Особенности перевода терминов искусствоведческой тематики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:37, творческая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление способов и специфики перевода терминов искусствоведческого характера.
На основе выдвинутой цели в процессе исследования был поставлен ряд задач:
- рассмотреть специфику информативного перевода;
- определить роль термина в построении искусствоведческого текста;
- рассмотреть факторы, влияющие на перевод терминов;

Содержание

Введение
Глава 1. Жанровая и лингвопереводческая специфика специального текста
1.1 Транслатологические аспекты специального перевода
1.2 Предпереводческий анализ текста оригинала
Глава 2. Способы перевода терминов искусствоведческой тематики
2.1 Подходы к переводу терминов
2.2 Транслатологическая специфика перевода терминов
Заключение
Библиографический список
Текст перевода

Работа содержит 1 файл

Особенности перевода терминов искусствоведческой тематики.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Терминами могут  стать практически любые лексические  единицы языка, перешедшие в узкоспециальную область и послужившие для обозначения конкретных понятий этой области. Существует множество подходов к переводу лексических единиц с одного языка на другой. Отметим, прежде всего, что в общих чертах можно наметить два пути перевода, по которым следует переводчик: перевод прямой или буквальный и перевод косвенный (непрямой).

Действительно, может иметь место случай, когда  сообщение на исходном языке прекрасно  переводится в сообщение на языке  перевода, ибо оно основывается либо на параллельных категориях (структурный параллелизм), либо на параллельных понятиях (металингвистический параллелизм). Но может случиться и так, что переводчик констатирует наличие в языке перевода «пробела», который необходимо заполнить эквивалентными средствами, добиваясь того, чтобы общее впечатление от двух сообщений было одинаковым. Может случиться и так, что, вследствие структурных или металингвистических различий, некоторые стилистические эффекты невозможно передать на языке перевода, не изменив в той или иной степени порядок следования элементов или даже лексические единицы. Понятно, что во втором случае необходимо прибегать к более изощренным способам, которые на первый взгляд могут вызвать удивление, но ход которых можно проследить с целью строгого контроля за достижением эквивалентности. Это способы косвенного (непрямого) перевода. Заимствование, калькирование и дословный перевод – способы прямого перевода. Остальные – косвенного (Комиссаров, 2001: 166-169)

Теперь обратимся  к подходам перевода терминов. Согласно подходу А. В. Федорова, между единицами ИЯ и ПЯ существуют следующие отношения (Федоров, 2002: 133-134):

1. В языке перевода нет словарного соответствия тому или иному слову подлинника: der Letternbuchdruck – книгопечатание с подвижными буквами; die Pilgerfahrt – паломническая поездка;

2. Соответствие является неполным, лишь частично покрывающим значение иноязычного слова: die Blüte – расцвет; die Herstellung – изготовление;

3. Различным значениям многозначного слова подлинника соответствуют различные слова в языке перевода, в той или иной степени передающие их: das Blatt – 1. Лист 2. Гравюра 3. Газета 4. Лепесток; der Vorwurf – 1. Упрек 2. Сюжет;

4. Однозначному слову подлинника находится однозначное постоянное (не зависящее от контекста) соответствие в языке перевода: das Dolmetschen - устный перевод; die Bildkunst - изобразительное искусство.

Нами избрана  система переводческих приемов  и лексико-семантических трансформаций  А. Ф. Архипова, т.к. он опирается в  своей классификации на немецкий язык и подробно описывает каждый переводческий прием. Он различает следующие лексико-семантические трансформации (Архипов: 2008: 336):

- добавление  слов, словосочетаний и предложений; 

- опущение лексических  элементов; 

- лексическое  развертывание, т. е. замена  слова словосочетанием; 

- лексическое  свертывание, т. е. замена словосочетания  словом;

- смещение, т.  е. замена видового понятия  другим в рамках общего;

- транскрипция, т. е. фонетическая имитация слова и транслитерация, т. е. буквенная имитация.

Мы же воспользуемся  классификацией, состоящей из семи видов трансформаций: заимствование (Бурлак, 2002: 69-72) , калькирование, дословный  перевод, транспозиция, модуляция, эквиваленция и адаптация.

 

2.2 Транслатологическая  специфика перевода терминов

 

Специальный текст  предназначенный для носителей  языка – такова характеристика нашей  статьи. В этой главе мы остановимся  подробней на анализе непосредственных результатов перевода терминов нашего текста. Классифицируем все термины по способам их перевода, которые мы определили в предыдущей главе.

