Ответы по языкознанию

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 06:14, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на 39 вопросов.

Работа содержит 1 файл

шпоры по языкозне.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

3.Но в отвлечении  от реч.актов язык абстрактен.1 степень абстракции-словоформа(когда два одинаковых слова в тексте мы считаем за одно),2 –лексема(когда две формы одного слова мы считаем за одно слово) 

10.Омонимия  слов,типы лекс.омонимов.Омонимия  морфем. М-107, 143

1.Полисемия=слово регулярно им.несколько значений,у кот.есть общая нетривиальная часть(н.,ключ=то,что открывает).Знач.дел.по 1)вр.появл.(исконное и вторичное), 2)отн.к обозначаемому предмету(прямое и переносное).Типы переносн.знач. – а)Метафора(по сходству)-горячо любить,вспыхнула ссора, б)метонимия(по смежности)-не вымыть тарелку,а съесть тарелку(щей).Вариант метонимии-синекдоха(когда наз.части уп.для назв.целого и наоборот,н.,«машина» в зн.«автомобиль»,«компьютер»итд====или перенос назв.помещения на людей в нем-класс,аудитория)

2.Омонимы – слова с одинаковым планов выражения и разным планом содержания(бор,лук,коса).

3.Омонимы различаются: 1)по форме(бор,лук)=род и ч.р.совпадают, 2)по ч.р.(печь-сущ.,печь-гл.===зло-сущ.,зло-нар.), 3)по степени полноты(все ли формы совп.)Жать – я жну,жму. =>Бывает неравнообъемная омонимия.Утром-для нар.полная,для сущ.неполная.

Квазиомонимы – разл.только по ударениям.Омографы-одинаково пиш.,но по-разн.звучат. 4)По происхождению – а)бор-русск.и бор-нем., б)распад полисемии(коса-перест.ощущаться общ.нетрив.часть), в)звук.изменения – sehe,See(нем.)

4.Полисемия морфемы  опред.,если есть смысловая связь  между значениями.Если нет-омонимия.Омонимия  фонем-водить/вода,корень -вод-,смыслы  разные.Ягодка,ручка-/\-к- с уменьшит.-ласк. знач. Соседка,односельчанка-со зн.ж.пола.Невидимка,кожанка-со зн.”носитель признака”.У всех – беглый гласный Р.п.Мн.ч.Омонимы – префиксы с-/со-(1е знач.-спрыгнуть сверху,2-сблизиться,сойтись) 

11.Инварианты  яз.единиц, их варианты  и “экземпляры”  в тексте. М-144

1.Выд.единиц  яз.связ.с членением реч.высказывания. 1)Отд.выск.=осн.ед языкового общения.В  выск.разл.две стороны-план выр.и  план.сод.Экспонент/означающее/план выражения(высказывание)-денотат/означаемое/план содержания(мысль, высказанная). 2)Высказывание членится на предл.или сост.из разных предл. Уровень знака-совокупность единиц одного порядка сложности:текст-предл.-словоформа(лексема)-слово-морфема-фонема 3)Предл.состоит из слов(инвариант слова=лексема).4)Слова сост.из морфов(инвариант морфа=морфема).У морфемы есть план выр.и план сод.Н.,у морфему –у план выр.предст.звуком«у», реализованным в опред(.)речевой цепи,а план сод.=>и слова,и морфема явл.,как и предл.,двусторонними ед-и:слова в т-те и морф-ед.речи,лексема и морфема-ед.языка.

4)Одностор.единицы-выделяются в плане выражения и имеющие лишь косв.план сод.Корень«-рук-»разд.на фоны Р,У и К,но значение на такие три равноценные части не разд.В потоке речи-фоны,одностор.В яз.-фонемы,двуст.Фоны-конкр.экз.фонем.

