3.Но в отвлечении
от реч.актов язык абстрактен.1
степень абстракции-словоформа(когда
два одинаковых слова в тексте мы считаем
за одно),2 –лексема(когда две формы одного
слова мы считаем за одно слово)
10.Омонимия
слов,типы лекс.омонимов.Омонимия
морфем. М-107, 143
1.Полисемия=слово
регулярно им.несколько значений,у кот.есть
общая нетривиальная часть(н.,ключ=то,что
открывает).Знач.дел.по 1)вр.появл.(исконное
и вторичное), 2)отн.к обозначаемому предмету(прямое
и переносное).Типы переносн.знач. – а)Метафора(по
сходству)-горячо любить,вспыхнула ссора,
б)метонимия(по смежности)-не вымыть
тарелку,а съесть тарелку(щей).Вариант
метонимии-синекдоха(когда наз.части
уп.для назв.целого и наоборот,н.,«машина»
в зн.«автомобиль»,«компьютер»итд====или
перенос назв.помещения на людей в нем-класс,аудитория)
2.Омонимы –
слова с одинаковым планов выражения и
разным планом содержания(бор,лук,коса).
3.Омонимы различаются:
1)по форме(бор,лук)=род и ч.р.совпадают,
2)по ч.р.(печь-сущ.,печь-гл.===зло-сущ.,зло-нар.),
3)по степени полноты(все ли формы
совп.)Жать – я жну,жму. =>Бывает неравнообъемная
омонимия.Утром-для нар.полная,для сущ.неполная.
Квазиомонимы
– разл.только по ударениям.Омографы-одинаково
пиш.,но по-разн.звучат. 4)По происхождению
– а)бор-русск.и бор-нем., б)распад полисемии(коса-перест.ощущаться
общ.нетрив.часть), в)звук.изменения –
sehe,See(нем.)
4.Полисемия морфемы
опред.,если есть смысловая связь
между значениями.Если нет-омонимия.Омонимия
фонем-водить/вода,корень -вод-,смыслы
разные.Ягодка,ручка-/\-к- с уменьшит.-ласк.
знач. Соседка,односельчанка-со зн.ж.пола.Невидимка,кожанка-со
зн.”носитель признака”.У всех – беглый
гласный Р.п.Мн.ч.Омонимы – префиксы с-/со-(1е
знач.-спрыгнуть сверху,2-сблизиться,сойтись)
11.Инварианты
яз.единиц, их варианты
и “экземпляры”
в тексте. М-144
1.Выд.единиц
яз.связ.с членением реч.высказывания.
1)Отд.выск.=осн.ед языкового общения.В
выск.разл.две стороны-план выр.и
план.сод.Экспонент/означающее/план выражения(высказывание)-денотат/означаемое/план
содержания(мысль, высказанная). 2)Высказывание
членится на предл.или сост.из разных предл.
Уровень знака-совокупность единиц одного
порядка сложности:текст-предл.-словоформа(лексема)-слово-морфема-фонема
3)Предл.состоит из слов(инвариант слова=лексема).4)Слова
сост.из морфов(инвариант морфа=морфема).У
морфемы есть план выр.и план сод.Н.,у морфему
–у план выр.предст.звуком«у», реализованным
в опред(.)речевой цепи,а план сод.=>и слова,и
морфема явл.,как и предл.,двусторонними
ед-и:слова в т-те и морф-ед.речи,лексема
и морфема-ед.языка.
4)Одностор.единицы-выделяются
в плане выражения и имеющие лишь косв.план
сод.Корень«-рук-»разд.на фоны
Р,У и К,но значение на такие три равноценные
части не разд.В потоке речи-фоны,одностор.В
яз.-фонемы,двуст.Фоны-конкр.экз.фонем.
2.Языковые
знаки.Язык – не код(как азб.Морзе),а
сист.знаков.Знак=aliquid stat pro aliquo(«что-то
стоит за чем-то»)-чувственно воспринимаемое
матер.явл.,перед-е инф-ю о др.явл.(метериальном
или идеальном),в силу условной связи между
ними.Св-ва знака:1)Зн.-единица двусторонняя.Экспонент/означающее/план
выражения-денотат/означаемое/план содержания(т.е.предмет,который
обозначен знаком), 2)Семантика-наука о
знаках(осн.амер.Чарльз Пире,19в.) Разл.3
вида знаков: а)знаки-иконы(подобные денотату),
б)знаки-индексы(пиктограммы,дорожн.зн.),
в)знаки-символы(цифры,буквы), 3)Знак конвенционален=произволен(светофор),
4)Знак противопоставлен другим зн-м в
сист.=>для того,чтобы понимать зн.,нужно
знать сист.Кол-во букв ограничено,но не
ограничено кол-во слов, 5)Знак ассиметричен(глаза/очи-1
детонат,2 экспонента===коса-1 эксп.,2 дет.),
6)В р.я.есть нулевые знаки(стол0-нул.оконч===Вася(ist)дурак===категориально
значимое отсутствие знака есть 0й знак),
7)Синтактика(позиция).В5 часов/часов в
5=мен.значение, 8)Уровень знака-совокупность
единиц одного порядка сложности:текст-предл.-словоформа(лексема)-слово-морфема-фонема,
9)зн.обладает дискретностью(т.е.междй
2 зн.прох.грань)
3.=>Яз.=двусторонняя
сущность(означающее/означаемое).Яз.-это
сист.знаков,каждый из кот.облад.своей
семантикой
4.Говорящий>смысл>>текст>>смысл>слушающий.
12.Фразеологические
единицы,их типы.Источники
фразеологии. М-116
1.Фразеологизмы(=фраземы)-устойчиво
повт.сочетания слов,семантически обособленные,со
сдвигом значения(кот.обнаруж-ся при сравн.с
теми же словами сне рамок этого выражения).
1)В нек.ф.семантическое преобр.кас.только
1 компонента.(письменный стол,холодное
оружие-сущ.уп.в обычн.зн.,а прил.со сдвигом
знач.,т.к.«письменный стол»/«письменный
запрос»-знач.прил.разные) 2)Идиомы(ранее
наз.идиотизмами,т.к. не могли буквально
перевестись на др.яз)-общий сдвиг знач.,затраг.все
компоненты(сесть за 1 стол,карты на стол).Идиомы(как
и фраземы) могут быть >мотивированными-фразеолог.единства(держать
камень за пазухой,выносить сор из избы)
>утрат.мотивировку-фразеолог.сращения(очертя
голову,во всю ивановскую).Для восст.утрач.мотивировки-этимолог.анализ(очертя
голову=очертив священным кругом).
2.Синт.ф-и
устойчивых сочетаний:
1)эквивалентные словам(глаголам=вын.сор
из избы,наречиям=очертя голову) 2)Используемые
в кач-ве целых предл.(Черта с два!)-пословицы,поговорки,афоризмы.
3.Разные
функц.стили фразеологизмов: 1)просторечн.(вожжа
под хвост попала), 2)книжн.(дамоклов меч)
4.нац.своеобразие
фразеологизмов.Отразились специфические
черты нар.быта и истории.(язык до Киева
доведет)-иногда имеют аналоги.Межнац.-восх.к
Библии и др.произв.мир.лит-ры(вавилонская
башня).
13.Грамм.значения
и способы их выр-я. М-125,
Р-263
1.Гр.строй=совокупность
законов функционирвания ед-ц яз. На всех
ур.его структыры ИЛИ совокупность правил
постр. 1)лекс.ед-ц(слов и их форм из морфем),
2)связных выск.-из лекс.ед-ц. Грамматич.значения=элементы
содержания,кот стоят
за гр.правилами.
Ч.р.=грамм.группировка лекс.единиц яз.(=>в
лексике яз.выделяются опред.группы
и разряды,характ-ся опред.грамм.призн.)=>Лекс-Гр.категория.
*Гр.категории
обусловлены общим грамм.знач.Принц.ОГЗ
лежит в осн.традиц.сист.ч.р.(пост.и
непост.признаки). грамм.ср-ва=формальные
показатели ГЗ.В отл.от лексич.з-й ГЗ наз.не
прямо,а мимоходом.