Самым простым  является заимствование, которое позволяет  заполнить пробел, обычно металингвистического характера (новая техника, неизвестные  понятия). Заимствование как процесс использования элементов одного языка в другом обусловлено противоречивой природой языкового знака: его произвольностью как разрешающей заимствование силой и непроизвольностью как препятствующим заимствованию фактором (Бурлак, 2002: 69-72). Среди них исторические, географические, социальные, экономические, культурные и прочие условия. Переводчика, прежде всего, интересуют новые заимствования и даже заимствования индивидуального характера. Следует отметить, что зачастую заимствования входят в язык через перевод, среди них фигурируют семантические заимствования, или «ложные друзья переводчика», которых следует особенно опасаться. Среди огромного множества терминов, которые мы встречаем в тексте, переведенных путем заимствования очень мало. Такие слова, как der Reiber, der Stichel переводятся как рейбер и штихель соответственно. Эти термины появились в нашем языке относительно давно, поэтому переводить их каким-то иным способом не имеет смысла. Нет смысла изобретать перо, когда есть ручка. Другой термин der Briefmaler был переведен нами как брифмалер, при этом он был снабжен пояснением, поскольку это слово-реалия, имеющееся только в культуре переводящего языка. При переводе наименования этой должности было бы уместным использовать описательный перевод, не упоминая в переводе данного слова, но с целью передачи специфики значения оригинала мы воспользовались заимствованием.

Калькирование является заимствованием особого рода: мы заимствуем из иностранного языка  ту или иную синтагму и буквально переводим элементы, которые ее составляют. Мы получаем, таким образом, либо калькирование выражения, причем используем синтаксические структуры языка перевода, привнося в него новые экспрессивные элементы, либо калькирование структуры, причем привносим в язык новые конструкции. Например, слово «der Holzschneider» переводится, при использовании метода калькирования, как «резчик по дереву».

Выделяют два  вида калек слов: словообразовательные и семантические. Словообразовательные кальки — это слова, полученные «поморфемным» переводом иностранного слова на русский язык. Семантические кальки — это русские слова, которые получили новые значения под влиянием соответствующих слов другого языка в результате буквализма при переводе.

Применительно к нашей статье, стоит говорить о наличии семантических калек. Словообразовательных калек практически нет, потому что большинство терминов представляют собой сложные существительные. Но примером может служить термин der Abdruck, состоящий из приставки ab и корня druck. В результате перевода мы получаем слово оттиск, которое полностью соответствует данному способу перевода. Такие существительные как der Bilddruck, der Holzschneider, die Holzplatte, der Letternbuchdruck = der Buchdruck mit beweglichen Lettern, das Holzschnittbild, die Buchillustration, die Pilgerfahrt, das grosse Format, der Farbgrund, die Tonplatte, die Strichplatte, die Buchschmuck были переведены путем калькирования. Остановимся на частных случаях перевода вышеуказанных терминов. Так, например сложное существительное der Letternbuchdruck соответствует словосочетанию der Buchdruck mit beweglichen Lettern. В русском языке существует только один эквивалент для этих двух вариантов: книгопечатание с подвижными буквами, именно его мы и использовали при переводе. Автор использует различные варианты во избежание повторения и с целью придания тексту большей выразительности; das Holzschnittbild мы переводим как ксилографическое изображение, поскольку термин из двух компонентов – Holzschnitt и Bild. Мы можем перевести первый компонент как гравюра на дереве, но тогда перевод всего выражения будет чересчур громоздким и непонятным, к тому же текст узкоспециальный и рассчитан на компетентного реципиента. Еще один интересный пример - das grosse Format. Здесь речь идет о ложных друзьях переводчика, то есть ошибка может быть вызвана буквальной интерпретацией – большой формат. Но исходя из контекста можно сделать вывод, что более адекватным вариантом перевода будет – большой размер.

 Дословный перевод, или перевод «слово в слово», обозначает переход от исходного языка к языку перевода, который приводит к созданию правильного и идиоматического текста. В принципе дословный перевод – это единственное обратимое и полное решение вопроса. Эквивалентность сообщений основывается, в конечном счете, на идентичности ситуаций, которая одна позволяет утверждать, что язык перевода содержит некоторые характеристики действительности, которых в исходном языке нет (Комиссаров, 1999: 132-140).

При переводе терминов сложно говорить о дословном переводе, поскольку само понятие применимо, скорее, к переводу текстов или предложений, а не отдельных слов. Вообще создание подобных классификаций призвано упростить процесс перевода и проведения предпереводческого анализа, поэтому отнесение слов к той или иной группе порой носит субъективный характер. Но все же стоит выделить ряд слов, которые можно отнести к этой группе: die bildende Kunst, die Malerei, der Vorwurf, der Gefüge, die Gestaltung, der Weißstrich, das Blatt. Все эти слова имеют устоявшиеся соответствия в немецком и русском языках, поэтому их перевод можно считать дословным. Самым ярким примером служит die bildende Kunst которое имеет прямое соответствие в русском языке и переводится дословно – изобразительное искусство. Термин das Blatt интересен тем, что тоже имеет прямое соответствие в русском языке, но он также может вызвать переводческие ошибки, так как имеет несколько вариантов перевода, зависящих от контекста. В нашем тексте мы возьмем его в значении гравюра.

