Стилистика русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:23, контрольная работа

Описание работы

Связь с социолингвистикой: стилистика и социолингвистика занимаются одним объектом – функционированием языка в различных средах и сферах человеческой деятельности. В соц. лингвистике изучается двусторонняя связь языка и общества. Исследуются стилист. функции и условия употребления жаргонизмов, арготизмов, просторечных выражений.

Работа содержит 1 файл

все вопросы.doc

— 132.00 Кб (Скачать)


ВПР№1

Связь с социолингвистикой: стилистика и социолингвистика занимаются одним объектом – функционированием языка в различных средах и сферах человеческой деятельности. В соц. лингвистике изучается двусторонняя связь языка и общества. Исследуются стилист. функции и условия употребления жаргонизмов, арготизмов, просторечных выражений.

Связь с наукой об истории языка: стилистическая функция историзмов, архаизмов, неологизмов.

Связь с диалектологией: стилистическая функция диалектизмов.

Связь с теорией речевой коммуникации: на место акта речи теория речевой коммуникации поставила более широкое понятие акта коммуникации, учитывающее как достижения психологии, так и теории информации. Под контекстом понимается обстановка, в которой производится высказывание. Обращается внимание на способы, которыми в различных актах коммуникации можно достичь определённой цели.

Связь с поэтикой и риторикой: некоторые учёные включают вопросы поэтики в предметную область стилист. Таким образом, известное с античных времён разделение поэтики и риторики в некоторых концепциях нейтрализуется, и поэтика+риторика объединяются в стилист. В функциональном и в историческом аспекте стилистика является преемницей риторики; с точки зрения внимания к языковым ресурсам стилистика сближается с поэтикой.

Спорным вопросом является соотношение стилист. и ортологии, или культуры речи.

Можно отметить ещё одну связь с герменевтикой как наукой об интерпретации

Объект и предмет: (я не совсем уверена)

объект – это ЧТО, предмет – это КАК.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения)

Предметом Стилистики является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка)

 

ВПР№2

Стиль.*стилем можно назвать особый дух эпохи, особый трафарет, по которому формируется сознание народа в данный отрезок времени. В языкознании стиль, как правило, трактуется как язык, используемый в различных сферах общения. «Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования (употребления) языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения».

Можно выделить 5 различных интерпретаций термина «стиль».

     1)Разновидность языка, закреплённая за определённой социально-коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно выделяют три стиля: нейтральный, высокий и низкий. напр. Вкушать – есть – уплетать, очи – глаза – гляделки.

2)Функциональный стиль – разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определённой сфере общения. Это социальная и историческая категория. К стилеобразующим факторам относятся: формы общественного сознания, социальных отношений и проч. В настоящее время условно выделяют следующие стили: 1) обиходно-литературный(разговорно-обиходный)2)газетно-политический (публицистический)3)производственно-технический.4) официально-деловой.5) научный стиль.

3) Общепринятая манера дискурса (речи), обычный способ исполнения речевых актов. Стиль в этом понимании является предметом изучения риторики.Кожина выделяет такие виды дискурса:стиль классицизма, романтизма, какой-либо литературной школы; стиль басни, фельетона, репортажа.

4)Идиостиль, индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный, конкретный речевой акт, текст, в т.ч. произведение. Часто это – стиль какого-либо писателя: стиль Пушкина, стиль Гоголя. Языковая парадигма эпохи, т.е. состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.

5) Языковая парадигма эпохи, т.е. состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.

Инвариантные признаки:

       Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации различных языковых средств и их трансформаций

       Любой стиль всегда характеризуется мерой отклонения от нейтральной

 

ВПР№3

Два аспекта в современном понимании стилистики:

Динамический (коммуникативный) и статический.

Направления стилистики

1) Стилистика средств (возможности уровней языка) и функциональная стилистика

2) С. художественной речи и с. «нехудожественных»

3) Частная и сопоставительная с. (по наличию/отсутствию межъязыковых противопоставлений).

