Расширение семантического поля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить, какие способы расширения индивидуального семантического поля можно использовать.

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Выявить факторы и способы расширения активного словаря.

3. Рассмотреть взаимообусловленность компонентов обучения лексике.

Содержание

Введение…..………...............................................................стр. 3


Глава 1. Роль и место лексики при обучении

иностранному языку

Цель обучения лексике…………………………… стр. 5
Принципы формирования лексических навыков...стр. 7
Лингвистический, методологический и психологический компоненты обучения лексике..стр. 9
Понятие индивидуального семантического поля.стр. 12


Глава 2. Способы расширения индивидуального семантического поля обучаемых

2.1. Факторы расширения семантического поля……..стр. 14

2.2. Способы семантизации лексики………………… стр. 16

2.3. Система лексических упражнений……………….стр. 18

2.4. Формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков…………………………………. стр. 22


Заключение………………………………………………...стр. 27


Список литературы………………………………………..стр. 29

Работа содержит 1 файл

АвторефератЗыряновой2.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
  • прочтите текст и подчеркните приметы времени, места, с учетом этого догадайтесь о значении подчеркнутых слов.
  • подчеркните интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном.

     Работа  над развитием языковой догадки  ведет к расширению лингвистического и общего кругозора.

     При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:

а) продуктивные навыки:

  • правильно выбирать слова /словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
  • правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях;
  • владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
  • сочетать новые слова с ранее усвоенными;
  • выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
  • выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
  • выполнять эквивалентные замены;
  • владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
  • приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;

б) рецептивные  навыки (слушание, чтение):

  • соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
  • узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
  • раскрывать значение слов с помощью контекста;
  • понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);
  • дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
  • владеть механизмом рецептивного комбинирования;
  • широко пользоваться прогнозированием и ориентирами деятельности с новыми (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

          Для формирования продуктивных  лексических навыков важно учитывать  социокультурные знания и умения в области лексики:

  • знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах (в том числе с использованием справочников);
  • знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначение времени, дорожные знаки и др.);
  • знание речевых и этикетных формул (особенностей обращения взрослых к детям, школьников к учителям, партнеров по общению разных возрастных и социальных групп) и умение строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка [3, с.294].

 

Заключение 
 

     Основной  функцией слова является его “предметная  отнесённость” (Л. С. Выготский). Мир  человека с помощью слова удваивается: человек может мысленно оперировать  с предметами даже в их отсутствие. Из слова рождается не только удвоение мира, но и волевое действие. Другими словами, речь является необходимым инструментом функционирования психики. Человек, владеющий несколькими языками, ещё больше расширяет границы собственного субъективного мира, увеличивает свои интеллектуальные возможности.

     Неверно, однако, считать, что слово является лишь “ярлыком”, обозначающим предмет, действие или качество.

     Многие  слова имеют не одно, а несколько  значений, и полисемия (множественность  значений) является скорее правилом языка, чем исключением. Точное употребление и понимание слова является, по сути, выбором нужного значения из ряда возможных. Обычно функция выбора осуществляется с помощью контекста высказывания. Поэтому овладение лексикой и формирование речевых навыков должно быть исключительно контекстным - внутри фраз, предложений, сгруппированных по смыслу.

     Наряду  с полисемией имеет место и  обширная сфера того, что называют “ассоциативным значением”, на основе чего строятся “семантические поля”.

     Слово - центральный узел для целой сети вызываемых им образов и связанных с ним слов. За каждым словом стоит семантическое (смысловое) поле. “Поэтому как процесс называния, так и восприятия слова на самом деле следует рассматривать как сложный процесс выбора нужного “ближайшего значения слова” из всего вызванного им “семантического поля”. Это отчётливо проявляется в широкоизвестных явлениях трудностей припоминания слов - состояниях, при которых слово как бы находится “на кончике языка”. Семантические поля не являются “мёртвым”, раз и навсегда данным образованием, а подлежат формированию. На это рассчитана методика обучения индивидуальному семантическому полю: формируются новые семантические поля (иностранного языка) на основе уже существующих семантических полей родного языка.

