Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:38, реферат
Целью данной работы является реалий как лингвистических единиц и обзор основных способов их перевода. Для решения поставленной задачи в работе представлена классификация реалий по различным признакам, а также основные способы их передачи в язык перевода. Более детальное рассмотрение указанных способов приведено во второй, практической, части работы на основе примеров, взятых из оригиналов и переводов произведений художественной литературы.
Введение
4
1. Реалия как объект перевода
5
1.1 Реалия в языке
5
1.2 Осмысление реалий
8
1.3 Приемы передачи реалий в переводе
9
1.3.1 Транскрипция и транслитерация
10
1.3.2 Создание нового/сложного слова
12
1.3.3 Уподобляющий перевод
14
1.3.4 Контекстуальный перевод
15
1.3.5 Гипонимический перевод
15
1.3.6 Замена реалии
16
1.4 Перевод фразеологизмов, содержащих реалии 16
1.5 Выводы
19
2. Реалии в художественной литературе
21
2.1 Транскрипция
21
2.2 Транслитерация
23
2.3 Калька
23
2.4 Полукалька
24
2.5 Уподобляющий перевод
25
2.6 Контекстуальный перевод
27
2.7 Гипонимический перевод
28
2.8 Замена реалии исходного языка
на реалию языка перевода
29
2.9 Передача чужой для исходного языка и языка перевода реалии
30
2.10 Опущение
30
2.11 Выводы
31
Заключение
33
Список научной литературы
35
Список источников языкового материала
37
Список лексикографических источников
При отсутствии в языке перевода буквы, обозначающей звук, по своему звучанию схожий со звуком в исходном тексте, применяются сочетания букв, дающие соответствующее звучание. Так, русское «ж» передается в английском языке через сочетание «zh», «х» через «kh», «щ» через «shch» и так далее.
Транскрипция
широко применяется в публицистике
и довольно часто в художественной
литературе в зависимости от характера
текста
(так, в приключенческом романе затранскрибированная
реалия может являться элементом экзотики).
В авторской речи или тексте с подробными
описаниями транскрипция может быть наиболее
удачным решением, так как в таких текстах
шире возможность для раскрытия содержания
реалии.
Выбор транскрипции при переводе также зависит и от читателя, на которого ориентирован текст, то есть необходимо учитывать степень знакомости реалии, поскольку она не должна остаться за пределами его восприятия. Так, например, в переведенной статье о футболе, опубликованной в молодежном журнале, понятие «фан» (от англ. «fan») не вызовет недоразумений. Но в случае, если перевод этой статьи предназначен для публикации в журнале, читателями которого могут являться, в том числе, и люди пенсионного возраста, то переводчику следует задуматься об уместности транскрипции и рассмотреть иные приемы перевода (например, замену на более нейтральное понятие «болельщик»).
Наиболее
широко транскрипция применяется по
отношению к знакомым реалиям: интернациональным,
региональным, своим (при их наличии
в исходном тексте), - особенно если
они отвечают правилу стилистической
яркости. Существует также группа реалий,
которые при имеющихся
«stanitsa», в немецкий – «Staniza»).
Одно из основных достоинств транскрипции как приема является максимальная краткость, что в ряде случаев является основной причиной транскрибирования.
Следует заметить,
что транскрипцию, как и любой
другой прием, следует применять
с осторожностью, поскольку в
некоторых случаях передача колорита,
не являясь определяющим фактором,
может оттеснить на второй план передачу
смыслового содержания реалии, не выполнив
тем самым коммуникативную
Обилие транскрибированных слов может привести к перегрузке текста реалиями, которая не сближает читателя с подлинником, а отдаляет от него.
В некоторых случаях необходимо сочетать транскрипцию с дополнительными средствами осмысления, в частности это касается перевода реалий, являющихся «ложными друзьями переводчика». В эту группу, например, входят «…названия мер, весов и других величин измерения, созвучные в исходном языке и языке перевода, но не совпадающие по количеству» [Латышев 2000 : 165]. Например, переводя нем. «Pfund» (500гр.) русской мерой «фунт» (409,5гр.), желательно, например, в сноске указать на эту разницу.
Говоря о
транскрипции, необходимо упомянуть
о явлении межъязыковой омонимии,
то есть о наличии в языке перевода
слов, близких фонетически к
82]. В ряде случаев этот фактор заставляет
переводчика отказаться от использования
описываемого приема.
Применение
транслитерации при передаче реалий
весьма ограничено, о ней можно
говорить при переводе понятий, касающихся,
в основном, общественно-политической
жизни и имен собственных: рус.
