Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении сущности речевой деятельности, раскрытии основных принципов ее развития на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Охарактеризовать методы развития письменной речи на уроках английского языка.
Выявить основные виды контроля обученности иноязычной письменной речи на старшем этапе обучения английскому языку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава I. Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка……………….5
Понятия письма и письменной речевой деятельности………………………………..5
Развитие умений иноязычной письменной речи……………………………………..10
Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку…...18
Заключение……………………………………………………………………………………..24
Библиографический список…………………………………………………………………....26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Государственное Образовательное Учреждение

  Среднего Профессионального Образования

«Кировский  педагогический колледж» 
 
 

Гущина  Мария Владимировна

(050303 «Иностранный язык») 
 

Развитие  письменной речи учащихся на уроках английского  языка 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Купарева  В.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка……………….5

    1. Понятия письма и письменной речевой деятельности………………………………..5
    2. Развитие умений иноязычной письменной речи……………………………………..10
    3. Развитие письменной речи на старшей ступени обучения английскому языку…...18

Заключение……………………………………………………………………………………..24

Библиографический список…………………………………………………………………....26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Актуальность  исследования. В последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п.

     Письменная  речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

     Овладение письменной речью на иностранном  языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было отражено в отечественных УМК по ИЯ. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. 

     Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в  настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения ИЯ.

    Проблемой обучения иноязычной письменной речи как виду речевой деятельности на старшем этапе занимался ряд  отечественных (Н.В. Выготский, Н.И. Гез, Н.И. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Е.А. Маслыко, Д.Н. Богоявленский) и зарубежных (Д.Б. Эльконин, Л.М. Фридман) исследователей.

    В последнее время в учебном  процессе уделяется мало внимания развитию письменной речи учащихся. Это обуславливается  малым количеством времени, предусмотренного на обучение иностранному языку. Таким образом возникает противоречие между увеличивающимися потребностями владения письменной речи и реальными возможностями обучения данному виду иноязычной речевой деятельности в учебном процессе.

    Объект  исследования: процесс обучения письменной речи на уроках английского языка.

    Предмет исследования: развитие иноязычной письменной речи на старшем этапе обучения.

    Цель  исследования заключается в выявлении сущности речевой деятельности, раскрытии основных принципов ее развития на старшем этапе обучения английскому языку в средней школе.

    Поставленная  цель требует решения следующих  задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Охарактеризовать методы развития письменной речи на уроках английского языка.
  3. Выявить основные виды контроля обученности иноязычной письменной речи  на старшем этапе обучения английскому языку.

    Теоретико-методологической основой явились труды Агарковой Н.Г, Барышникова Н.В., Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Грибановой К.И., Зимней И.А., Леонтьева А.А., Мильруд, Пассова Е.И., Роговой Г.В и др.

    Методы  исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятия письмо и  письменная речевая деятельность

    Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой  фиксацию наших мыслей, ассоциаций. Вторичность письма не умаляет его  значения в нашей жизни, однако, является одним из факторов, определяющих место письма в обучении ИЯ.

    Что мы понимаем под понятием «письмо» и «письменная речь»? Их необходимо разграничивать, поскольку разница  между ними существенная.

    В словаре лингвистических терминов О.С.Ахмановой письмо определяется как «дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени». Таким образом письмо – понятие более широкое, чем письменная речь и включает:

    • Графику – систему знаков-графем;
    • Орфографию – правописание, систему правил использования знаков;
    • Запись – письменную фиксацию языковых единиц разной протяженности;
    • Письменную речь – письменную фиксацию устного высказывания для решения определенной коммуникативной задачи.

В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под  письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение  мыслей в письменной форме.

    Письмо - это созданная людьми вспомогательная  знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.  
Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи.

    Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.  
Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения – телефона – уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи.

    Основное  свойство письменной речи - способность  к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.

    В связи с этим письменная форма  речи имеет свои особенности:  
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например, в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

    Письменная  речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.  
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.  
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

    Таким образом, говоря о том, что речевое  общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.

    Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Многолетнее неприятие письменной речи как цели обучения в школе, помимо приоритета устной речи), во многом объясняется сложностью овладения данным умением.

    Трудности обучения письменной речи [5]:

    • Процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на ИЯ;
    • Если при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию; отсутствие возможности выразительно интонировать свою речь требует более тщательного отбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать мимику и жесты требует более строгого грамматического оформления письменной речи;
    • Формирование навыков в области графико-орфографической системы изучаемого языка, наличие таких особенностей, как нечитаемые буквы, слова-омофоны, изменяемые формы грамматической орфографии, которые проявляются только на письме и не влекут за собой изменения звуковой формы слова;
    • Овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции.

     Названные трудности, бесспорно, осложняют процесс  обучения иноязычному письму и обусловливает  ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в  рамках базового курса обучения ИЯ. Но участие в процессе письма всех четырех анализаторов – зрительного, слухового, речедвигательного, моторного – обеспечивает высокую степень использования и усвоения материала, что объясняет необходимость использования этого вида РД как важнейшего средства совершенствования навыков и развития всех речевых умений.

Информация о работе Развитие письменной речи учащихся на уроках английского языка