Ролевые игры на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Поскольку в нашей стране этот вид хобби только начинает развиваться, исследований ему посвященных насчитывается крайне мало. Ролевые игры мало изучены в контексте влияния на умственную сферу человека, недостаточно раскрыта взаимосвязь развития интеллекта с самим процессом ролевой игры.
Данная работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел. Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой мощное образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы. Педагог должен обладать достаточным профессионализмом, чтобы применять ролевые игры в образовательном процессе.

Содержание

Введение. 3
1. Что такое ролевые игры. 4
2. Ролевые игры в образовании. 7
3. Ролевые игры на уроках английского языка. 18
3.1. Значение ролевых игр на уроках английского. 20
3.2. Структура ролевой игры. 21
3.3. Основные требования к ролевым играм. 23
3.4. Классификация ролей. 24
3.5. Формы проведения ролевых игр. 24
3.6. Методическое обоснование ролевых игр. 25
4. Методика проведения ролевых игр на уроках английского языка. 34
Литература. 52

Работа содержит 1 файл

Ролевые игры на уроках английского языка.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Как и полагается в  таком типе игр, игроки и не подозревают, что с ними случится этакая оказия. Вводные, в отличие от первой школы, минимальные: летите с Марса после отпуска - и все.

Наконец, суть третьей  школы состоит в моделировании  через определенные правила и  стандарты неких закономерностей различных миров: фантастических или реальной исторической действительности Земли, которые, будучи построены на различных экономических, политических, социальных, экологических, а иногда даже на физических противоречиях, ставят игроков в определенные «объективные» противоречивые отношения друг с другом. Это, в свою очередь, является мотором, раскручивающим динамику игры. Работа мастера в этом случае разбивается на три этапа:

    • выработка моделей, создание определенной картины моделируемых противоречий;
    • некоторая работа по подготовке игроков (пункты 1 и 2 проводятся до игры);
    • уже в процессе игры отслеживание заложенных закономерностей и обеспечение их реализации (мастер как законы природы). [9]

Пояснив основные подходы  этих школ, необходимо сделать замечание. Это деление не всегда корректно использовать по отношению к игре, хотя, конечно, иногда чистые модели определенной школы имеют место. В достойной игре, как правило, всегда есть сильные игроки, включившиеся в свою роль и задающие определенный тон (можно говорить о присутствии характеристики первой школы); игроками и мастерами создана атмосфера, некий дух игры, в котором более слабые игроки заражаются этой атмосферой и начинают играть под воздействием этой ментальности (характеристика второй школы); в игру заложены разнообразные сюжетные линии, позволяющие реализовать инициативу и творческий дух игроков (характеристика третьей школы). Именно в силу присутствия всех этих явлений в хорошей игре, явлений, объективно возникающих из природы игры, такое деление игр, как мы уже сказали, не всегда имеет место. Мы говорим здесь не о различии игр, а, скорее, о различиях в методах, используемых мастером для их (игр) создания.

Каким может оказаться  возможный эффект от применения игр  в школе?

1. Зеркало мира

Человека можно развернуть к собственной «роли», т.е. продемонстрировать ему «дырки» в собственном стереотипе поведения (а также в идеале поведения), границы применимости этого стереотипа либо расхождения между декларируемым и реальным состоянием дел (на последнее люди реагируют особенно бурно). Фактически, роль задает лишь цель, которую необходимо достигнуть, а приемлемость/неприемлемость решений («любой ценой») отдается на откуп игроку - и в этом и состоит смысл этого варианта симуляции.

В этом случае перевоплощение практически отсутствует - скорее происходит «подчеркивание» тех черт, которые и так были заложены в человеке. Ведь большинство наших принципов (чем выше принципы, тем больше) остаются во многом абстракцией: реальная жизнь практически не проверяет их на прочность (и на нашу верность им). При помощи игры можно обострить ситуацию - только нужно потом качественно отрефлектировать результаты, чтобы вместо образовательного эффекта не нанести душевных ран.

