Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении сущности речевой деятельности, раскрытии основных принципов ее развития на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Охарактеризовать методы развития письменной речи на уроках английского языка.
Выявить основные виды контроля обученности иноязычной письменной речи на старшем этапе обучения английскому языку.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка……………….5
Понятия письма и письменной речевой деятельности………………………………..5
Развитие умений иноязычной письменной речи……………………………………..10
Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку…...18
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………………………....26
При обучении письму исключаются задания в механическом списывании. С целью активизации мыслительной деятельности учащихся применяются следующие упражнения: упражнение - игра (кроссворды, загадки и т.п.); изготовление объявлений по образцу.
ГИА (Государственная Итоговая Аттестация) по английскому языку – экзамен, с которым справится каждый школьник, если пройдет качественную и серьезную подготовку [15]. При этом необходимо будет остановиться на каждом разделе изучения языка: лексике, грамматике, морфологии.
Первые части ГИА по английскому языку подразумевают, что школьник должен выбрать один правильный ответ из нескольких, показав свои знания и эрудицию. Третья часть создана специально для того, чтобы школьник мог продемонстрировать более основательные знания, смог дать развернутые ответы, показал свои навыки изложения текста, рассуждения и анализа.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по английскому языку по разделу «Письмо»
Результаты выполнения раздела «Письмо» представлены на рисунке 11.9.
Рис
11.9. Распределение тестовых баллов
за выполнение раздела «Письмо»
Характеристика
распределения результатов
Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» являлась проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел «Письмо» в 2008г. состоял из двух заданий: С1 — Письмо личного характера (критерии оценки которого относились к базовому уровню) и C2 — Письменное высказывание с элементами рассуждения (критерии оценивания которого относились к высокому уровню).
Стимулом для высказывания в задании С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.
Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства. Рекомендуемое время выполнения заданий данного раздела составляло 60 минут.
В
таблице 11.15 представлена информация о
типах заданий, уровне сложности, объеме,
продолжительности выполнения заданий
контрольных измерительных
Таблица
11.15. Структура и содержание раздела «Письмо»
Средний результат выполнения задания C1 составил 77% (2007г. — 75%) от максимального балла. Средний результат выполнения задания С2 составил, как и в 2007 году, 62% от максимального балла.
Группы «хорошистов» и «отличников» получили высокие оценки за оба задания по всем критериям. Группа «троечников» справилась только с заданием С1.
Анализ выполнения экзаменуемыми этого раздела можно сделать, основываясь на характере допущенных типичных ошибок.
При выполнении задания С1 (Письмо личного характера) большинство экзаменуемых правильно выбрали элементы неофициального стиля. Практически все испытуемые соблюдали нормы вежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, подавляющее большинство употребляли соответствующую завершающую фразу и ставили правильно подпись в конце письма. Более трудным оказалось выполнение коммуникативной задачи. Более трети экзаменуемых не смогли представить полный ответ на запрашиваемую в письме информацию.
При выполнении задания С2 (Высказывание с элементами рассуждения) экзаменуемые также затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Тем не менее, значительная часть выпускников смогли представить высказывание требуемого объема, продемонстрировали умение привести аргументы «за» и «против» или сформулировать собственное мнение и увидеть другие возможные точки зрения.
Трудной оказалась задача сформулировать проблему в начале высказывания, не повторяя формулировку задания, а используя синонимические средства и синтаксический перифраз. Вновь дает о себе знать тенденция, использовать материал пресловутых «топиков» в качестве готовых отрывков, вставляемых в письменное высказывание. Что касается организации текста, то по-прежнему остается проблема деления текста на абзацы и использования средств логической связи.
Анализ типичных ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», позволяет сформулировать следующие общие рекомендации для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку:
1. Следует знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида.
2. Необходимо научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).
3.
Рекомендуется тренировать
4.
Для овладения навыками
5.
Перед началом работы учащиеся
должны уметь отобрать
6.
Необходимо также определить
стиль (официальный,
При выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на следующие аспекты:
1. Важно внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке).
2.
При ознакомлении с текстом-
Для успешного выполнения задания С2 (Письменное высказывание с элементами рассуждения) надо иметь в виду следующее:
1.
В действующих КИМах
2.
В инструкциях к заданиям
3.
Следует также помнить, что
для письменной речи
4. Рекомендуется особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.
Для
формирования действий по аналогии, столь
необходимых для овладения
Для формирования действий, обеспечивающих развертывание (расширение) письменного высказывания, можно рекомендовать такие упражнения, как составление рассказа, аналогичного прослушанного или прочитанному, по плану, в связи с данной ситуацией; придумывание начала или конца текста, сочинение в его различных вариантах, и другие.
На
старшем этапе при работе с
иноязычным текстом следует обучать
школьников составлению реферата и аннотации.
Для такой письменной работы следует пользоваться
общественно-политическим, научно-популярным
и публицистическим текстами, поскольку
они позволяют формировать умение, необходимое
каждому образованному человеку. Остановимся
на указанных видах письменного "свертывания",
"сжатия" текста.
Заключение
В работе была рассмотрена проблема развития иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности учащихся.
Исследования показали, что психофизиологические особенности учащихся играют важную роль в процессе обучения и усвоения иноязычной письменной речи на разных этапах.
Возрастные особенности средних школьников являются особо важными, так как подростковый период один из самых сложных периодов в жизни человека и центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию. Средние школьники отличаются готовностью и способностью ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане, так и в теоретическом.
Также, не менее важным являются психологические и лингвистические особенности обучения иноязычной письменной речи. Психологическим содержанием обучения письму является формирование графических и орфографических навыков и умения ими пользоваться.
Процессы устной и письменной речи неразделимы и взаимосвязаны. Однако по своему возникновению и пути развития, по своему психологическому содержанию процесс письма резко отличается от процесса устной речи. Исследования показали, что при осуществлении письменной речи отсутствует единая ситуация для пишущего и читающего, поэтому при формировании письменной речи нельзя опереться на вспомогательные средства.
Классификация упражнений необходима как в теоретическом, так и в практическом плане. Для методической науки наличие обоснованной классификации упражнений важно - она определяет состояние методики как науки и уровень ее развития. На практике система упражнений позволяет эффективно строить процесс обучения иностранному языку.
Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает организацию процесса усвоения и организацию процесса обучения. Мало знать методическую характеристику упражнений и уметь подбирать наиболее адекватные из них. В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить: а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка; б) определение необходимости последовательности упражнений: усвоение не бессистемно, не беспорядочно, оно проходит последовательные стадии и проходит на основе определенных методических принципов; в) расположение материала и его соотношение; г) регулярность определенного материала и упражнений; д) правильную взаимосвязь разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя.
Информация о работе Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка