Словообразовательная модель «Глагол + ing»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выделить словообразовательное значение по модели «глагол+ing».

Задачи исследования:

Изучить основные категории глагола как части речи.
Проанализировать развитие длительной формы глагола.
Определить словообразовательное значение исследуемой модели и выявить понятие производящей основы.
Провести классификацию модели глагол+ing на основе выявления значения единицы языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Основные категории глагола
1.1. Глагол как часть речи…………………………………………………5
1.2. Развитие длительной формы глагола………………………………..7
Вывод по главе 1………………………………………………….…..9
Глава 2 Модель глагол +ing
2.1. Словообразовательное значение…………………………………….10
2.2. Понятие производящей основы……………………………………..14
2.3. Классификация способов словообразования………………………15
2.4. Линейные модели словообразования…………………………...…..16
2.5. Словообразовательная модель……………………………………….17
2.6. Аффиксация………………………………………………...…………20
2.7. Словообразовательное значение по модели «глагол+ing2…………23
Вывод по главе 2………………………………………………………24
Приложение……….. ………………………………………………..…………...26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

       
Продуктивность

       
Характер отношения между компонентами

       
Характер формирования значения слова

       
Дальнейшая словообразовательная способность


В английском языке применительно к словообразованию наиболее часто употребляются слова pattern, реже model. Pattern определяется как design to be copied, person or a thing to be copied «образец для копирования, лицо или предмет, с которого можно копировать или которому следует подражать», назначение слова type – person, thing, event, etc. considered as an example of a class or a group «лицо, предмет, явление и т. д., рассматриваемое как образец, представитель класса, группы».[Мешков,6765]

Таким образом, и в английском языке слова pattern «модель» и type «тип» имеют то же значение, что и соответствующие им русские слова «модель», «тип».

Характерной особенностью словообразовательной модели является ее абстрактность, отвлеченность от конкретного лексического значения или у всей модели, как то имеет место у моделей сложных слов, или у ее какой-либо части, что свойственно для моделей производных слов, дает возможность осуществлять ей словообразовательную функцию; именно свойство абстрагированности делает модель образцом для подражания, своеобразной матрицей, по которой «печатаются» новые слова.[Мешков,67,72]

Как и любая другая модель, словообразовательная модель имеет свои отличительные признаки. Основными ее признаками являются:

       
общее категориальное значение: принадлежность к определенной части речи, определенному лексико-семантическому разряду слов как в пределах одной части речи, так и с возможным охватом нескольких частей речи;

       
структурный состав, т. е.  из каких словообразовательных элементов она состоит;

       
характер структурно-смысловых отношений ее компонентов;

       
ее словообразовательное значение, характер смысловой связи с производящим словом, или мотивация этой связи;

       
ее словообразовательная активность, иначе, продуктивность.


По своим особенностям продуктивные модели слов в современном английском языке распадаются на:

а) модели морфологические;

б) модели семантические.

В состав морфологических моделей входят:

       
основы (слова), включая и основы – частотные компоненты;

       
суффиксы и полусуффиксы, префиксы и полупрефиксы. [Мешков,67,78]


Таким образом, словообразовательной моделью является такая модель, по которой образовано данное слово, обладающая продуктивностью, общим категориальным значением, структурным составом и значением.


2.6. Аффиксация

Аффиксация — один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе. При этом аффиксы, префиксы и суффиксы могут различаться не только по месту в слове, но и по степени самостоятельности. Суффиксы, оформляющие слово как определенную часть речи, теснее связаны с основой (courageous, friendly, dictation, etc.), в то время как префиксы главным образом изменяют семантику слова и более самостоятельны лексически (anti-missile, postwar, disengage, etc.).

Интересно отметить, что в английской лексикологии принято относить префиксацию к другому словообразовательному способу — словосложению — из-за сильной лексикализации. В то же время и те и другие могут внести в производное слово новый лексический оттенок (befriend, hatter), и фактически различие состоит только в степени продуктивности того или другого аффикса. Некоторые суффиксы исторически восходят к корневой морфеме, которая с течением времени утратила самостоятельность и теперь встречается только в производных словах, объединяя их общим дополнительным смыслом. Такова, например, морфема -dom, словоформа древнеанглийского глагола со значением «делать», в современном языке присутствующая только как суффикс со значением «rank, condition, domain» или образующая собирательные существительные (kingdom, earldom, freedom, officialdom, etc.).

Продуктивные аффиксы в основном относятся к исконной английской лексике (-fy, -er, -izer), непродуктивные — к заимствованной (-or, -ous), но и те и другие легко взаимодействуют и с исконными, и с заимствованными основами. Например, в anti-missile соединены заимствованные основа и суффикс, в outdazzle оба компонента исконные, в beautiful заимствованная основа сочетается с исконным суффиксом, а в re-read, напротив, заимствованный префикс и исконная основа. [Иванова, 54,29]

Общая словообразовательная модель аффиксации, таким образом, может быть представлена формулой «1 основа + аффикс» и относится к линейным моделям. Результат словообразовательного процесса при аффиксации — производное слово (derived word).

Аффиксация – один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе.

Суффиксация. Суффиксы – после корня, выражают более высокую степень обобщения, чем корень, чаще всего оформляют слово как определенную часть речи. Суффиксы существительных (-age, -ance/-ence, -er, -ess, -ing, -hood, -ion, -ist, -ment, -ship, -ty), прилагательных (-able/-ible/-uble, -al, -ic, -ant/-ent, -ate/-ete, -ive, -ful, -less, -ly, -ous, -y, -some), числительных (-teen, -ty, -th), глаголов (-ate, -er, -en, -fy, -ize, -ish), наречий (-ly, -ward, -wise). Суффиксы образования названий лиц, обозначения существ женского пола, названий предметов, орудий действия, слов с отвлеченными значениями, уменьшительности, ласкательности, пренебрежения, и т.д. Суффиксы продуктивные, непродуктивные, те, которые в современном языке говорящими уже не осознаются. Могут сочетаться исконные и заимствованные корни и суффиксы.[Иванова,54,102]

Таким образом, аффиксация, и ее тип суффиксация, являются наиболее распространенным способом словообразования, результатом которого является производное слово.


    1. Словообразовательное значение по модели «глагол+ing»


О.Д. Мешков выделяет несколько значений модели “verb+ing”:

       
абстрактное значение

       
собирательное значение


Абстрактное значение- это значение, называющее отвлеченные понятия, действия, состояния, признаки, качества, свойства.

Собирательное значение- это значение, называющее совокупность однородных предметов и выражающее это значение при помощи специальных суффиксов(ing,ment,dom). [Мешков,67,184]

Модель “V+ing” является эндоцентрической, потому, что по ней образуются сложносоставные части речи, имеющие свое собственное значение. [Мешков,67,184]

Материал исследования обнаруживает следующие словообразовательные значения:

       
процесс действия

       
собирательное значение

       
однократное действие

       
результат действия

       
инструмент действия

       
значение эмоционального состояния


Наиболее многочисленной является группа существительных со значением «процесс действия» (25 слов из 100).


  1. writing n. The act or art of tracing or inscribing on a surface letters or ideographs. ( процесс )

  2. chattering-quick talking болтовня prossess


Далее следует группа слов со значением «эмоционального состояния».(20 слов из 100)


  1. craving n. A vehement desire.( выпрашивание, мольба - страстное желание)-feeling

  2. daring adj. Brave.( бесстрашный, мужественный- храбрый) feeling

  3. darkling adv. Blindly. находящийся в темноте, во мраке -в слепую- feeling


Затем группа слов, выражающих однократное действие. (17 слов из 100)


  1. bollocking- to tell somebody that you are very angry something they have done наорать, накричать one act

  2. bombing- the use of bomb to attack a place бомбежка one act


Далее следует группа слов, выражающих вещь или конкретный предмет (15 из 100)


  1. sapling –a young tree саженец concrete thing

  2. saving – the money that you have saved, esoessially in the bank сбережение concrete thing




Выводы


  1. Словообразовательное значение определяется как значение, возникающее при взаимодействии категориальных значений производных и производящих. Это процесс взаимодействия основ и аффиксов при взаимодействии слов и форм.

  2. Производящей является та основа, от которой производится данное слово, причем основа может быть свободной и связанной, но не изолированной, и самостоятельно может функционировать в составе языка.

  3. Выделяют следующие способы словообразования: аффиксация и конверсия (самые распространенные из них), словосложение, реверсия, словослияние. Так же были выделены немоделированные способы словообразования, такие как звукоподражание и рифмованный повтор. Они меньше распространены в языке и имеют низкую продуктивность, но имеют право на существование .

  4. Модель «глагол+ing» относится к линейной модели словообразования, т.к. аффиксация относится именно к линейным моделям словообразования и представляет собой основу и добавленную к ней деривационную морфему.

