Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:33, курсовая работа
Цель исследования - выявить специфику использования метода проектов на уроках русского языка и уточнить условия его эффективности при обучении русскому языку.
Объектом курсовой работы является процесс обучения русскому языку учеников младшего звена.
Предметом является использование проектной методики в обучении русскому языку.
Гипотеза исследования: использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
- наличие выбора темы проекта и форм организации работы;
- систематическое развитие навыков проектной деятельности;
- различные способы формирования групп;
- повышение значения презентационно-оценочного этапа работы и т.д.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы к определению метода проектов и перечислить его характерные черты;
Определить сущностные характеристики метода проектов;
Выявить особенности использования метода проектов при обучении русскому языку;
Проанализировать практический опыт по использованию метода проектов в педагогической деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов
Метод проектов: обзор литературы
Особенности проекта как метода
Основные требования к использованию метода проектов
Виды учебных проектов по русскому языку
Глава 2. Экспериментальное изучение использования метода проектов на уркоах русского языка в начальной школе
2.1. Обощение опыта работы учителей, использующих проектную методику в своей деятельности
2.2. Анализ применения метода проектов в рамках педагогической практики
Заключение
Список литературы
- чтение статей об опыте
использования проектной
- анализ продуктов деятельности (стенгазет, плакатов и др.);
- наблюдение за работой над проектом и др.
В ходе бесед с педагогами Тетюшской школы №1 (Гисматуллина Светлана Михайловна, Аввакумова Людмила Анатольевна) удалось проследить позитивное отношение учителей к данной технологии. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.
В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.
Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
В своей работе педагоги реализуют основные принципы организации проектной деятельности, такие как: принцип детоцентризма, учет индивидуальности учащихся и принцип кооперации [10], который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.
Подготовительная работа
педагога по разработке широкого ряда
подтем в рамках некой текущей
темы позволяет также реализовывать
принцип свободного выбора и принцип
опоры на личный опыт учащихся, а
значит — повышать мотивацию на
учебный процесс, что чрезвычайно
важно в нынешней ситуации развития
негативного отношения
Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговому результату. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой.
Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по-разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями. Степень координации варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.
Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэксперементировать. В литературе встретились следующие модели оценки: экспертная группа старших школьников или экспертная группа лучших учеников .
Изучение продуктов
Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по русскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как русский язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
Для опыта работы педагогов
в Тетюшской школе, а также
других педагогов, с работой которых
мы ознакомились в журнале «Исследовательские
работы школьников», характерны как
групповые, так и индивидуальные
проекты. Что касается возрастной обусловленности
использования метода проектов, учителя
склоняются к мнению, что максимальная
реализация возможностей метода проектов
возможна на более старших ступенях
обучения (вторая половина средней
школы и старшая школа), когда
уровень знаний и умений учеников
позволяет реализовывать
Анализ опыта педагогов, на наш взгляд, подтверждает эффективность проектной методики и ее большие возможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные приемы создания проектных групп, модели презентации и оценки проектов.
2.2. Анализ применения
метода проектов в рамках
Неоценимой возможностью
применить полученные знания в работе,
а также познакомиться с
В течение своей работы попыталась применить метод проектов в изучении темы «Глагол». Свою деятельность пытались построить, прежде всего, в соответствии с возрастными особенностями детей и с требованиями к проектной деятельности.
Что касается коллектива,
приходилось учитывать
Первый опыт проектной
работы представлял собой
Затем в ходе работы над темой «Глагол» были запланированы групповые проекты. Перед тем как приступить к проектной деятельности, ребятам было предложено заполнить анкету (Приложение 1) с общими вопросами об их отношении к урокам русского языка, а также с вопросами по проекту, чтобы выбрать наиболее подходящие формы работы.
Результаты анкеты показали,
что из 24 человек 18 нравится заниматься
русским языком – 6 человек ответили
«Не совсем», «50 на 50» и т.д. Зато
все участники опроса написали, что
любят работать в паре или группе,
что послужило дополнительным стимулом
к организации проектной
На основе ответов анкеты и обсуждения в классе были выбраны две темы проектов:
«Глагол» ― оформление стенгазеты;
«Словарные слова» ― создание карманного словарика.
Затем учащиеся поделились на группы на основе выбранных тем. Ребятам были подготовлены инструкции для выполнения проекта (Приложение 2) и была проведена презентация технологии работы над проектом, где говорилось какие этапы должны быть в их работе, как распределять обязанности и как презентовать проект.
Работа ребят осуществлялась во внеурочное время, а также в ходе уроков, где проектам отводилась половина или треть времени. На заключительном уроке прошла защита проектов, где ребята презентовали наглядные результаты работы, рассказывали о своей деятельности и отвечали на вопросы группы. Оценка осуществлялась всеми учениками совместно. В конце урока ученикам было предложено заполнить еще одну анкету по итогам проекта (Приложение 3), были проставлены оценки.
Заключение
По результатам работы
можно сформулировать следующие
ключевые положения данного
Метод проектов как современная
педагогическая технология представляет
собой способ организации педагогического
процесса, основанного на взаимодействии
педагога и воспитанников в ходе
поэтапной практической деятельности
по достижению намеченных целей и
характеризуется
Использование метода проектов
в обучении русскому языку предполагает
учет специфики этого учебного предмета
напрямую влияет на организацию проектной
деятельности, а именно: предполагает
по большей части групповую
Для преодоления трудностей
в организации проектной работы
на уроках русского языка и повышения
эффективности использования
Учебный проект по русскому
языку для школьников-
Учебный проект для учителя
– это интегративное
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Список литературы.
1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык», №17 – 24, 2006
2. Айдарова, Л.И.
Психологические проблемы
3. М.Н.Арцев. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов.// Научно-практический журнал «Завуч», № 6, 2005.
4. Бабанский К.С. Методы
обучения в современной
5. Васильев В. Проектно-
6. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
7. Громова Т.В. Индивидуальный план подготовки научно-исследовательской работы. // Практика административной работы в школе, №6, 2006.
8. Журнал «Исследовательская работа школьников» № 2. 2003 год. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. А.И. Савенков.
9. Журнал «Исследовательская
работа школьников» №1,2007 год.
Технология научного
11. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.-474с.
12. Леонтович А.В.
13. Мазур И.И. Управление проектами.- Москва,2005.-655с.
14. Методика обучения русскому
языку в начальных классах:
Учебное пособие для студентов/
15. Метод проектов
в школьном образовании [Электронный ресурс]
// method.vladimir.rcde.ru/
16. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
17. Новые педагогические
и информационные технологии
в системе образовании:
18. Обухов А.С. Оценка
эффективности применения
Информация о работе Проектная деятельность по русскому языку