2.Языковые знаки.Язык – не код(как азб.Морзе),а сист.знаков.Знак=aliquid stat pro aliquo(«что-то стоит за чем-то»)-чувственно воспринимаемое матер.явл.,перед-е инф-ю о др.явл.(метериальном или идеальном),в силу условной связи между ними.Св-ва знака:1)Зн.-единица двусторонняя.Экспонент/означающее/план выражения-денотат/означаемое/план содержания(т.е.предмет,который обозначен знаком), 2)Семантика-наука о знаках(осн.амер.Чарльз Пире,19в.) Разл.3 вида знаков: а)знаки-иконы(подобные денотату), б)знаки-индексы(пиктограммы,дорожн.зн.), в)знаки-символы(цифры,буквы), 3)Знак конвенционален=произволен(светофор), 4)Знак противопоставлен другим зн-м в сист.=>для того,чтобы понимать зн.,нужно знать сист.Кол-во букв ограничено,но не ограничено кол-во слов, 5)Знак ассиметричен(глаза/очи-1 детонат,2 экспонента===коса-1 эксп.,2 дет.), 6)В р.я.есть нулевые знаки(стол0-нул.оконч===Вася(ist)дурак===категориально значимое отсутствие знака есть 0й знак), 7)Синтактика(позиция).В5 часов/часов в 5=мен.значение, 8)Уровень знака-совокупность единиц одного порядка сложности:текст-предл.-словоформа(лексема)-слово-морфема-фонема, 9)зн.обладает дискретностью(т.е.междй 2 зн.прох.грань)

3.=>Яз.=двусторонняя сущность(означающее/означаемое).Яз.-это сист.знаков,каждый из кот.облад.своей семантикой

4.Говорящий>смысл>>текст>>смысл>слушающий. 

12.Фразеологические  единицы,их типы.Источники  фразеологии. М-116

1.Фразеологизмы(=фраземы)-устойчиво повт.сочетания слов,семантически обособленные,со сдвигом значения(кот.обнаруж-ся при сравн.с теми же словами сне рамок этого выражения). 1)В нек.ф.семантическое преобр.кас.только 1 компонента.(письменный стол,холодное оружие-сущ.уп.в обычн.зн.,а прил.со сдвигом знач.,т.к.«письменный стол»/«письменный запрос»-знач.прил.разные) 2)Идиомы(ранее наз.идиотизмами,т.к. не могли буквально перевестись на др.яз)-общий сдвиг знач.,затраг.все компоненты(сесть за 1 стол,карты на стол).Идиомы(как и фраземы) могут быть >мотивированными-фразеолог.единства(держать камень за пазухой,выносить сор из избы) >утрат.мотивировку-фразеолог.сращения(очертя голову,во всю ивановскую).Для восст.утрач.мотивировки-этимолог.анализ(очертя голову=очертив священным кругом).

2.Синт.ф-и устойчивых сочетаний: 1)эквивалентные словам(глаголам=вын.сор из избы,наречиям=очертя голову) 2)Используемые в кач-ве целых предл.(Черта с два!)-пословицы,поговорки,афоризмы.

3.Разные функц.стили фразеологизмов: 1)просторечн.(вожжа под хвост попала), 2)книжн.(дамоклов меч)

4.нац.своеобразие фразеологизмов.Отразились специфические черты нар.быта и истории.(язык до Киева доведет)-иногда имеют аналоги.Межнац.-восх.к Библии и др.произв.мир.лит-ры(вавилонская башня). 

13.Грамм.значения и способы их выр-я. М-125, Р-263

1.Гр.строй=совокупность законов функционирвания ед-ц яз. На всех ур.его структыры ИЛИ совокупность правил постр. 1)лекс.ед-ц(слов и их форм из морфем), 2)связных выск.-из лекс.ед-ц. Грамматич.значения=элементы содержания,кот стоят за гр.правилами. Ч.р.=грамм.группировка лекс.единиц яз.(=>в лексике яз.выделяются опред.группы и разряды,характ-ся опред.грамм.призн.)=>Лекс-Гр.категория.

*Гр.категории  обусловлены общим грамм.знач.Принц.ОГЗ  лежит в осн.традиц.сист.ч.р.(пост.и  непост.признаки). грамм.ср-ва=формальные показатели ГЗ.В отл.от лексич.з-й ГЗ наз.не прямо,а мимоходом.

ГЗ выявляются в противоп.разных гр.категорий(=ряд  однородных ГЗ,систематически выражаемых некими формальными показателями).Противопоставленные  в них члены=граммемы(н,Е.иМ.число,Сов.иНесов.вид итд.).

*Гр.категории  делятся на --------> 1)Формообразовательные(=пост.призн.)(=проявляющиеся в обр.ф-м данного сл.,н,падеж,Число,Наклонение), И 2)Классификационные(-непост.призн.)(=присущие слову во всех формах его уп.)-н.,род.сущ.

------->находящие выражение в формах слова 1)простых=синтетических и 2)сложных=аналитических

------->по х-ру передаваемых значений 1)Объективные(отраж.наблюдаемые отношения объективной действительности,н.,род у сущ.), 2)Субъективно-объективные(отраж.отн.между описываемой ситуацией и положением участников общения,н.лицо/время гл.), 3)Формальные(исп.для сигнализации факта связи между словами,н.,гр.род у сущ.,кот не связаны с полом)

2.Способы выр.грамм.значений.

*Формообр.аффиксы=морфемы  с гр.зн.Делятся на префиксы(до  корня)и постфиксы(после корня).Некот.языки не уп.префиксов(тюркские),тогда слово всегда нач.с корня, за кот.следует цепочка постфиксов.Постфиксы дел.на 1)суффиксы, 2)флексии

*Флексия=изменяемая  ч.слова в парадигме(п.=система грамм.ф-м в рамках той или иной гр.катег.или ряда гр.катег.) той или иной гр.категории.(окончания+прим.)-словоизменительные(формообр.).

-------->Внутренняя флексия. 1)интерфиксы(служ.морфемы,не им-е собств.знач.,но служ.для связи корней в сложн.словах,н.водовоз), 2)конфиксы(комб.из 2х аффиксов,превикса и постфикса-2 морфемы,д-е совместно,н.GE-lob-T), 3)Инфиксы(аффиксы,вставляемые в середину корня), 4)Трансфиксы(аффиксы,кот.разрывают корень,сост.из одних согласных и создают прослойку гласных)

*Суффикс=вид  постфикса с деривационным гр.знач.(+прим.)-словообразовательные,если /\сохр.в осн.инфинитива наст.вр.Формообразовательные,если/\исчезает в одной из основ гл.(а префиксы игр.обе роли)

*Супплетивизм-когда  разн.формы одного слова различаются  по значению.Gut-besser,хорошо-лучше.

*Редупликация

*Служебные слова-отд.подсистема служ.ч.р.,кот.сильно изм.от языка к языку.Они обслуживают словосочетания и предложения. 1)морфологические(участвуют в образовании аналитич.ф-м:предлоги,послелоги,артикли,вспом.глаголы,слова степени,частицы), 2)синтаксические(оформл.аналитич.лексемы)

3. *Классы слов,более крупн.,чем.ч.р.: 1)знаменательные(а – слова-названия, б – указательно-заместительные, в – междометия,выр-е эмоции/волевые побужд.), 2)служебные, 3)модальные(а – оценка достоверности факта(по-видимому,как будто), б – оценка

желательности/нежелательности  факта(к счастью,на беду) == исп.в кач-ве вводн.элем.)

Слова-названия:

*Существительное,выр.грамм.знач.предметности.1)падеж. >В разн.яз.разное кол-во падежей. >Характер многозначности.(р.яз.-Тв.П.«выбрали председателем»,«пишу небрежн.почерком»), 2)число(выр.аффиксацией и др.)-обязательно не во всех яз.В р.я.есть Pluralia/Sing.tantum + неизм.сущ.(пальто), 3)определенность/непоределенность(Р.Я.:выпил воду/водЫ,в др.яз налич./отсутств.артикля), 3)род – в р.я. мужск.,женск.,ср.,общий(неряха,растяпа),Pl.tantum вне кат.рода, 4)СИНТ.Ф.-подлеж.,сказ.,доп.,обст.,опред.