  5. Словообразовательная модель это модель, по которой образовывается то или иное слово. Модели бывают продуктивными и непродуктивными, а так же включают в себя характер отношения между компонентами и дельнейшую словообразовательную способность.

  6. По практическому материалу исследования нами были выделены следующие значения словообразовательной модели «глагол+ing»:абстрактное, собирательное, однократное, результат действия, инструмент действия.




Приложение


  1. craving n. A vehement desire.( выпрашивание, мольба - страстное желание)-feeling

  2. daring adj. Brave.( бесстрашный, мужественный- храбрый) feeling

  1. darkling adv. Blindly. находящийся в темноте, во мраке -в слепую- feeling

  2. duckling n. A young duck. утенок concrete,animated state

  3. gosling n. A young goose. гусенок,глупыш concrete, animated state

  4. handwriting n. Penmanship. почерк- манера начертания букв, почерк acting

  5. inkling n. A hint. намек,. легкое подозрение-one act

  6. kingling n. A petty king.-второстепенный, незначительный feeling

  7. legging n. A covering for the leg. установка стоек; установка подпорок thing

  8. stripling n. A mere youth. подросток, юноша concrete animated state

  9. Discriminating subtle adj. отличительный, различительный animated

  10. unbecoming adj. Unsuited to the wearer, place, or surroundings. неподходящий, неподобающий, несоответствующий animated

  11. underling n. A subordinate. мелкий чиновник; мелкая сошка, подчиненный animated

  12. witling n. A person who has little understanding остряк. -abstract

  13. writing n. The act or art of tracing or inscribing on a surface letters or ideographs. one act писание ( процесс )

  14. yearling n. A young animal past its first year and not yet two years old. не достигнувший двухлетнего возраста abstract

  15. annoying-causing one to feel annoyed раздражающий; досадный; надоедливый feeling

  16. chattering-quick talking болтовня prossess

  17. examining- the prosess of examinationпроцесс принятия экзаменов one act

  18. scraping- to crab, to scratch выскабливание one act

  19. feeling- emotional inner state ощущение, чувство feeling

  20. yielding- submissive, obedient податливый, покладистый, уступчивый animated

  21. shifting- a change in a position or direction меняющийся, непостоянный, переменный abstract

  22. evading- act of evasion-ускользающий, убегающий abstract

  23. absorbing- very interersting, taking all attention абсорбирующий, впитывающий, всасывающий animated

  24. alarming- exiting fear or anxiety беспокойный feeling

  25. digusting-causing disgust-отвратительный. вызывающий отвращение feeling

  26. humiliating- the thing that humiliates оскорбительный, унизительный thing

  27. glaring- unpleasantly bright слишком яркий, кричащий abstact

  28. cunning- clever at deceiving people искусство, умение concrete noun

  29. haunting- sad, but also beautiful and staying in your thoughts for a long time преследующий, западающий в память, навязчивый abstract

  30. boating- the activity of travelling in a small boat for pleasure лодочный спорт; гребля; прогулка на лодке concrete noun,thing

  31. boiling- very hot; very angry кипящий, вскипающий feeling

  32. bollocking- to tell somebody that you are very angry something they have done наорать, накричать one act

  33. bombing- the use of bomb to attack a place бомбежка one act

  34. bookbinding- the art of fastening the pages of the book inside the cover переплетное дело one act

  35. booking- an arrangement to travel by train, use a room in a hotelat a particulat time in the future продажа билетов, бронирование комнаты one act

  36. colouring- a substance used to give a particular cover to something окрашивание, раскрашивание; one act

  37. coming- the time when something nwe begins, especially smth that will cause a lot of changes наступление ( какого-л. события ) one act

  38. covering- smth that covers or hides smth обшивка; облицовка, покрытие thing

  39. damning- smth that shows smb or smth is vety bad неодобрение, осуждение feeling

  40. daring- courage that makes you willing to take risks смелость; отвага; бесстрашие, мужество, храбрость; дерзостьfeeling

  41. darling- used when you love smb or smth very much дорогой, любимый animated

  42. daunting- frightening in a way that makes you fell less confident устрашающий feeling

  43. ending- the way a film, story etc. finishes-окончание чего либо one act

  44. enduring- continuing to exist for a long time длительный, долгий, продолжительный animated

  45. enervating- making you feel weak расслабляющий feeling

  46. fiddling- unimportant and annoying пустой; занятый пустяками feeling

  47. firerasing- the crime of starting the fire deliberately поджог one act

  48. gerrymandering- the practice of changing the sizes and boaders of an area for election perposes «избирательная география», «джерримэндеринг» ( перекройка избирательных округов с целью обеспечения результатов выборов, угодных данной партии ) one act