ГЗ выявляются
в противоп.разных гр.категорий(=ряд
однородных ГЗ,систематически выражаемых
некими формальными показателями).Противопоставленные
в них члены=граммемы(н,Е.иМ.число,Сов.иНесов.вид
итд.).
*Гр.категории
делятся на --------> 1)Формообразовательные(=пост.призн.)(=проявляющиеся
в обр.ф-м данного сл.,н,падеж,Число,Наклонение),
И 2)Классификационные(-непост.призн.)(=присущие
слову во всех формах его уп.)-н.,род.сущ.
------->находящие
выражение в формах слова 1)простых=синтетических
и 2)сложных=аналитических
------->по
х-ру передаваемых значений 1)Объективные(отраж.наблюдаемые
отношения объективной действительности,н.,род
у сущ.), 2)Субъективно-объективные(отраж.отн.между
описываемой ситуацией и положением участников
общения,н.лицо/время гл.), 3)Формальные(исп.для
сигнализации факта связи между словами,н.,гр.род
у сущ.,кот не связаны с полом)
2.Способы
выр.грамм.значений.
*Формообр.аффиксы=морфемы
с гр.зн.Делятся на префиксы(до
корня)и постфиксы(после корня).Некот.языки
не уп.префиксов(тюркские),тогда слово
всегда нач.с корня, за кот.следует цепочка
постфиксов.Постфиксы дел.на 1)суффиксы,
2)флексии
*Флексия=изменяемая
ч.слова в парадигме(п.=система
грамм.ф-м в рамках той
или иной гр.катег.или
ряда гр.катег.) той или иной гр.категории.(окончания+прим.)-словоизменительные(формообр.).
-------->Внутренняя
флексия. 1)интерфиксы(служ.морфемы,не
им-е собств.знач.,но служ.для связи корней
в сложн.словах,н.водовоз), 2)конфиксы(комб.из
2х аффиксов,превикса и постфикса-2 морфемы,д-е
совместно,н.GE-lob-T), 3)Инфиксы(аффиксы,вставляемые
в середину корня), 4)Трансфиксы(аффиксы,кот.разрывают
корень,сост.из одних согласных и создают
прослойку гласных)
*Суффикс=вид
постфикса с деривационным гр.знач.(+прим.)-словообразовательные,если
/\сохр.в осн.инфинитива наст.вр.Формообразовательные,если/\исчезает
в одной из основ гл.(а префиксы игр.обе
роли)
*Супплетивизм-когда
разн.формы одного слова различаются
по значению.Gut-besser,хорошо-лучше.
*Редупликация
*Служебные слова-отд.подсистема
служ.ч.р.,кот.сильно изм.от языка к языку.Они
обслуживают словосочетания и предложения.
1)морфологические(участвуют в образовании
аналитич.ф-м:предлоги,послелоги,артикли,вспом.глаголы,слова
степени,частицы), 2)синтаксические(оформл.аналитич.лексемы)
3. *Классы
слов,более крупн.,чем.ч.р.:
1)знаменательные(а – слова-названия, б
– указательно-заместительные, в – междометия,выр-е
эмоции/волевые побужд.), 2)служебные, 3)модальные(а
– оценка достоверности факта(по-видимому,как
будто), б – оценка
желательности/нежелательности
факта(к счастью,на беду) == исп.в кач-ве
вводн.элем.)
Слова-названия:
*Существительное,выр.грамм.знач.предметности.1)падеж.
>В разн.яз.разное кол-во падежей. >Характер
многозначности.(р.яз.-Тв.П.«выбрали председателем»,«пишу
небрежн.почерком»), 2)число(выр.аффиксацией
и др.)-обязательно не во всех яз.В р.я.есть
Pluralia/Sing.tantum + неизм.сущ.(пальто), 3)определенность/непоределенность(Р.Я.:выпил
воду/водЫ,в др.яз налич./отсутств.артикля),
3)род – в р.я. мужск.,женск.,ср.,общий(неряха,растяпа),Pl.tantum
вне кат.рода, 4)СИНТ.Ф.-подлеж.,сказ.,доп.,обст.,опред.
*Прилагательное,выр.ГЗ
качества/св-ва предмета.1)Качеств.(белый),относит.(деревянный),притяжат.(мамин),
2)степни сравн.-только у кач.(простые и
аналитич.), 3)исторически прил.связ.с сущ.(нем.
