Проектная деятельность по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить специфику использования метода проектов на уроках русского языка и уточнить условия его эффективности при обучении русскому языку.
Объектом курсовой работы является процесс обучения русскому языку учеников младшего звена.
Предметом является использование проектной методики в обучении русскому языку.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
- систематическое развитие навыков проектной деятельности;
- различные способы формирования групп;
- повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты;
Определить сущностные характеристики метода проектов;
Выявить особенности использования метода проектов при обучении русскому языку;
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов: обзор литературы
Особенности проекта как метода
Основные требования к использованию метода проектов
Виды учебных проектов по русскому языку
Глава 2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уркоах русского языка в начальной школе
2.1. Обощение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности
2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 24.15 Кб (Скачать)

- чтение статей об опыте  использования проектной методики;

- анализ продуктов деятельности (стенгазет, плакатов и др.);

- наблюдение за работой  над проектом и др.

В ходе бесед с педагогами Тетюшской школы №1 (Гисматуллина  Светлана Михайловна, Аввакумова Людмила  Анатольевна) удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов  школьников, возможность во время  самостоятельной работы учеников более  тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода  в обучении, а также возможность  передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое  время снизить напряжение, возникающее  в педагогической деятельности.

В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские  методы.

Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с  данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.

В своей работе педагоги реализуют основные принципы организации  проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учет индивидуальности учащихся и принцип кооперации [10], который проявляется в широком  взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных  этапах проекта.

Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей  темы позволяет также реализовывать  принцип свободного выбора и принцип  опоры на личный опыт учащихся, а  значит — повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно  важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.

Сама подготовка может  строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена  итоговому результату. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после  ознакомления с темой.

Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по-разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными  консультациями. Степень координации  варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего  является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.

Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать. В литературе встретились следующие модели оценки: экспертная группа старших школьников или экспертная группа лучших учеников .

Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над  проектами, позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам. Такие  проекты позволяют преподавателю  выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной  культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес  школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками  информации.

Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по русскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как  русский язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение  к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и  др.

Для опыта работы педагогов  в Тетюшской школе, а также  других  педагогов, с работой которых  мы ознакомились в журнале «Исследовательские работы школьников», характерны как  групповые, так и индивидуальные проекты. Что касается возрастной обусловленности  использования метода проектов, учителя  склоняются к мнению, что максимальная реализация возможностей метода проектов возможна на более старших ступенях обучения (вторая половина средней  школы и старшая школа), когда  уровень знаний и умений учеников позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением межпредметной  информации. Тем не менее, проектная  деятельность присутствует на всех этапах обучения: в начальной, средней и  старшей школе.

Анализ опыта педагогов, на наш взгляд, подтверждает эффективность  проектной методики и ее большие  возможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные  приемы создания проектных групп, модели презентации и оценки проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ применения  метода проектов в рамках педагогической  практики

Неоценимой возможностью применить полученные знания в работе, а также познакомиться с проектной  методикой в действии мне предоставила педагогическая практика, которую я  проходила в Тетюшской школе  №1 в 2010 году.  В рамках практики я  работала с 3 классом, моя языковая группа составляла 24 человек. Стоит отметить, что уровень мотивации к учению у детей был разным, что приходилось  учитывать в работе.

В течение своей работы  попыталась применить метод проектов в изучении темы «Глагол». Свою деятельность пытались построить, прежде всего, в  соответствии с возрастными особенностями  детей и с требованиями к проектной  деятельности.

Что касается коллектива,  приходилось учитывать специфику  познавательных процессов четвероклассников, уровень внимания и мотивации. Плюс ко всему, класс не отличался дисциплиной, так что приходилось тратить  дополнительное время на создание нужной обстановки.

Первый опыт проектной  работы представлял собой индивидуальный проект «Если бы я был…» ученикам предлагалось выбрать, кем бы они  хотели стать в будущем или  выбрать героя и написать 10 правил или шагов для достижения цели. Целью проекта было познакомить  учеников с основами технологии, и  также отработать грамматическую конструкцию. Этот проект выполнялся в качестве домашнего задания. Ученикам предлагалась консультативную помощь во внеурочное время.