  49. gibbering- so frightened,shoked,or exited возбужденный, напуганный feeling

  50. grouping- a set of people,things or organization, that have the same interest, qualities or features группирование, группировка, клуб по интересам prosses

  51. hijacking – the use of violence or threats to take control of a plane нападение, ограбление one act

  52. hoarding- a high fence round the piece of landwhere smth is being built временный забор вокруг строительной площадки animated

  53. inbreeding- producing of children, animals or new plants from closely related menbers of the same family межродственное скрещивание one act

  54. infuriating- very annoying приводить в ярость, бешенство, неистовство feeling

  55. insulting- very rude and offensive to someone оскорбительный, бранный; обидный feeling

  56. jobsharing- an arragement by which two people both work diong the same job распределение одного места работы на двоих one act

  57. knowing – a show that you know all about everything понимание; осмысление, осознание, постижение feeling

  58. landing- the floor at the top of a set of stairs or betweet two set of stairs лестничная площадка thing

  59. letting- a house or appartment that can be rented сдача внаём, в аренду one act

  60. marketing – an activity of trying to sell company’s products by advertising,using attractive packages, etc. маркетинг ( комплекс мероприятий по изучению спроса и оптимальному сбыту продукции ) animated

  61. meaning- a look that express a particular feeling strongly значащий; (много)значительный; выразительный feeling

  62. netting- material, consisting of string, wire that has bee woven into a net изготовление сетей, плетение сетей animated

  63. offing – to be about, to happen or to be possible ближайшее будущее, недалекое будущее thing

  64. opening- first or beginning открывающий, первостепенный animated

  65. outpouring – continious expressions of strong feelings излияние ( чувств ) one act

  66. overarching- including or influencing every part of smth проникающий повсюду animated

  67. paragliding- a sport in which you jump off a hill and use a parachute to float bach down to the ground парашютный спорт one act

  68. patterning- the development of fixed ways of behaving,thinking,doing smth as a results of coping and repeating actions,language,etc. работа над какими либо навыками или поведением one act

  69. reasoning- aprossess of thinking carefully about smth in order to make a judgement рассуждение, умозаключениеfeeling

  70. reasuring- making you feel less woriied or frightened обнадеживающий feeling

  71. retailing- the business of selling goods to the picnic in the shops розничная продажаone act

  72. sapling –a young tree саженец concrete thing

  73. saving – the money that you have saved, esoessially in the bank сбережение concrete thing

  74. shattering- very shocking and upsetting резкий, сокрушительный feeling

  75. sitting- one of the times when a meal is served in the place where it is not enourh place for everyone to eat at the same time собрание thing

  76. standing- someone’s rank or position in a system,organization,society based on wgat other people think of them репутация; вес в обществе; положение в обществе animated

  77. telling- having a great, important effect сильный, эффектный, действенный; выразительный, впечатляющий feeling

  78. thanksgiving- the expression of thanks to God благодарственный молебен , благодарение one act

  79. thinking- your oppinion on smth or your attitude towards it мнение, суждение thing

  80. timesharing- the art of dealing with more than one computer program at the same time режим разделения времени one act

  81. unappealing- not pleasant and attractive непривлекательный feeling

  82. unassuming- showing no desire to be noticed or given special treatment непритязательный, скромный feeling

  83. underling-sickly,weak creature слабое, хилое существо thing

  84. uninspiring- not at all interesting or exiting не создающий стимула; скучный feeling

  85. inrelenting- unpleasant situation, that continues for a long time without stopping безжалостный, жестокий, неумолимый feeling

  86. untertling- never stopping while working hard or trying to do smth усердный, доводящий дело до конца animated

  87. uplifting- making you feel more cheerful подъем; духовный подъем one act

  88. walking- activity or sport of doing whe walks, espessially in the countryside ходьба one act

  89. walloping- to hit someone repeatedly as a punishment взбучка, побои, порка, трепка one act

  90. warning- smth, espessially a statement, that tells you that smth bad might happen предупреждение; предостережениеone act

  91. wedding- a marriage ceremony with religious service венчание. свадьба one act one act

  92. working- the way smth sach as a system,organization, etc works работа; деятельность

  93. yachting- sailing, travelling or racing in a yacht спорт, предполагающий катание на яхте one act

  94. yearling- a strong desire or feeling of wanting smth ожидание чего то очень хорошего feeling

  95. zoning- system of choosing areas to be developed for paticular perposes зонирование prosess

  96. writing- words, that have been written or printed текст, слова concrete noun,animated

  97. staggering- very surprsing and even shoking ошеломленный, пораженный feeling

  98. sterling- tha standart unit of money in the UK, based on the pound денежная единица thing

  99. tracing- a copy of the map, drawing скалькированный чертеж, рисунок thing




Заключение

В теоретической части нашего исследования, на основе изучения и анализа научной литературы, нами рассмотрены категории глагола как части речи. Глагол это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Основными категориями глагола являются время, лицо, число, наклонение, залог,вид.

