Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:14, реферат
И в слове вместилось всё: с одной стороны, росточек, дуновение ветра, любовь, смех маленького ребёнка, с другой стороны ненависть, предательство, боль. На протяжении своего существования слово обрело смысл и неоспоримую власть. «Слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело. Подобно тому, как разные лекарства изгоняют разные соки из тела, причем одни пресекают болезнь, а другие – жизнь, так и речи: одни повергают слушателей в печаль, другие услаждают, третьи пугают, четвертые вселяют в них смелость, пятые же неким злым убеждением отравляют и обвораживают душу». (М. Горкий.)
ВВЕДЕНИЕ
2 стр.
Понятие о лексике и лексикологии
3 стр.
Лексическое значение слова
4 стр.
Культура речи
5 стр.
Оценочные свойства слов
6 стр.
Отражение процессов, происходящих в обществе, в лексике языка
7 стр.
Открытость и динамизм речи
8 стр.
ВЫВОДЫ
10 стр.
Использованная литература
11 стр.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
2 стр. | |
Понятие о лексике и лексикологии |
3 стр. | |
Лексическое значение слова |
4 стр. | |
Культура речи |
5 стр. | |
Оценочные свойства слов |
6 стр. | |
Отражение процессов, происходящих в обществе, в лексике языка |
7 стр. | |
Открытость и динамизм речи |
8 стр. | |
ВЫВОДЫ |
10 стр. | |
Использованная литература |
11 стр. |
ВВЕДЕНИЕ
«В начале было слово…»
(Новый завет)
И в слове вместилось всё: с одной стороны, росточек, дуновение ветра, любовь, смех маленького ребёнка, с другой стороны ненависть, предательство, боль. На протяжении своего существования слово обрело смысл и неоспоримую власть. «Слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело. Подобно тому, как разные лекарства изгоняют разные соки из тела, причем одни пресекают болезнь, а другие – жизнь, так и речи: одни повергают слушателей в печаль, другие услаждают, третьи пугают, четвертые вселяют в них смелость, пятые же неким злым убеждением отравляют и обвораживают душу». (М. Горкий.)
Человек живёт в мире слов. Он растёт, познаёт жизнь, становится личностью посредством использования слов совместно с другими людьми, то есть общения (и мы говорим в таком случае о социализации). Слово «открывает нам окружающую среду во всем ее многообразии. Оно рождает в нашем воображении зримые картины: мы можем представить себе, как сверкают айсберги Ледовитого океана, как в азиатской пустыне караван верблюдов спешит к оазису, как с шумом низвергаются на камни и разлетаются в брызги водопады Америки, как спят вековым сном в знойном мареве пирамиды и сфинксы Африк». [5] Используемые слова становятся родными и влияют на формирование определённого мировоззрения. Ведь мы с уверенностью можем сказать, что немец отличается от русского, а француз от итальянца. Можно найти множество попыток раскрыть истинную тайну слова. Поэты, писатели, лингвисты, философы, психологи ведут непрерывные поиски.
Кристаллизация отношения между человеком и словом, привела к тому, что невозможно представить существование одного без другого. В этом контексте можем вспомнить детей «маугли», которые росли вне социума, и не использовали слова для общения (потому что они не были научены): они так и не смогли приспособиться к новой жизни. Таким образом, с уверенностью утверждаем, что язык (« словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих; ясак. Наречие, взявшее верх над прочими, сродными наречиями, зовут языком», Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля) является частью духовного народного богатства, национальной культуры, и мы должны стремиться к тому, чтобы овладеть им в полной мере.
Лексикология – наука сравнительно молодая. Она оформилась гораздо позднее, чем фонетика и грамматика.
Термин лексика произошел от греческого lexikos – 'относящийся к слову'. Этим термином обозначается совокупность слов, или словарный состав, того или иного языка. Он используется также тогда, когда говорят о совокупности слов, употребляемых каким-либо автором ("лексика Пушкина", "лексика Анны Ахматовой"), о совокупности слов какого-либо отдельного произведения, издания (лексика романа "Евгений Онегин", лексика газеты "Московский комсомолец" и т.п.). [5]
Следовательно, главный вопрос лексикологии – это вопрос о том, что такое слово.
Лексика любого языка представляет собой совокупность лексических единиц – слов, или лексем, вокабул, этого языка. В современном языкознании определился системный подход к языку, языковому материалу. Системность заключается в том, что изучаемые факты языка рассматриваются не как изолированные явления или сумма явлений, а рассматриваются во взаимной связи, обусловленности, органическом единстве (т.е лексика есть слово, которое связано с другим словом; между словами существует взаимная связь).