4) С. отправителя речи (кодирования) и с. получателя (декодирования)

5) Синхроническая (один из периодов в жизни языка) и диахроническая с. (язык в историческом развитии)

6) Теоретическая и практическая с. (Задача практической стилистики – разработка комплекса соответствующих задачам теоретической стилистики)

7)  прагмастилистика (теория речевых актов, риторики, герменевтики, изучает закономерности речевого воздействий) и когнитивная стилистика (исследование отражения в речи мыслительных процессов)

Узкое и широкое понимание стилистики.

Узкое п. с.:

1)    Дескриптивная стилистика. Структура языка понималась как аранжировка  его элементов в речи в пределах от морфемы до предложения.

2)    Текстовая стилистика. (особенности организации предложений в единое целое определяются закономерностями построения текста)

3)    Функциональная стилистика. (соотношение текста с внетекстовыми подсистемами языка – стилями)

           Широкое п. с.:

1)    Прагматическая стилистика. (исследование «языка в действии»)

2)    Стилистика языка художественной литературы. (Исследуется творчество отдельных писателей)

ВПР№4

Кодификация является наиболее объективированной формой одобрения и признания соответствующего языкового явления. Кодификация фиксирует уже сложившиеся в языковой практике явления. Информация об изменении нормы отражается в словарях и справочниках. Кодификаторы должны следить за изменениями и вовремя вносить их в словари.

Три кодифицирующих подхода к языку:

1. предписывать 2. отражать 3. предсказывать

1.предписывать – жёсткая регламентирующая позиция, которую занимают редакторы; 2. отражать – фиксирующая позиция (в словарях); 3.предсказывать – данный подход отражается в лингвистических работах по культуре речи.

Классификация норм:

1.       Коммуникативная норма

2.       Внеязыковая норма

3.       Языковая норма

4.       Нейтральная (межстилевая) норма

5.       Стилевая (стилистическая, функционально-стилевая) норма

6.       Литературная норма

 

ВПР№5

Литературная норма-это мера стабильности литературного языка. Магистральный путь развития русского языка- сближение книжного и разговорного стилей- от социальной обусловленности речи к целевой и ситуативной обусловленности речи.

С одной стороны литературному языку противостоит ненормированная речь, т.е. норма- основной признак литературного языка. С другой стороны можно говорить о нелитературной норме-норме нелитературного языка.

Лит.яз не равен языку художественной литературы, в котором возможно отступление от нормы.Главная функция лит.яз. – выражать народное самосознание. В основе языка худ.литры лежит литературный язык.

Идеальными являются признаки лит. Нормы:

1)       Относительная устойчивость( норма подвижна. То что 10-15 лет назад было нормой, сегдня может оказаться отклонением от нормы.)

2)       Распространенность ( скорее желательный признак)

3)       Общеупотребительность ( тоже часто нарушется)

4)       Общеобязательность ( тоже не всегда работает)

5)       Соответствие употреблению, обычаю, и возможностям языковой системы.(этот признак нарушают сами кодификаторы, посокльку есть слова жюри, оазис, которые не отвечают возможностям  русской языковой системы)

ВПР№6

Объект нормирования                                                                  Норма

Ударение               акцентологические

Произношение              орфоэпические

Употребление слов              лексические

Употребление фразеологизмов              фразеологические

Образование слов              словообразовательные

Образование грамматических форм              морфологические

Объединение слов в словосочетания                                         синтаксические

И предложения

Написание слов              орфографические

Постановка знаков препинания в              пунктуационные

Предложении             

 

ВПР№7.

фоники:

1) Это наука об искусстве звуковой организации речи (в отличие от фонетики – раздела языкознания, изучающего способы образования и акустические свойства звуков).

2) Звуковая организация речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определённым стилистическим заданием. Фоника в этом смысле – конструктивный элемент стиля писателя, поэта.

3) Стилистические значимые средства языка фонетического уровня. В этом смысле говорят о фонике того или иного произведения.

Фоностилистика изучает реализацию потенциальных функционально-стилистических возможностей языка на фонетическом уровне в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных ситуативных возможностей общения,изучает стилистические варианты фонет.синонимов.

Интология, -изучает разнообразные интонационные конструкции русской речи.