Английские длительные формы — как явление уникальное в грамматическом строе германских языков — давно привлекают к себе внимание англистов и германистов. В современном английском языке изучалось содержание длительных форм, их функции и назначение в языке, их стилистические потенции. Распространение конструкции «глагол +ing» по всей территории датируется XV-XVIвв. На этом этапе многие историки связывают ее распространение с внутренними условиями: влиянием среднеанглийского герундиального оборота с предлогом on. Влияние это усугублялось тем, что суффиксы причастия и герундия в среднеанглийском совпали в едином -ing, и таким образом эти формы сблизились.

Словообразовательное значение –это общее значение, предаваемое суффиксом целой группе однотипных слов. Оно возникает при взаимодействии категориальных значений производных и производящих слов и аффиксов, имеет обобщенно- категориальные характер и выражается в языке деривационными аффиксами.

Производящей может называться та основа, от которой производится данное слово. Как правило, это основа свободная или связанная, но не изолированная, поскольку последняя не бывает продуктивной, а продуктивность основная черта производящей основы. От основы при помощи деривационных аффиксов производится определенной слово. Как правило, основа не изменяется и сохраняет свою форму во всей парадигме.

Общепризнано, что наиболее продуктивны в настоящее время 6 способов словообразования: аффиксация (модель «основа + аффикс»), словосложение (модель «основа + основа»), конверсия, реверсия, словослияние. Остальные способы (чередование, удвоение), а также немоделированные способы — звукоподражание и рифмованный повтор, так же существуют в языке, но они второстепенны и непродуктивны. Иногда упоминается еще и лексико-семантическое словообразование.

Модель словообразования “Verb+ing” относится к линейной модели словообразования, т.к аффиксация относится именно к линейным моделям словообразования и. представляет собой производящую основу и добавленную к ней деривационную морфему.

Словообразовательной моделью является такая модель, по которой образовано то или иное слово, обладающая продуктивностью, общим категориальным значением, структурным составом и значением.

Аффиксация — один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе. А ее подтип суффиксация является наиболее распространенным способом словообразования, результатом которого является производное слово.

Суффиксы могут обозначать названия лиц, о существ женского пола, названия предметов, орудий действия, слов с отвлеченными значениями, уменьшительности, ласкательности, пренебрежения.

Материал исследования обнаруживает следующие словообразовательные значения модели «V+ing»: процесс действия, собирательное значение, однократное действие, результат действия, инструмент действия, значение эмоционального состояния.


Список использованной литературы


  1. Арнольд Т.И. Лексикология английского языка,340

  2. Антрушина И.И. Лексикология английского языка,320

  3. Гинзбург П.Н. Лексикология английского языка,268

  4. Елисеева В. В. Лексикология английского языка,290

  5. Земская В.В. Словообразовательные морфемы как средство художественной выразительности,Москва,1965,270

  6. Иванова И. П. Современный Английский язык, Москва, 1976,340

  7. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова, Москва,81,230

  8. Максимов В. И., Структура и членение слова, Изд-во ЛГУ,1977,312

  9. Мешков О.Д. Словообразование в современном английском языке, Москва,1956, 219

  10. Соболева П.И. Грамматика и словообразование,Москава,1970,250

  11. Смирницкий А.И. Морфология английского языка,Москва,1956,310

  12. Смирницкий А. И. История английского языка,Москва,1965,350

  13. Толочин Н.В. Лексикология современного английского языка, Нижний Новгород,1999,280,

  14. Хаймович З. С., Роговская Б.И. Теоретическая грамматика английского языку, Москва,1967,290

  15. Ярцева В.И Историческая морфология английского языка,Москва,1961,280


Список использованных Интернет - ресурсов


  1. www. yahoo.ru

  2. www.linguisty.ru

  3. www.bankreferatov.ru

  4. www.5ballow.ru

  5. www.durow.com



Список использованных словарей


  1. LONGMAN Contemporary English Dictionary


Информация о работе Словообразовательная модель «Глагол + ing»