Затем в ходе работы над  темой «Глагол» были запланированы  групповые проекты. Перед тем  как приступить к проектной деятельности, ребятам было предложено заполнить  анкету (Приложение 1) с общими вопросами  об их отношении к урокам русского языка, а также с вопросами  по проекту, чтобы выбрать наиболее подходящие формы работы.

Результаты анкеты показали, что из 24 человек 18 нравится заниматься русским языком – 6 человек ответили «Не совсем», «50 на 50» и т.д. Зато все участники опроса написали, что  любят работать в паре или группе, что послужило дополнительным стимулом к организации проектной деятельности.

На основе ответов анкеты и обсуждения в классе были выбраны  две темы проектов:

«Глагол» ― оформление стенгазеты;

 «Словарные слова» ― создание карманного словарика.

Затем учащиеся поделились на группы на основе выбранных тем. Ребятам были подготовлены инструкции для выполнения проекта (Приложение 2) и была проведена презентация  технологии работы над проектом, где  говорилось какие этапы должны быть в их работе, как распределять обязанности  и как презентовать проект.

Работа ребят осуществлялась во внеурочное время, а также в  ходе уроков, где проектам отводилась половина или треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где  ребята презентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности и отвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками  совместно. В конце урока ученикам было предложено заполнить еще одну анкету по итогам проекта (Приложение 3), были проставлены оценки.

 

 

 

 

 

Заключение 

По результатам работы можно сформулировать следующие  ключевые положения данного исследования:

Метод проектов как современная  педагогическая технология представляет собой способ организации педагогического  процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей и  характеризуется самостоятельностью учеников, опорой на личностные потребности, особенности и опыт учеников, а  также наличием конкретных практических результатов.

Использование метода проектов в обучении русскому языку предполагает учет специфики этого учебного предмета напрямую влияет на организацию проектной  деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную  работу с акцентированием коммуникативной  стороны процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и  важность представления результатов.

Для преодоления трудностей в организации проектной работы на уроках русского языка и повышения  эффективности использования технологии должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное  формирование групп, развитие навыков  проектной деятельности и др.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в  группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая  проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый  результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя  – это интегративное дидактическое  средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию  и планированию деятельности, самоанализу  и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и  использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Таким образом, проектная  деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать  способы введения метода проектов в  структуру уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006

2. Айдарова, Л.И.  Психологические проблемы обучения  младших школьников русскому  языку / Л.И. Айдарова. – М.: Просвещение, 1998. – 178 с.

3. М.Н.Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.

4. Бабанский К.С. Методы  обучения в современной общеобразовательной  школе.-Москва: Просвещение, 1985.-213с.

5. Васильев В. Проектно-исследователькая  технология: развитие мотива-ции  /В.Васильев // Народное образование. 2000. № 9. С. 177-180.

6. Вахрушева Л.М. Применение  проективного метода на уроках  русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева  //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

7. Громова Т.В. Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы. // Практика административной работы в школе, №6, 2006.

8. Журнал «Исследовательская работа школьников» № 2. 2003 год. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. А.И. Савенков.

9. Журнал «Исследовательская  работа школьников» №1,2007 год.  Технология научного исследования. Е.А. Нинбург.

11.  Кукушин В.С. Теория  и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.

12. Леонтович А.В. Исследовательская  деятельность учащихся. Сборник  статей // Библиотека журнала «Исследовательская  работа школьников», серия «Сборники  и монографии», М., 2006, 114 с.

13.  Мазур И.И. Управление  проектами.- Москва,2005.-655с.

14. Методика обучения русскому  языку в начальных классах:  Учебное пособие для студентов/М.Р.  Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская  – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1987.-415 с.

     15. Метод проектов в школьном образовании [Электронный ресурс] // method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100002960

    16. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

17.  Новые педагогические  и информационные технологии  в системе образовании: Учебное  пособие для студентов педагогических  ВУЗов/ Под редакцией Е.С. Плат. - Москва: Издательский центр «Академия».- Москва,1999.-211с.

18. Обухов А.С. Оценка  эффективности применения проектной  и исследовательской деятельности  в обучении // Исследовательская  работа школьников. – 2006. № 1. –  С. 100-107.

Информация о работе Проектная деятельность по русскому языку