Изучить лексику как систему – это значит:
А) определить специфику слова как лексической единицы, отличие слова от других единиц языка, место слова в лексической системе языка;
Б) установить связи слова
с другими словами в
С) изучить слово в синхроническом (в плане сегодняшнего состояния) и диахроническом (в историческом) плане.
Таким образом, лексикология – это лингвистическая наука, изучающая лексику того или иного языка; лексикология изучает как всю лексическую систему в целом, так и отдельные единицы этой системы – лексемы (слова). Лексемы, в свою очередь, рассматриваются с точки зрения их значения, происхождения и употребления в речи [9].
Лексика русского языка является
предметом изучения многих поколений
русистов. Словарь Даля раскрывает
значения около 200 000 лексических единиц.
Их количество имеет тенденцию к
постоянному росту. Лексика русского
языка отличается наличием как ряда
общих, так и целой группы своеобразных
черт по сравнению с другими
Лексическое значение слова - это его содержание, то важнейшее что определяет место слова в нашей речи [2]. Слово – это основная единица языка. Оно двояко по своей природе: с одной стороны, оно имеет внешнее – звуковое – оформление; с другой стороны, словом можно считать только такой звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, процесс, признак, свойство, действие и т.п. (ветка, дом, стол, хлеб, приватизация, стрекоза, гибкость, красивый, прыгнуть, прочесть и пр.). Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова. Обозначая предмет, процесс, признак, свойство и т.д., слово выполняет свою основную – номинативную – функцию [2].
Определение лексического значения слова в различных словарях:
- Отражение в слове
того или иного явления
- Содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем лексического значения является основа слова [10].
Употребление слова в речи всегда определяется обстоятельствами его лексического значения. Наша речь прямо или косвенно отражает действительность, реагирует на изменения в общественной, материальной и культурной жизни народа, постоянно пополняется новыми словами для обозначения новых предметов, явлений, процессов, понятий. В то же время, употребляя слово в различных контекстах, сочетая его с другими словами, можно разграничить однозначные и многозначные слова. Сочетаемость многозначительных слов всегда намного богаче, чем сочетаемость однозначных.
Пример:
- значение однозначного слова запах, реализуется в сочетаниях запах цветов, приятный запах;
- значение многозначного слова рукав, реализуется в сочетаниях рукав реки, рукав рубашки, пожарный рукав.
Сочетаемость слова с
другими словами придерживается
определённых правил. Говорящий должен
знать эти правила и
Д.Э. Розенталь перечисляет следующие признаки хорошей речи:
Слово может выражать также отношение говорящего к названному объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций
Оценка может быть разной и проявляться по-разному в языке. Слова могут представлять собой названия явлений как хорошего и плохого с общепризнанной в данном языковом коллективе точки зрения: добро – зло; хороший – плохой; человечный – жестокий; альтруист – эгоист; герой – трус и т.п.
Однако чаще всего оценочность у слова возникает и типизируется в контексте вследствие того, что слово начинает регулярно употребляться в контекстах положительного или отрицательного характера.
Оценочные слова употребляются в разных стилях речи:
- в устно-разговорном стиле (драндулет; драпать, дылда, кляча и т.п).;
- в художественной речи (автор недвусмысленно выражая свое ироническое отношение к определённым ситуациям или героям
- в публицистических текстах (декларировать, диктат, политикан, политиканство, происки, сфабриковать, травля)
Язык реагирует на все изменения, происходящие и в общественном и в индивидуальном сознании, отражает их. В первую очередь это проявляется, конечно, в словарном составе наиболее массовых и многотиражных изданий, т.е. газет и журналов.
Социально-экономические
и политические преобразования последнего
десятилетия привели к
В текстах, посвященных проблемам внутренней жизни нашей страны, стали широко использоваться слова, обозначающие такие явления, которые раньше считались несвойственными нашему обществу: автократия, авторитарный, бизнес, коррупция, мафия, путч, рэкет, спонсор, хунта и пр.
В последнее десятилетие вернулись в активное словоупотребление многие слова религиозной тематики, как: агнец, анафема, благовестить, постный, праведник, священнодействие, священнодействовать и т.п.
Вообще важно подчеркнуть, что переосмысление исторического опыта, переоценка прежних категорий сознания привели к изменениям в оценочных свойствах многих слов. Эти изменения происходят в трех направлениях.