст. Но, пожалуй, самым влияющим на понимание фактором (постоянно влияющим, тем более на начальной ступени) является темп речи. Как ни покажется парадоксальным, но на понимании особенно сказывается медленный темп. Увеличение темпа способствует пониманию, но увеличение лишь до определенных пределов.
Темп при аудировании имеет значение потому, что нет возможности (как при чтении) вернуться назад, обдумать фразу еще раз. Потому в методике часто возникают споры о том, с какого темпа речи следует начинать обучение. Целесообразно выдерживать нормальный темп; в необходимых же случаях (когда нужно что-то выделить в речи, обратить на это внимание учащихся) темп замедляется на время и вновь переходит на нормальный. Очень убедительно это доказывает Н.И. Гез: «Искусственное замедление искажает интонационный рисунок фразы, мешает быстроте реакции и существенно замедляет выработку речевых навыков. Медленный темп, кроме того, значительно ослабляет внимание, крайне необходимое для успешного приема и переработки информации». [5,265].
Что касается сложностей аудиотекстов, то большое значение для восприятия на слух имеют их композиционно-смысловая структура, способ изложения мыслей и межфразовые связи. [9, 25].
Таким образом, наличие значительных и многообразных трудностей аудирования является бесспорным фактом. Очевидно, что для успешного обучения аудированию нужна методическая система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление.
Вывод по главе I
Аудирование является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение. Основы речевых навыков и умений складываются на начальном этапе обучения, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективным и как цель, и как средство в обучении иностранному языку. Известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества.
Глава II. Система упражнений для обучения аудированию
2.1 Понятие «упражнение» в
В упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое- то упражнение может давать и побочный эффект, т.е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направлено. И это очень важно использовать в обучении. Но все же важнее определить главную цель каждого упражнения.
Упражнение- это не беспорядочное
«делание», ему присуща специальная органи
2.2 Требования к упражнениям
для формирования навыка
Выделяют упражнения для усвоения материала и для его использования в речи. Терминология при этом чрезвычайно разнообразна: первые называют языковыми, подготовительными, тренировочными и т.п., вторые- речевыми, коммуникативными, творческими и т.д. Липецкая методическая школа считает, что для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения (УРУ), и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения (РУ). [14, 2].
Система упражнений для обучения аудированию должна обеспечивать:
а) соответствие упражнений психологическим и лингвистическим сложностям воспринимаемых на слух сообщений;
б) возможность совмещения аудирования с другими видами речевой деятельности, и в первую очередь с говорением;
в) управление процессом формирования умений и навыков аудирования;
г) успешную реализацию конечной практической
цели и промежуточных задач
Составными компонентами