Транспозицией называется способ, который состоит в замене одной части речи другой частью речи без изменения смысла всего сообщения. Этот способ может применяться как в пределах одного языка, так, в частности, и при переводе. Основной и транспонированный обороты не обязательно эквивалентны со стилистической точки зрения. Переводчик должен пользоваться способом транспозиции, если получаемый оборот лучше вписывается во всю фразу или позволяет восстановить стилистические нюансы. Следует отметить, что транспонированный оборот обычно имеет более литературный характер. Особо частным случаем транспозиции является «перекрещивание».

Использование транспозиции при переводе для данного  текста необходимо. Но часто это  касается структуры самого текста, его адекватной интерпретации. Что  касается терминов – их практически нет, поэтому мы проанализируем перевод лексики близкой к терминологической: vervielfältige Bildkünste, das Vertiefen sein, in Holztafeldruck herstellen, schattende Kreuzschraffen. Так как их немного, остановимся поподробнее на переводе каждого из них.

Итак, vervielfältige Bildkünste подразумевает разнообразные виды изобразительных искусств, но передать адекватно немецкое прилагательное русским не представляется возможным, поэтому при переводе мы добавим слово виды, а прилагательное опустим, исходя из контекста, в соответствии с которым оно было бы лишним.

Словосочетание das Vertiefen sein означает углублять, но в  контексте всего текста подобный перевод просто неуместен, поэтому  приходится прибегать к смысловому развитию и изменению структуры  выражения, в итоге получаем – вырезать вглубь. Сема существительного реализуется в наречии, а глагол приобретает совершенно другое значение.

Выражение in Holztafeldruck herstellen означает изготовление печатей  на деревянных досках. В результате транспозиции мы получаем – печатать с помощью деревянных дощечек. Компонент сложного существительного -druck трансформировался в глагол печатать, а остальные компоненты существительного поясняют нам как осуществляется эта печать, исходный глагол при этом опускается.

Следующее терминологическое выражение schattende Kreuzschraffen переводим как тени созданные перекрестной штриховкой. Здесь мы меняем местами определяемое и определяющее слово. В результате этой транспозиции получаем существительное с причастным оборотом.

Модуляция представляет собой варьирование сообщения, чего можно достичь, изменив угол или точку зрения. К этому способу можно прибегнуть, когда видно, что дословный или даже транспонированный перевод приводит в результате к высказыванию грамматически правильному, но противоречащему духу языка перевода.

При свободной  модуляции устойчивая фиксация отсутствует, и процесс каждый раз происходит заново. Отметим, однако, что отсюда не следует, что такая модуляция  является факультативной; она должна привести при правильном применении к идеальному решению для языка перевода в соответствии с ситуацией, предложенной исходным языком. Стоит отметить, что свободная модуляция может в любой момент стать устойчивой, как только она получит высокую степень частотности или будет представлена в качестве единственного решения. Превращение свободной модуляции в устойчивую происходит всегда, когда она фиксируется в словарях или в грамматиках и становится предметом преподавания. Начиная с этого момента, отказ от модуляции осуждается как нарушение узуса (Латышев, 2001: 112-140) .

Иными словами, модуляция включает в себя как  смысловое развитие, так и опущение. В тексте имеется ряд примеров: die Werkart, die Schnitzmesser, die Bildlinien, die Stege = die Plattenstege, die Plattebearbeitung, der Schrifttext, die Kreuzstrichlage, das Schrottblatt. Наиболее интересным представляется перевод слов: die Bildlinien – контуры, der Schrifttext – текст, die Kreuzstrichlage – перекрестное штрихование. В первом случае мы применяем смысловое развитие, так как контуры это и есть линии изображения (что было бы при дословном переводе); во втором слове перевод первого компонента не важен, поскольку сема слова текст подразумевает что-то написанное; в последнем случае опускается элемент -lage, который означает положение (дословно – перекрестное положение штрихов). Отдельного упоминания заслуживают очень любопытное слово: die Stege.Парадокс состоит в том, что основная сема слова der Steg – элемент, соединяющий между собой части чего-либо. В данном случае речь идет о гравюре и о соединении фрагментов ее изображения на доске, то есть о ее рельефе. Таким образом, в переводе мы получаем слово рельеф.

Информация о работе Особенности перевода терминов искусствоведческой тематики