«сарафан» и англ. «sarafan», англ. «London» и
рус. «Лондон». К тому же следует отметить,
что в некоторых случаях трудно отличить
транскрипцию от транслитерации вследствие
относительного сходства этих приемов.
1.3.2 Создание нового/сложного слова
Данный прием
применяется, если транскрипция (или
транслитерация) по определенным причинам
нежелательна или невозможна.
Введение неологизма - наиболее подходящий
(после транскрипции) путь сохранения
смыслового содержания и колорита переводимой
реалии: путем создания нового слова (или
словосочетания) иногда удается добиться
почти такого же эффекта. Такими новыми
словами могут быть, в первую очередь,
кальки и полукальки. а) Калька.
Калька –
заимствование путем
«небоскреб», образованное от англ. «skyscraper»,
аналогичным образом это понятие было
передано и в немецкий язык («Wolkenkratzer»).
б) Полукалька.
Полукальки
представляют собой частичные заимствования
слов и выражений, состоящие частично
из элементов исходного языка, частично
из элементов языка принимающего.
Так, полукалькой в русском языке
является немецкая реалия «третий рейх»,
являющаяся аналогом выражения «das
Dritte Reih». Польское «пшепроше» («прошу прощения»)
перешло в украинский язык в форме «перепрошую»,
с сохранением корня и заменой типичной
для польского языка приставки. Следует
заметить, что калька, также как и полукалька,
«…может получить известное распространение
в языке, но остаться при этом «экзотизмом»,
ибо соответствующий ей денотат чужероден
для данной культуры» [ Микулина 1978 : 60].
в) Освоение.
К данной группе
приемов перевода реалий можно также
отнести освоение – придание слову
облика родного для языка перевода
на основе материала, уже имеющегося
в исходном языке. Например, в украинский
язык, в период польского правления
были заимствованы обращения «пан»,
«пани». Отсутствие заимствованных обращений
к младшим членам семей польской знати
было компенсировано образованием слов
«панночка» и
«панич» (которые в настоящее время приняли
относительно шутливую форму и стали употребляться
в более широком контексте). г) Создание
семантического неологизма.
Последним
в группе описываемых приемов
является создание переводчиком семантического
неологизма, то есть слова или выражения,
позволяющего понять смысловое содержание
передаваемой реалии [Влахов и
Флорин 1986:100]. Так, название напоминающего
картофельные оладьи украинского блюда
«бараболник» или «картопляник» передается
в русском языке словом «картофляник»,
которое без дополнительных пояснений
уже указывает читателю на состав этого
блюда. Однако следует отметить, что перевод
реалий неологизмами наименее употребителен.
1.3.3 Уподобляющий перевод
Данный способ перевода употребляется довольно часто, например, весьма распространен подбор функционального эквивалента, который вызывает у читателя перевода такие же ассоциации, как и у читателя исходного текста. Следуя этому принципу, можно произвести замену названия белорусской игры «збий бульбу» на «городки», поскольку принцип этих игр примерно одинаков.
Приемами
уподобляющего перевода можно назвать
объяснение или описание. Например,
при переводе возможна замена украинского
понятия
«вараниця» на «ломтик раскатанного вареного
теста» или «пустой вареник». Такой способ
употребим по отношению к реалиям, транскрибирование
которых приведет к потере равноценности
регулятивного воздействия.
1.3.4 Контекстуальный перевод
Этот прием сходен по своему принципу с уподобляющим переводом и противопоставлен словарному, поскольку переводимое слово при использовании этого приема может иметь соответствия, отличающиеся от приведенных в словаре. В данном случае основной ориентировкой переводчика служит контекст, поэтому сам способ «заключается в замене словарного соответствия при переводе контекстуальным, логически связанным с ним». Иллюстрацией такого приема может служить перевод фразы «Извините, но мы не можем подать Вам ни консоме, ни профитроли, ни фльоранси. У нас нет итальянской кухни» высказыванием «I’m sorry, but we don’t have the dishes you have ordered». Основным недостатком такого перевода является полное исчезновение реалии как носителя определенного национального колорита.
1.3.5 Гипонимический перевод
Гипонимический перевод представляет собой замену видового понятия на родовое, то есть передачу реалии некоторой языковой единицей, имеющей более широкое значение, чем переводимая. По своей сути это прием генерализации, который получил довольно широкое применение. Он позволяет отказаться от транскрипции и произвести замену понятий, разница между которыми в условиях данного контекста незначительна. Согласно этому принципу фразу «Вiн iде по череду» с украинского на русский язык можно перевести фразой «Он идет пасти коров», хотя «череда» является лишь одной из разновидностей выпаса.
