Теории происхождения языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:50, реферат

Описание работы

В мифе рассказывается о том, как некая группа людей, поселившаяся в дельте Евфрата, научилась изготовлять кирпичи из глины (в месопотамских мифах неоднократно сообщается о божественном происхождении этого вида строительного материала), построив город и башню. Мораль мифа продолжает ту же тенденцию, что и история о потопе: человек, несмотря на то, что ему был преподан страшный урок, продолжает, будучи зараженным первородным грехом, в гордыне своей стремиться к недостижимому равенству с Богом.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1 ТЕОРИИ ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА 

     
    1. Вавилонская башня

     Для начала рассмотрим миф о Вавилонской  башне, а в частности, пожалуй, наиболее известный его библейский вариант, который упоминается в гл.11 «Бытия»и повествует о потомках Ноя, пережившего Потоп.

     В мифе рассказывается о том, как некая  группа людей, поселившаяся в дельте Евфрата, научилась изготовлять  кирпичи из глины (в месопотамских  мифах неоднократно сообщается о  божественном происхождении этого  вида строительного материала), построив город и башню. Мораль мифа продолжает ту же тенденцию, что и история о потопе: человек, несмотря на то, что ему был преподан страшный урок, продолжает, будучи зараженным первородным грехом, в гордыне своей стремиться к недостижимому равенству с Богом. Стремление это выражается в попытке достигнуть равенства самым простым и грубым путем — путем «взлома» жилища Бога. Преступлению этому соответствует наказание гораздо более мягкое, чем потоп, поскольку Яхве после потопа пообещал более не истреблять человечество. Достаточно того, что люди, имеющие общую родословную, разделяются по языкам и разбрасываются по разным землям. Используя принцип «разделяй и властвуй», Яхве предотвращает возможность какого-либо нового коллективного посягательства на сферу небесную. [1]

     Название  города Вавилона, точнее, «Баб-Иль», означающее «врата бога», вряд ли может выводиться из еврейского корня «бол», означающего  «смешение», хотя Библия и утверждает, что это именно так (Быт. 11. 9). 
 
 

__________________________________________________________________

[1] Библия. 

     
    1. Установитель  имен – Божественное начало

     Логосическая  теория (logos - понятие, разум, мысль)- это божественная теория происхождения языка. Причём, высшее духовное начало могло называться не только Богом, но и Дао, Логосом или же Словом. Существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской. Согласно этой теории, язык создан божественным, духовным началом и имена вещам даны всевышним. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов и проходит через всю историю языкознания (Платон, Г.Нисский, Вильгельм фон Гумбольдт).

     В представлении народов, населявших Переднюю Азию и Индостан и живших ранее Х в. до н.э., язык был создан божественным началом. Главный Бог дал имена другим Богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного Бога. Здесь интересно отметить разнообразие обликов всевышней силы, созидающей язык, многоступенчатость этого действия при движении имен с неба на землю и непосредственную связь именования с деятельностью, с созиданием. [2]

     Самыми древними дошедшими до нас литературными памятниками являются индийские Веды (букв. «знание»). Это четыре сборника поэтических произведений  - гимнов, песен, заклинаний. Индийцы считают их священным писанием. Первой по древности и святости считается Ригведа. В ней говорится, что установителем имён является Бог – Всеобщий ремесленник, ваятель и плотник.  Но он устанавливал не все имена, а только подчинённых ему богов. В другом же гимне Ригведы говорится о том, что начало речи дали люди – первые великие мудрецы, которые под предводительством Брхаспати (вдохновитель красноречия и поэзии) «приступили к действию, осуществляя установление имён.» 

__________________________________________________________________

     [2] Индийские веды. 20 век до н. э.

     К Ведам примыкают Упанишады (букв. «сидеть около»), комментирующие и дополняющие Веды. В них говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое, создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

     Следующая теория, библейская, основывается на священной книге христианства – Библии. Согласно ей, богу с самого начала была присуща способность говорить. Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному:

     «В  начале было Слово [Логос], и Слово было у  Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

     Мир был создан за шесть дней. Бог  создал свет, твердь, воду, растения и  «живую душу» (птиц, гадов и т.д.), в том числе и человека; последний  был создан по образу и подобию  его:

       «И взял Господь  Бог человека, которого  создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2, 15-22).

     Кроме созидающего «божественного глагола» бог обладает более простой способностью установителя имен, которую он передал своему образу и подобию – Адаму.

     Согласно Корану, Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами»

     Однако  позже, согласно Библии, потомков Адама  за их попытку построить башню  до небес Бог покарал разнообразием  языков:

     На  всей земле был  один язык и одно наречие… И сошел  Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем лее, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, 11, 5-9).

     В Деяниях Апостолов (части Нового Завета) описывается событие, произошедшее с апостолами, из которого следует связь языка с Божественным:

     «При  наступлении дня  Пятидесятницы все  они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с  неба, как бы от несущегося сильного ветра, и  наполнил весь дом, где  они находились. И  явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

     День  Пятидесятницы, или Троицын день, заслуживает того, чтобы, кроме своего религиозного значения, стать Днем Лингвиста или Переводчика.  

     
    1. Установитель  имен – Благородный  человек, мудрец

     Ответвлением логосической теории являются представления многих древних народов мира о мудрецах, благородных людях, законодателях как установителях имен. В этих представлениях создание языка предписывалось высокочтимым и святым предкам, основателям племени, которые были связаны с богами. Так, в вышеупомянутой Ригведе имена устанавливают первые мудрецы. Подобный вариант словотворчества содержится в древнеиранской священной книге Авесте (букв.: закон).

     В древнекитайской философии роль установителя имен выполняют не только предки, но и современники, управляющие государством. Спор шел лишь о том, насколько свободны они в выборе слов, как соотносится деятельность по именованию, выполняемая изначальной упорядочивающей мир силой, с деятельностью управителей. Рассмотрим в этой связи позиции двух выдающихся китайских философов античности (VI—V вв. до н.э.): Лао-цзы и Конфуция — основоположников двух из трех (третья — буддизм) в прошлом официальных религий, постоянно ведших между собой борьбу за влияние. Лао-дзы основал даосизм (от дао — путь, сы — выбравший), а Конфуций — конфуцианство.

     В основном памятнике даосизма "Дао  до цзин" ("Книга о пути и  добродетели") установление имен тесно  связано с понятием дао. Дао —  это реальная, но неопределимая созидающая сила, предшествующая всему сущему (в том числе и богам) и независимая от него: "Человек следует (законам) земли. Земля следует (законам) неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе" [3]

     Зарождение  даосизма, как и конфуцианства, происходило  в очень трудную и бурную эпоху китайской истории, в эпоху междоусобиц, злоупотребления властью жестоких и алчных правителей, от чего страдало

все население. Поэтому философы призывали правителей действовать в

соответствии с законами, диктуемыми высшими силами. Только в этом

случае  поведение их будет правильным, т.е. приведет к порядку и благоденствию. Если государи и знать будут соблюдать  дао, то и они сами, и народ успокоятся.

Установление  порядка связано с именованием. Поскольку  Дао осуществляет порядок  через государей, то и установление имен происходит через них. При этом государям необходимо знать « предел их употребления», т.е. их точный смысл. Это требование связано с законодательством: чем больше законов и чем они менее точны, тем больше беспорядка в обществе.

Конфуций, меньше интересовавшийся началами бытия  и больше- нравственно-политическими  способами наведения порядка  в мире, прямо возлагал ответственность  за установление имен на «благородного  мужа»- государя, правителя. Он должен давать и произносить имена правильно, в соответствии с целесообразными правилами поведения. Последние основываются на гуманности и благорасположении  благородного мужа к подданным и на их доверительной покорности.

Поскольку порядок и слова исходят, по Конфуцию, не от независимого Дао, а от благородного мужа, то неправильные имена он же может и исправить. 

_________________________________________________________________

[3] Древнекитайская философия. М.., 1972, т.1, с. 122.

 
 

Отсюда  теория исправления  имен, имевшая определенный социальный смысл в условиях хаотического правления царствами при Конфуции.

     Конфуций, говоря о правильности употребления имен, имеет в виду прежде всего  общение между государем и  подданными, правителем и исполнителями. Вот почему важно, чтобы слова  благородного мужа были правильными, "имели под собой основание", т.е. указания его должны быть точными и понятными исполнителю.

     Однажды Цзы-лу спросил учителя: что вы сделаете прежде всего, если Вэйский правитель (города Вэй) привлечет Вас к управлению государством? И Конфуций удивил своих учеников ответом: "Необходимо начать с исправления имен". Одной из злободневных задач в этом отношении было приведение в соответствие названий должностей с обязанностями занимающих их чиновников — отмечает автор комментариев к "Лунь юй"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    1. Спор  древнегреческих  философов: «по установлению»  или «от природы»

     Здесь и в дальнейшем мы будем иметь  дело только с гипотезами, по которым  язык возник естественным образом, без  участия таинственной силы, свойственной божеству или обожествляемым людям.

     Древнегреческая философия в основном была сосредоточена на объяснении картины мира и природы человека из их сущности. Крайне редки мифологические сюжеты, связанные с происхождением языка, или рассуждения философов, привлекающих божественное начало для объяснения этого вопроса. Правда, в эллинистической мифологии (Восточное Средиземноморье) был сюжет о том, что создателем языка является бог Гермес — покровитель торговли и средств сообщения, отождествлявшийся с египетским богом Тотом. Но в греческой философии эта идея не была популярной. Сошлемся лишь на эпикурейца Диогена из Эноанды (II или III в.). Он называет явным вздором принятие Гермеса в качестве учителя языка.

Информация о работе Теории происхождения языка