2. Виртуальная лаборатория

Суть этого варианта состоит в том, что игровой мир и места игроков в нем реализуют некоторую модель, принципы функционирования которой неизвестны. Скажем, почему невозможно удерживать инфляцию при эмиссии - очень актуальный по нынешним временам вопрос. То есть игра строится на принципе: «не узнаешь, пока не попробуешь» - симуляции в обычном понимании этого слова или «имитационном моделировании».

Задаем начальное положение, правила функционирования - и поехали  смотреть за развитием ситуации, поглядывая, чтобы краевые условия не нарушались. Интерес представляет не только развитие игры, но и мотивации, оценки, возникшие у игроков: «а почему Вася Иванов поступил именно так, ведь я бы на его месте поступил бы совсем по-другому», а потому резко возрастает привлекательность обсуждения (раскрытия карт), подведения итогов, что и само по себе полезно.

3. Интерактивная модель

Школьники зачастую довольно хорошо усваивают понятия, но совершенно не умеют оперировать ими, использовать их в деятельности. Когда это возможно, необходимо осваивать изучаемые  школьниками понятия в реальной деятельности, но возможно это как раз далеко не всегда, вот тут-то на помощь приходит интерактивная модель – ролевая игра. Кроме того, в таких играх, как уже отмечалось, повышен мотивационный компонент, поскольку освоение данных понятий служит не целью, а средством достижения определённой деятельностной установки.

4. Погружение в эпоху

При изучении предметов  гуманитарного цикла (истории, литературы, обществоведения, МХК и т.п.) часто  возникает проблема донесения «образа  иного мира», мыслей и чувств другой эпохи. Особенно это важно для учащихся гуманитарных классов, которым сам бог велел… Ролевая игра может помочь устроить этакое погружение в ментальность эпохи, после чего учебный материал воспринимается совсем по-другому (впрочем, это происходит уже на этапе подготовки к игре).

5. Дидактический материал

Как мы уже говорили, игра оставляет у ребят яркое и  незабываемое впечатление. Происходит не только интеллектуальное, но и эмоциональное  восприятие, носящее, кроме того, личностный характер. Примерами из игры и аналогиями с происходившими там событиями можно оперировать еще долгое время на самых различных уроках. Причем степень «наглядности» данного материала будет значительно выше любого другого дидактического материала (диаграмм, иллюстраций и т.п.).[9]

У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.

Во-первых, ролевая игра не может состояться без ведущего. Если в других играх ведущий часто исполняет роль пассивного наблюдателя и судьи, то здесь он является основным действующим лицом, организующим команду игроков и отвественным за развитие игрового мира.

Во-вторых, в ролевых  играх не бывает победителей по той  причине, что участники играют не друг против друга, а все вместе в одной команде (за исключением ведущего). Цель команды игроков - выполнить определенную задачу, изложенную в сценарии, все подробности которого известны только ведущему. Можно сказать, что игроки сообща играют против ведущего, хотя это будет не совсем правильно: скорее они играют против сценария, стремясь преодолеть все описанные в нем трудности и вместе достичь определенной цели.

В третьих, ролевая игра - интереснейший творческий процесс. Можно смело утверждать, что из всех возможных игр именно данный вид заставляет участников в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Каждый игрок - создатель, автор своего персонажа, который может влиять на игровой мир и действия прочих персонажей.

В четвертых, у ролевых  игр отсутствует один важный недостаток, имеющийся у всех прочих игр. Любая игра может наскучить, надоесть, но только не ролевая игра. Ролевые игры обладают таким простором для фантазии и воображения, такими неограниченными возможностями, что варьировать различные их детали можно до бесконечности. Если вам наскучит играть какого-либо персонажа, просто создайте нового героя, если вам надоест фантастический мир далекого будущего, смените его на сказочный мир средневековья или шпионскую историю наших дней. Игрок может стать ведущим, а ведущий - игроком. Наскучить может лишь сценарий, но не сама игра.