*Прилагательное,выр.ГЗ качества/св-ва предмета.1)Качеств.(белый),относит.(деревянный),притяжат.(мамин), 2)степни сравн.-только у кач.(простые и аналитич.), 3)исторически прил.связ.с сущ.(нем. «мамин» – mutters,сущ.Р.п.), 4) СИНТ.Ф.-часть сост.им.сказ.,сказ.,определ.

*Глагол: а)собственно гл.(-сказ.), б)вербоиды(прич.,дееприч.,инф.) --- 1)лицо гл.: >личные >безличные(смеркается, светает) >неопр.-личные(говорят), 2)время гл.: >Основное(н.,п.,б.), >Относительное(предпрошедшее, будущее предварительное), >Относительное употребление основных времен(=транспозиция времен):::Настоящее историч.(в зн.прош.)-Иду я вчера,:::Будущее в знач.прошедшего-Мы скоро уходим, 3)наклонение(и.,с.,п.) + некот.спец.вопрос.иотриц.ф-мы глагола(Do you speak english?), 4)вид >несов. >сов. Р.я.: >двувид.(ранить) >однов.(хлынуть) Англ.яз. + >he is writing >he writes, 5)СИНТ.Ф.-сказ.,комп.сказ. – у личн.гл. Любая – у инф.

*Категория сост.(введена Щербой,близка к гл.)=нем.Stativ(плохо, некогда).Кр.прил.Ср.р.-каково?,об.призн.предм.,вопр.от сущ. Нар.- как?,об.призн.д-я,вопр.зад.от глаг. КС –как?/каково?,об.состояние,вопр.зад.от КС.СИНТ.Ф.-вх.в сост.им.сказ.,сказ.в безл.предл.(Как хорошо!)

*Наречие-«признак признака».Для нар.хар-но отсутствие к-либо гр.категорий(и соотв.им формообраз.), кроме кат.степени сравн.(у кач.наречий).СИНТ.Ф.-обст.,им.ч.сказ.

*Числительное(знач.количества, точное(5 цветов) или абстрактное(пятью пять))

*Местоимения/местоименные наречия(дублируют систему наз.ч.р.)В знач.>Сущ.:я,ты,кто,что,ничто >Прил.:мой,твой,такой >Числ.:столько,сколько >Нар.: там, здесь, туда 

14.Типы  письменных знаков. М-238

1.Начерченные  знаки=инвентарь письма.Кажд.символ=графема(может  быть составной,н.,ch).В конкретном  т-те экземпляром графемы явл.граф.

2.Виды письм.знаков: 1)Фонограмма-письм.знаки,обозн-е звук.единицы  или зв.особенности яз.

*фонеграммы=соотв.отдельным  фонемам, *силлабограммы=соотв.слогам, *знаки для сочетаний фонем,не соотносимых с делением на слоги(х=/кс/) – это,как и фонеграммы,БУКВЫ, *зн.для дифференц.призн.фонем(Ь), *просодемограммы(напр.,знак ударения)..ЛИГАТУРЫ уп.в древнеинд.письме для обозн.скопл.согл.(тра,кта)

2)Идеограммы-передают  значащие ед.языка непосредственно(но  через передачу звучания этих  единиц): *логограммы перед.знач.целого  слова, н.+,=итд.(морфемограммы –  der 9.Tag) ПИКТОГРАММЫ были логораммами,но постепенно переставали быть ими,превращаясь в иероглифы *идеограммы-разделители(пробел,пункт.знаки), *идеограммы-классификаторы(загл.буква), *фразеограммы(соотв.фразам,н.,стрелки) 

15.Деление  морфем на корни  и аффиксы.Позиционная  классиф.аффиксов. М-133

1.морфема=универсальная,двусторонняя,минимальная  ед.языка,у кот.за опред.экспонентом  закреплено опред.содержание или  ф-и в сист.данного яз.Вар-т  морфемы-морф(конкр.экземпляр морфемы  яз.)

2.Сегментные  морфемы(части слов),делятся(по характеру  знач.и по ф-и в составе слова) на 1)корни,образуют смысловое ядро слова.

2)аффиксы.Не  несут самост.лекс.знач.*значения  аффиксов:-лексико-грамм.(=словообраз.),н.,-ник  в рукомойник,

Информация о работе Ответы по языкознанию