«мамин» – mutters,сущ.Р.п.), 4) СИНТ.Ф.-часть
сост.им.сказ.,сказ.,определ.
*Глагол: а)собственно
гл.(-сказ.), б)вербоиды(прич.,дееприч.,инф.)
--- 1)лицо гл.: >личные >безличные(смеркается,
светает) >неопр.-личные(говорят), 2)время
гл.: >Основное(н.,п.,б.), >Относительное(предпрошедшее,
будущее предварительное), >Относительное
употребление основных времен(=транспозиция
времен):::Настоящее историч.(в зн.прош.)-Иду
я вчера,:::Будущее в знач.прошедшего-Мы
скоро уходим, 3)наклонение(и.,с.,п.) + некот.спец.вопрос.иотриц.ф-мы
глагола(Do you speak english?), 4)вид >несов. >сов.
Р.я.: >двувид.(ранить) >однов.(хлынуть)
Англ.яз. + >he is writing >he writes, 5)СИНТ.Ф.-сказ.,комп.сказ.
– у личн.гл. Любая – у инф.
*Категория
сост.(введена Щербой,близка к гл.)=нем.Stativ(плохо,
некогда).Кр.прил.Ср.р.-каково?,об.призн.предм.,вопр.от
сущ. Нар.- как?,об.призн.д-я,вопр.зад.от
глаг. КС –как?/каково?,об.состояние,вопр.зад.от
КС.СИНТ.Ф.-вх.в сост.им.сказ.,сказ.в безл.предл.(Как
хорошо!)
*Наречие-«признак
признака».Для нар.хар-но отсутствие к-либо
гр.категорий(и соотв.им формообраз.), кроме
кат.степени сравн.(у кач.наречий).СИНТ.Ф.-обст.,им.ч.сказ.
*Числительное(знач.количества,
точное(5 цветов) или абстрактное(пятью
пять))
*Местоимения/местоименные
наречия(дублируют систему наз.ч.р.)В
знач.>Сущ.:я,ты,кто,что,ничто >Прил.:мой,твой,такой
>Числ.:столько,сколько >Нар.: там, здесь,
туда
14.Типы
письменных знаков.
М-238
1.Начерченные
знаки=инвентарь письма.Кажд.символ=графема(может
быть составной,н.,ch).В конкретном
т-те экземпляром графемы явл.граф.
2.Виды письм.знаков:
1)Фонограмма-письм.знаки,обозн-е звук.единицы
или зв.особенности яз.
*фонеграммы=соотв.отдельным
фонемам, *силлабограммы=соотв.слогам,
*знаки для сочетаний фонем,не соотносимых
с делением на слоги(х=/кс/) – это,как и
фонеграммы,БУКВЫ, *зн.для дифференц.призн.фонем(Ь),
*просодемограммы(напр.,знак ударения)..ЛИГАТУРЫ
уп.в древнеинд.письме для обозн.скопл.согл.(тра,кта)
2)Идеограммы-передают
значащие ед.языка непосредственно(но
через передачу звучания этих
единиц): *логограммы перед.знач.целого
слова, н.+,=итд.(морфемограммы –
der 9.Tag) ПИКТОГРАММЫ были логораммами,но
постепенно переставали быть ими,превращаясь
в иероглифы *идеограммы-разделители(пробел,пункт.знаки),
*идеограммы-классификаторы(загл.буква),
*фразеограммы(соотв.фразам,н.,стрелки)
15.Деление
морфем на корни
и аффиксы.Позиционная
классиф.аффиксов. М-133
1.морфема=универсальная,двусторонняя,минимальная
ед.языка,у кот.за опред.экспонентом
закреплено опред.содержание или
ф-и в сист.данного яз.Вар-т
морфемы-морф(конкр.экземпляр морфемы
яз.)
2.Сегментные
морфемы(части слов),делятся(по характеру
знач.и по ф-и в составе слова)
на 1)корни,образуют смысловое ядро слова.
2)аффиксы.Не
несут самост.лекс.знач.*значения
аффиксов:-лексико-грамм.(=словообраз.),н.,-ник
в рукомойник,