     Понимание смысла речи, в конечном счете, сводится к пониманию замысла и мотивов говорящего.

     В ходе работы над курсовой работой нами были изучены методические справочники и пособия, учебные пособия по данной теме. Систематизированный материал подвергся анализу, по итогу которого была выявлена ценность данного исследования: практическое использование рекомендаций при подготовке к введению лексического материала на уроках иностранного языка, правильный выбор форм и методов работы, упражнений на активизацию и расширение индивидуального семантического поля обучаемых.

     Полученные  данные могут быть полезны как  для преподавателя иностранных  языков, так и для изучающих  иностранный язык самостоятельно, так  как расширение индивидуального  семантического поля является базисной структурой формирования навыка говорения, приобщением к иноязычной культуре.

     Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.  
 
 
 

 

Список  литературы 

  1. Биболетова, М.З. Enjoy English: учебник английского языка для начальной школы / М.З. Биболетова. – Обнинск: Титул, 2005, - 144с.
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2004.– 192 с.
  3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетам иностранного языка высших педагогических учебных заведений / Н.Д. Гальскова. – М.: Издательский центр Академия, 2004.– 336с.
  4. Карпова, Р.М. Опорные схемы для обучения иностранному языку/ Р.М.Карпова // Иностранные языки в школе: научно – методический журнал. – 2002. - №5. - с. 40 – 41.
  5. Колкер, Я.М. Практическая методика обучению иностранному языку: учебное пособие //Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 139с.
  6. Комков, И.Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков: методическое пособие / И.Ф. Комков. – М.: Высшая школа, 2003. – 206с.
  7. Комков, И.Ф. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие для институтов и факультетов иностранного языка / И.Ф. Комков. – М.: Высшая школа, 2000. – 352с.
  8. Купарева, В.В Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе / В.В.Купарева// Иностранные языки в школе: научно – методический журнал.– 2003. - № 1. - с.21 - 22.
  9. Ляховицкий, М.В. Общая методика обучения иностранным языкам: методическое пособие для учителей / М.В.Ляховицкий. – М.: Просвещение, 1999. – 188с.
  10. Махмутов, М. И. Современный урок: вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2000. – 140с.
  11. Мусницкая, Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / Е.В. Мусницкая// Иностранные языки в школе: научно – методический журнал. – 2004. - №3. – с. 15
  12. Пассов, Е.Н. Урок иностранного языка в школе: пособие для студентов педагогических вузов / Е.И. Пассов – М.: Просвещение, 2000. – 140с.
  13. Пассов, Е.Н. Урок иностранного языка в средней школе: пособие для студентов педагогических колледжей / Е.Н. Пассов. – М.: Просвещение, 2004. – 211с.
  14. Рогова, Г.В., Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения в средней школе: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2000. – 244с.
  15. Рогова, Р.В. О повышении деятельности иностранного языка / Р.В. Рогова // Иностранные языки в школе: научно методический журнал. – 2001. - №4.
  16. Сахарова, И.И. Методика обучения иностранному языку: учебное пособие для студентов педагогического колледжа / И.И.Сахарова – М.: Просвещение, 2000. – 354с.
  17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2003.– 239с.
  18. Шуплецова, В.С. Терминологический справочник к курсу «Теория и        методика обучения иностранному языку»: учебно-методическое пособие / В.С.Шуплецова. – Ш.: Исеть, 2005. – 140с.
  19. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М.Филатов; под ред. В.М.Филатова. – Ростов: Феникс, 2004. – 416с.
  20. Беляев, Б.В. Обучение иностранным языкам: очерки по психологии / Б.В.Беляев. – М.: Просвещение, 2005. – 25с.

Информация о работе Расширение семантического поля