1.3.6 Замена реалии
Некоторые
исследователи (например, Влахов и Флорин)
также выделяют прием замены реалии,
приведенной в исходном тексте, на
реалию языка перевода [Влахов и
Флорин 1986:101]. Тем не менее, следует
отметить, что такая замена ведет
к своего рода подстановке колорита и
резкому выделению реалии на фоне всего
текста. Примером такой замены может служить
передача англ. «иомен» русским понятием
«крепостной».
Единственной четкой предпосылкой таких
замен является утрата колорита
(в той степени, в какой это возможно) либо
переводимым словом, либо его предполагаемой
заменой.
Смена колорита при подстановке реалий может акцентировать внимание читателя на детали, которая, возможно, по мнению автора, не является ключевой и не несет в себе важной для повествования смысловой нагрузки.
1.4 Перевод фразеологизмов, содержащих реалии
Как было сказано выше, в лингвистике к реалиям относят также устойчивые выражения, содержащие в себе слова, обозначающие непосредственно реалии. «В некоторых случаях употребление фразеологизма в исходном тексте строится на использовании возможностей национально- культурного колорита, например, для построения художественного или публицистического образа…» [Казакова 2002 : 133], в этом случае проблема выбора приема перевода реалии встает наиболее остро. Таким образом, вопрос о переводе реалий касается также и проблемы перевода фразеологизмов, обладающих какой-либо национальной окрашенностью.
Основываясь на основных принципах классификации реалий-слов, можно выделить основные способы перевода реалий-фразеологизмов.
Использование абсолютного эквивалента. Этот прием возможен, если фразеологизмы в исходном языке и языке перевода содержат интернациональную реалию (свою для одного из пары языков или чужую для обоих): «Все дороги ведут в Рим» - «All roads lead to Rome».
Использование
эквивалента с максимально
Использование
нейтрального по колориту слова или
словосочетания. Используется при отсутствии
в языке перевода эквивалента
или в случае, когда подмена
колорита приведет к искажению смысла
или резкому несоответствию фразеологизма
самому тексту.
Иллюстрацией этого способа может служить
перевод английского выражения
«when Queen Anne was alive» (дословно «когда была
жива королева Анна») нейтральной русской
фразой «в незапамятные времена». Этот
способ может быть ограничен авторским
замыслом, если выражение употребляется
в прямом смысле и является указанием
на определенную историческую эпоху
(«при дворе королевы Анны») [пример по:
Казакова 2002:133].
Пословный перевод с пояснением в сноске можно использовать для сохранения колорита фразеологизма-реалии и одновременно для передачи плана содержания. Этот прием является удачным, так как помогает достичь главной цели при переводе такого рода языковой единицы, но имеет недостаток из-за дословности перевода, который может оказаться не вполне естественным.
Приведение фразеологизма на языке оригинала с переводом и пояснением в сноске. Данный прием используется относительно редко, в основном, в случаях, аналогичных приведенным при описании предыдущего способа. Такой прием усиливает колорит речи героя или автора, а также, в соответствии с авторским замыслом, указывает на знание героем иностранного языка (это касается фраз, приведенных в тексте на иностранном для оригинала языке).
Использование
полукальки с заменой национального
компонента заключается в создании
на основе имеющегося в исходном языке
материала новой для языка
перевода фразеологической единицы. Таким
способом в русский язык была внесена
пословица «Москва не сразу строилась»
(англ.
«Rome was not built in a day»). Также примером может
служить перевод русской пословицы «копейка
рубль бережет» фразой «take care of the kopecks
and the roubles will take care of themselves» на основе английского
выражения «take car of the pennies and the pounds will take
care of themselves».
Итак, сохранение и передача колорита является одной из важнейших задач при переводе реалий. Именно эта проблема очень часто встает перед переводчиком. «Колорит … это та окрашенность слова, которую оно приобретает благодаря принадлежности его референта—обозначаемого им объекта—к данному народу, определенной стране или местности, конкретной исторической эпохе, благодаря тому, что он, этот референт, характерен для культуры, быта, традиции, — одним словом, особенностей действительности в данной стране или данном регионе, в данную историческую эпоху, в отличие от других стран, народов, эпох» [ Влахов и Флорин 1986 : 114]. Колорит, которым обладает большинство реалий, является чертой, которая выделяет реалию из всей массы языковых единиц. Таким образом, при работе с реалиями переводчик должен прежде всего учитывать колорит реалии, характер которого и обусловливает выбор переводческого приема.