Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:20, реферат
Интерпретация предложения как отдельной номинационной единицы, т. е. особого языкового знака (наряду со словом), создала предпосылки для расширения традиционных представлений о грамматической парадигме. Последнюю можно рассматривать не просто как множество противопоставленных друг другу форм одного слова, репрезентирующего некоторую грамматическую категорию, по и как множество любых номинационных единиц, в том числе и предложений (или синтаксических конструкций),
На
основании вышеизложенного
Второй тип содержательных сдвигов не связан с каким-либо изменением денотативных реалий; при нем остается без изменения лексическое значение глагола и его лексикографическое толкование, но происходит переосмысление субъективно-оценочных реалий, связанных q изменением восприятия говорящим одной и той же ситуации. Таким образом, этот тип семантических сдвигов вообще не затрагивает денотативного содержания высказывания, а меняет только его «интенцию», его логические акценты относительно иерархической значимости участников ситуации, «упаковки» ситуации. Сдвиг значения подобного типа сопровождает образование диатезных и залоговых оппозиций, которые представляют собой сдвиг соответствия между единицами синтаксического и семантического уровней. Отношения между «исходными» и «производными» глаголами или глагольными формами интерпретируются в данном случае как синтаксическое словоизменение, т. е. «производные» словоформы трактуются как иные залоговые формы одного и того же глагола.
Таким образом, можно сказать, что содержательные изменения, затрагивающие денотативную семантику, обычно находят отражение (если они носят грамматикализованный характер) в словообразовательных категориях, а интенционно-оценочные (залогово-диатезные)-в словоизменительных категориях.
Кроме двух выделенных типов содержательных сдвигов, выделяется еще один, третий тип категориальных значений, который не связан непосредственно со значением глагола- ни с лексическим, ни с интенционным- оба они остаются неизменными. Происходящие изменения затрагивают только денотативную соотнесенность (т. е. референциальную свободу или связанность) элементов семантического окружения глагола. Таковыми являются семантические сдвиги, сопровождающие образование рефлексива и реципрока.
Значение первого заключается в том, что оба элемента семантического окружения, предполагающие два разных денотата, соотносятся с одним и тем же референтом, в результате чего сферой приложения действия субъекта является он сам. При реципроке каждый из обоих семантических элементов одновременно соотносится с двумя сопоставленными им денотатами. При очевидности типа содержательного сдвига («связанность» референциальных отношений) интерпретация категории рефлексива (особенно типа ее категориального статуса) оказывается сложной. Это связано со следующим. В ряде случаев (при понижении валентности, т. е. во всех рецессивных конструкциях) способы выражения этой категории таковы, что передают не только одно «чистое» категориальное значение: «перенос действия на объект, однореферентный субъекту», но сочетают его с другими значениями (залоговыми, каузативными, лексическими), т. е. оказываются кумулятивными. В таких случаях трактовка статуса этой категории — залог или какой-то тип словообразования — особенно затрудняется и вызывает существенные разногласия.
Резюмируя все вышеизложенное относительно содержательной стороны категориальных сдвигов, можно говорить о необходимости выделения трех основных классов валентностных категорий, основой для дифференциации которых служит тип содержательных изменений: 1) содержательный сдвиг обусловлен изменением денотативных реалий (типа ситуации, ее объема, типа п ролевого статуса участников), находящих отражение в изменении значения глагола и его лексикографического толкования, что влечет за собой изменение и' синтаксической валентности; 2) содержательный сдвиг не затрагивает денотативных реалий, а соответственно и семантики глагола и его семантической валентности, меняется только синтаксическая валентность; 3) содержательный сдвиг не меняет ни денотативных реалий, ни семантических, ни синтаксических валентностей, а только референциальную ориентированность элементов.
Эти классы следующие:
I. Категории, где изменение затрагивает семантическую валентность глагола: каузатив — декаузатив, некаузатив — каузатив, результатив и т.п.
П. Категории, где изменение затрагивает только синтаксическую валентность глагола: залоги и диатезы.
III. Категории, где изменения затрагивают денотативный аспект элементов окружения глагола: рефлексив, реципрок и некоторые другие.
В
последнем случае изменение денотативного
значения элементов окружения часто сопровождается
процессами либо первого, либо второго
типа, поэтому в «чистом» виде они реализуются
далеко не всегда, а часто представляют
собой своеобразные категориально двойственные
явления, типа «рефлексивный залог», в
котором реализуется и значение рефлексивности,
и значение определенной диатезы с элиминированным
дополнением.
Информация о работе Синтаксис. Категории глагола в английском языке