Отсюда следует и  пятая своеобразная черта ролевой  игры - в нее можно играть бесконечно долго, единственным пределом являются фантазия и воображение. Если команда  игроков успешно завершила одно приключение, то она сразу может начать новое, если ведущий к этому готов и припас еще один интересный сценарий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ролевые игры  на уроках английского языка.

Игры вообще и ролевые, в частности, представляют собой  мощное образовательное средство. Как у любой технологии, у ролевых игр есть своя область применения, свои плюсы и минусы.

Рассмотрим те механизмы, которые делают игры уникальным средством  педагогики [5, c. 79-83]:

Мотивация. Одна из огромных проблем современного образования — это пассивность ученика. Он получает ответы на вопросы, которых не задавал. Любая игра, чтобы быть игрой, создает у игрока мотив, желание чего-то достичь.

Образовательная ролевая  игра обычно меняет местами мотив  и цель — те знания, овладение которыми является образовательной целью игры, рассматриваются как средство для достижения определенной игровой цели.

Прикладной характер получаемых знаний. Еще одна из проблем  образования — это самоценность знаний, ведущая к ситуации «игры  в бисер», когда ученик не рассматривает знания как что-то применимое к действительности. Игра — не действительность, но может заставить взглянуть на знания как на то, что может принести реальную пользу: математика — рассчитать трассы полетов в космосе, физика — придумать схему работы необходимого устройства и т.д.

Субъектность участника-ученика. Одним из важнейших принципов  современного образования является принцип субъектности ученика. Заключается  он в том, что ученик должен быть активным участником, субъектом собственного образования — не мы его учим, а он учится.

Овладение не только знаниями, но и способами получения знаний. Например, при играх в различные  варианты «НИИЧАВО» большое значение имеют метакогнитивные умения —  работа с теориями, гипотезами, формирование экспериментов и т.п.

Игры работают не только с когнитивным пространством  ребенка, но и в целом с его  личностью, захватывая ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

Эти механизмы демонстрируют  преимущества ролевых игр как  образовательного средства. Недостатки являются продолжением их же достоинств. К ним можно отнести:

Большие энергетические затраты не только мастеров — организаторов, но и участников.

Сравнительно (с традиционной педагогикой) малый объем собственно новой информации. Игра хороша скорее как средство освоения (усвоения, присвоения, овладения) уже имеющейся информации, но в качестве источника новой информации представляет собой значительно более медленное средство.

Если говорить о традиционной триаде целей педагогики (обучение, развитие и воспитание), то игры более эффективны как средство развития (формирования новых способов деятельности или мышления, например) и воспитания.

Если сменить слово  «недостаток» на слово «специфика», то можно сделать следующие выводы:

Игра не может являться единственным средством образования, но является очень эффективным средством усвоения полученных традиционным путем знаний.

Игры более эффективны при изучении гуманитарных наук —  литературы, истории, английского языка, обществознания. Но существуют очень интересные разработки физиков, математиков, биологов.

Игры незаменимы как  средство развития и воспитания личности.

В реальных условиях современной  школы хорошо приживается лишь малое  количество игр, поэтому игры могут  использоваться либо как факультативные средства обучения (погружения раз в четверть), либо должны быть вынесены за рамки традиционной школы (клубы, игровые экспериментальные школы и т.д.)

 

3.1. Значение  ролевых игр на уроках английского.

Известно, что ролевая  игра представляет собой условное воспроизведение ее  участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе  учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

Практически все время в ролевой  игре  отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с  ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает  на вопросы (Почему?) - мотив  и (Зачем?) - цель, т.е. нужно  что - то  сказать. Центром внимания становится  содержание беседы.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов  школьников, способствуют осознанному  освоению иностранного языка. Они  содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. [3]

Ролевая  игра позволяет  учитывать возрастные особенности  учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное  средство  создания мотива  к иноязычному  диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода  в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится  ученик  со своими  интересами и потребностями.

 

 

3.2. Структура  ролевой игры.

В структуре ролевой  игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник  и др.) Подбор ролей  в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Информация о работе Ролевые игры на уроках английского языка