Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:55, курсовая работа
Цель исследования: выяснить, какие способы расширения индивидуального семантического поля можно использовать.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Выявить факторы и способы расширения активного словаря.
3. Рассмотреть взаимообусловленность компонентов обучения лексике.
Введение…..………...............................................................стр. 3
Глава 1. Роль и место лексики при обучении
иностранному языку
Цель обучения лексике…………………………… стр. 5
Принципы формирования лексических навыков...стр. 7
Лингвистический, методологический и психологический компоненты обучения лексике..стр. 9
Понятие индивидуального семантического поля.стр. 12
Глава 2. Способы расширения индивидуального семантического поля обучаемых
2.1. Факторы расширения семантического поля……..стр. 14
2.2. Способы семантизации лексики………………… стр. 16
2.3. Система лексических упражнений……………….стр. 18
2.4. Формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков…………………………………. стр. 22
Заключение………………………………………………...стр. 27
Список литературы………………………………………..стр. 29
Работа над развитием языковой догадки ведет к расширению лингвистического и общего кругозора.
При
осуществлении говорения и
а) продуктивные навыки:
б) рецептивные навыки (слушание, чтение):
Для формирования продуктивных
лексических навыков важно
Заключение
Основной функцией слова является его “предметная отнесённость” (Л. С. Выготский). Мир человека с помощью слова удваивается: человек может мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие. Из слова рождается не только удвоение мира, но и волевое действие. Другими словами, речь является необходимым инструментом функционирования психики. Человек, владеющий несколькими языками, ещё больше расширяет границы собственного субъективного мира, увеличивает свои интеллектуальные возможности.
Неверно, однако, считать, что слово является лишь “ярлыком”, обозначающим предмет, действие или качество.
Многие слова имеют не одно, а несколько значений, и полисемия (множественность значений) является скорее правилом языка, чем исключением. Точное употребление и понимание слова является, по сути, выбором нужного значения из ряда возможных. Обычно функция выбора осуществляется с помощью контекста высказывания. Поэтому овладение лексикой и формирование речевых навыков должно быть исключительно контекстным - внутри фраз, предложений, сгруппированных по смыслу.
Наряду с полисемией имеет место и обширная сфера того, что называют “ассоциативным значением”, на основе чего строятся “семантические поля”.
Слово - центральный узел для целой сети вызываемых им образов и связанных с ним слов. За каждым словом стоит семантическое (смысловое) поле. “Поэтому как процесс называния, так и восприятия слова на самом деле следует рассматривать как сложный процесс выбора нужного “ближайшего значения слова” из всего вызванного им “семантического поля”. Это отчётливо проявляется в широкоизвестных явлениях трудностей припоминания слов - состояниях, при которых слово как бы находится “на кончике языка”. Семантические поля не являются “мёртвым”, раз и навсегда данным образованием, а подлежат формированию. На это рассчитана методика обучения индивидуальному семантическому полю: формируются новые семантические поля (иностранного языка) на основе уже существующих семантических полей родного языка.
Понимание смысла речи, в конечном счете, сводится к пониманию замысла и мотивов говорящего.
В ходе работы над курсовой работой нами были изучены методические справочники и пособия, учебные пособия по данной теме. Систематизированный материал подвергся анализу, по итогу которого была выявлена ценность данного исследования: практическое использование рекомендаций при подготовке к введению лексического материала на уроках иностранного языка, правильный выбор форм и методов работы, упражнений на активизацию и расширение индивидуального семантического поля обучаемых.
Полученные данные могут быть полезны как для преподавателя иностранных языков, так и для изучающих иностранный язык самостоятельно, так как расширение индивидуального семантического поля является базисной структурой формирования навыка говорения, приобщением к иноязычной культуре.
Таким
образом, цель нашего исследования достигнута,
задачи решены.
Список
литературы