Просодия-изучает ритм ,акцент,паузу и др.харак-ки звучащие в речи.

 

   Звуковая сторона речи представлена двумя типами единиц:

       Линейные (или сегментные) звуковые единицы языка – звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом.( Звуки являются материальной реализацией фонем )

       Суперсегментные единицы – ударение во всех видах и мелодика (или интонация).

 

Фонетическая синтагматика-совместнач встречаемость фонет.средств.

-звуки речи: гласные и согласные

-словесное ударение (Для фоники важна правильность постановки ударения в словах (в устной речи) и чередование ударных и безударных слогов, получающее в художественном тексте эстетическое значение.)

-рифма(повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.)

   -,метр- (схема, фиксирующая количество слогов в стопе, а также позицию, занимаемую в ней ударным слогом по отношению к безударным. )

-ритм- Ритмическая структура русского стиха основана на чередовании ударных и безударных слогов.

 

ВПР№8.

А)Благозвучие- качество речи, состоящее в ее мелодичности, ритмичности, гармоничности чередование звуков, делающие речь- приятной для слуха- не сложной для произношения

       Виды:

Акустиеские  и артикуляционные.

       Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными, стечение же нескольких гласных, или зияние (хиатус), искажает звуковой строй русской речи, затрудняет артикуляцию. Зияние может быть внутренним - когда несколько гласных стоят рядом в одном слове (радиоузел) внешним - когда стечение гласных появляется при соединении слов (у Тани и у Оли).

 

       Действующие в языке законы благозвучия вызывают фонетические изменения в заимствованных словах.( Иван < греч. Иоанн,)

Б) Неблагозвучие- наличие в речи звукосочетание либо неприятных для слуха, либо сложных для произнесения. (ищущий [щ]астья) ). Неблагозвучие возникает обычно при внешнем зиянии

Артикуляционное неблагозвучие часто становится причиной запинок, оговорок, неоправданных пауз.

Типы:

- Звуковая тавтология состоит в повторе звука или звукосочетания с определённым интервалом.

- Скопление представляет собой группу контактным образом расположенных одинаковых либо сходных звуков, которая делает речь неблагозвучной прежде всего в артикуляционном отношении.

a)       . Приёмы усиления звуковой выразительности речи.

1.       Синестезия(в лингвистике)- риторическая фигура, состоящая в ассоциации 2х слов, относящиеся к различным сенсорным сферам: теплый свет, твердая воля

2.       Звукопись-применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления зв. Выразительностью

3.       Аллитерация- нагнетание одинаковых либо сходных согласных в стоящих рядом словах либо с короткими интервалами.

4.       Ассонанс - нагнетание одинаковых гласных звуков.

5.       Анафора-повторение начальных согласных в словах.

Эпифора- повторение конечных звуков в слове.

 

ВПР№ 9

Произносительные (фонетические, орфоэпические) стили – выделяемые в системе литературного произношения соотносительные варианты фонетического выражения, противопоставление которых осуществляется за счёт определённого набора признаков.Совокупности таких признаков, или вариантов фонем, и конституируют стиль в фонетике. Варианты фонем и их стилеобразующая функция относятся к парадигматике фонетики.

Щерба:

1)                       полный стиль – звуковая форма речи или её отдельных отрезков в несколько замедленном тщательном произношении согласно литературным нормам; свойственна, как правило, публичной речи;

2)                       разговорный стиль – звуковая форма речи, произнесённая в несколько убыстрённом темпе при отсутствии её чёткости, но в пределах литературной нормы.

Стилистические фонетические показатели:

1)       фонемные чередования;

2)       позиционное варьирование фонем.

 

1) Характеризует всегда высокий стиль.(фонемные чередования)

 

I. Фонемные чередования встречаются в группах нейтральных слов. [р’оф] – [р’эф]

II. Фонемные чередования встречаются в группах слов с подчёркнутой стилистической окраской.

- в словах той же группы в высоком стиле могут не смягчаться согласные перед [э]; в нейтральном стиле – смягчение: со[нэ]т - со[н’э]т, фо[нэ]тика - фо[н’э]тика.

Информация о работе Стилистика русского языка